Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 5
1.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли 5
1.2. Направления и особенности формирования прибыли предприятия 9
1.3. Распределение и использование прибыли предприятия 11
2. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «НОВАТОР» 14
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 14
2.2. Порядок формирования прибыли предприятия 16
2.3. Анализ распределения и использования прибыли предприятия 19
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «НОВАТОР 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Фрагмент для ознакомления
2
Прибыль – основополагающая экономическая категория, исторически являющаяся одной из первых. Прибыль, по сути, выступает смыслом и движущей силой деятельности коммерческих организаций и рыночной экономики в целом. Несмотря на кажущуюся простоту, экономические исследования, посвященные прибыли, содержат множество подходов к определению категории, ее сущности и роли.
Савицкая Г.В. определяется прибыль как часть чистого дохода организаций, который они получают в результате реализации продукции.[ Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. ‒ Москва : ИНФРА‒М, 2019. ‒ С. 384.]
В.В. Бочаров определяет прибыль организации как показатель, определяющий экономический эффект от осуществления деятельности.[ Бочаров В.В. Комплексный экономический анализ: учебник / В.В. Бочаров. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – С. 89.]
А.Д. Шеремет считает, что получаемая организацией прибыль состоит из результата от реализации продукции, финансовой деятельности, сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций.[ Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учебное пособие / А.Д. Шеремет. – Москва : ИНФРА‒М, 2020. ‒ С. 205.]
Представленные определения отражают многообразие видов прибыли, и ее важную роль в деятельности организации.
Виды прибыли предприятий определяются различными подходами к их выделению:
1. В зависимости от отображения в системе учета:
бухгалтерская прибыль определяется вычетом из доходов, получаемых предприятием его внешних затрат, величина которых нашла отражение в системе в бухгалтерского учета;
экономическая прибыль определяется вычетом из доходов величины как внешних, так и внутренних затрат. Разница между видами прибыли заключается в учете внутренних (альтернативных) затрат.
2. В зависимости от вида деятельности.
В анализе выделяют три направления деятельности: операционная, финансовая и инвестиционная. В соответствии с ними формируются и показатели прибыли:
операционная прибыль, получаемая предприятием в результате производства и реализации продукции;
прибыль от инвестиционной деятельности отражает разницу между доходами от продажи внеоборотных активов, финансовых инвестиций и расходами по приобретению амортизируемых активов;
прибыль по финансовой деятельности представляют собой разницу поступлений и выбытий по финансовым операциям, среди которых изменение собственного капитала, ссуд.
3. В зависимости от вида хозяйственных операций:
прибыль от реализации продукции, производимой предприятием, и являющаяся основой его деятельности;
прибыль, полученная от неосновных видов деятельности.
4. В зависимости от состава элементов, формирующих прибыль:
маржинальная прибыль, представляющая сумму чистого дохода от операционной деятельности без учета налогов, за вычетом переменных затрат (определяемых объемами производства);
валовая прибыль, равная маржинальной прибыли за вычетом постоянных затрат предприятия.
5. В зависимости от характера налогообложения:
прибыль, облагаемая налогом на прибыль;
прибыль, не упитывающаяся при уплате налога на прибыль.
6. В зависимости инфляционной «очистки»:
номинальная прибыль, фактически полученная за период;
реальная прибыль, скорректированная на величину инфляции.
6. В зависимости от периода формирования:
прибыль отчетного периода;
прибыль, полученная в предыдущие периоды;
прогнозируемая прибыль.
7. В зависимости от характера использования:
потребляемая прибыль;
капитализируемая прибыль.[ Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. / А.Н. Гаврилова, А.А. Попова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – с. 303]
Важная роль прибыли как показателя финансово-хозяйственной деятельности отражается в ее функциях:
1. Прибыль выступает одной из основных целей деятельности предприятий.
Предпринимательская деятельность исторически осуществлялась, прежде всего, для улучшения благосостояния. Историческое развитие привело к расширению ее смысла, однако, прибыль как источник богатства собственников предприятия остается важным критерием целесообразности.
2. Прибыль выступает источником развития экономики.
Прибыль, которую получают предприятия от осуществления деятельности, с помощью налогов поступает в бюджет и направляется на нужды экономики.
3. Прибыль характеризует эффект деятельности предприятия.
Прибыль, получаемая предприятием, ее сумма, а также производные показатели отражают возможности развития и являются индикатором инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта. Предприятия с высоким уровнем прибыли являются более привлекательными для инвестиций, что приводит к росту возможностей их финансирования и в рамках рынка вызывает перераспределение капитала.
4. Прибыль является источником развития предприятия.
Предприятие, получая прибыль, имеет ряд возможностей для ее
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402–ФЗ (ред. от 02.07.2021) – опубликован в «Собрание законодательства Российской Федерации», 12 декабря 2011 г., № 50, ст. 7344.
2 Приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 19.04.2019) – опубликован в «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 30 августа 2010 г., № 35.
3 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» от 06.06.1999 №43–н (ред. от 29.01.2018) – опубликован в «Финансовая Россия» от 19–25 августа 1999 г.
4 Авдеева В.И. Финансовый менеджмент: учебник / В.И. Авдеева, О.И. Костина, Н.Н. Губернаторов. ‒ Москва : КНОРУС, 2019. ‒ 384 с.
5 Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И. А. Бланк. ‒ Киев: Эльга, Ника‒Центр, 2018. ‒ 681 с.
6 Бочаров В.В. Комплексный экономический анализ: учебник / В.В. Бочаров. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 280 с.
7 Вахрушина М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / М.А. Вахрушина. ‒ Москва : Вузовский учебник, 2019. ‒ 420 с.
8 Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. ‒ Москва : КНОРУС, 2018. ‒ 608 с.
9 Жилкина А.Н. Финансовый анализ: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А.Н. Жилкина. ‒ Москва : Издательство Юрайт, 2018. ‒ 285 с.
10 Журавлева В.Н. Актуальные вопрсы и современный опыт анализа финансового состояния организации: монография / В.Н. Журавлева, А.Н. Болтенков, А.В. Шипицын. ‒ БелУКЭП, 2018. ‒ 144 с.
11 Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие / Н.Л. Зайцев. ‒ Москва : ИНФРА‒М, 2019. ‒ 455 с.
12 Илышева Н.Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации: учебное пособие / Н.Н. Илышева. ‒ Москва : Финансы и статистика; ИНФРА‒М, 2019. ‒ 240 с.
13 Ионова А.Ф. Финансовый анализ: учебник / А.Ф. Ионова. ‒ Москва : ТК‒Велби, Проспект, 2018. ‒ 475 с.
14 Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалев. ‒ Москва : Финансы и статистика, 2018. ‒196 с.
15 Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия: учебное пособие для ВУЗов / Г.Н. Лиференко. ‒ Москва : Экзамен, 2019. ‒ 419 с.
16 Маншеева Л.Н. Экономический анализ: учебное пособие / Л.Н. Маншеева, З.Б. Дугуржапов, М.А. Дугуржапова. ‒ Улан‒Удэ: Изд‒во ВСГТУ, 2018. ‒ 317 с.
17 Маркарьян Э.А. Финансовый анализ: учебное пособие / Э.А. Маркарьян. ‒ Москва : ФБК‒ПРЕСС, 2018. ‒ 267 с.
18 Никулина Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: учебное пособие / Н.Н. Никулина, Д.В. Сухоедов, Н.Д. Эриашвили. ‒ Москва : ЮНИТИ, 2019. ‒ 511 с.
19 Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия / Пястолов С.М. – Москва : Академический проект, 2018. ‒ 573 с.
20 Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. ‒ Москва : ИНФРА‒М, 2019. ‒ 649 с.
21 Файдушенко В.А. Финансовый анализ: теория и практика: учебное пособие / В.А. Файдушенко. ‒ Хабаровск, Изд‒вл ХГТУ, 2019. ‒ 190 с.
22 Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учебное пособие / А.Д. Шеремет. – Москва : ИНФРА‒М, 2020. ‒ 470 с.
23 Батыршина Н.И. Прибыль предприятия как основной финансовый показатель его деятельности и пути её увеличения / Батыршина Н.И. // Экономика и социум. – 2019. – №1-1. – С. 255 – 258.
24 Беланова Н.Н. Пути увеличения прибыли на предприятии / Н.Н. Беланова, Б.Б. Давлатова// Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2020. – №19. – С. 12-19.
25 Болотнова Е.А. Формирование прибыли на предприятиях / Е.А. Болотнова, С.Ю. Соколов// Деловой вестник предпринимателя. – 2020. – №2 (2). – С.10-12.
26 Гоник Г.Г. Рентабельность и пути ее повышения / Г.Г. Гоник// Colloquium‒journal. ‒ 2020. ‒ №13 (65). – С. 128‒132.
27 Коровкина Н.И. Методологические подходы к определению понятия «прибыль» / Н.И. Коровкина, Е.С. Ласикова// Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. ‒ 2019. ‒ №2. ‒ С. 2.
28 Молдован А.А. Виды прибыли и факторы ее определяющие / А.А. Молдован // E-Scio. ‒ 2021. ‒ №5 (56). ‒ С. 10-14.
29 Монакова А.В. Анализ финансового состояния по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности / А.В. Монакова // E‒Scio. ‒ 2022. ‒ №1 (64). ‒ С. 484‒488.
30 Рожкова А.А. Особенности организации финансово‒хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях / А.А Рожкова // Наука и образование сегодня. – 2021. – №5 (64). – С. 25‒27.
31 Романовская Е.В. Анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия/ Е.В. Романовская, Е.А.Семахин, А.В.Захарова, Е.Д. Закунова // Московский экономический журнал. – 2020. – №5. – С. 626-630.
32 Сайын‒Оол С.С. Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – №3‒2. – С. 107‒113.
33 Скорев М.М. Прибыль и рентабельность в современной экономике организации / М.М. Скорев, Т.О Графова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. ‒ 2020. ‒ №4. ‒ С. 130-136.
34 Славкина А.В. Формирование прибыли и факторы, ее определяющие // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №6-2. С. 60-67.
35 Шалаева, Д.В. Стратегический управленческий учет прибыли / Д.В. Шалаева// Московский экономический журнал. – 2020. – №2. – С. 598-606.
36 Шальнева В.В. Система антикризисного финансового управления предприятием / В.В.Шальнева, О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2020. – №1 (50). – С. 37‒46.
37 Юнусов И.А. Оценка влияния пандемии на деловую активность малого предпринимательства в России // Вестник РУК. ‒ 2021. ‒ №2 ‒ С. 98‒105.
38 Ягудина А.Р. Анализ формирования и использования прибыли предприятия / А.Р. Ягудина // Инновации и инвестиции. ‒ 2019. - №9. ‒ С. 361-365.
39 Контур.Диадок [Электронный ресурс]. URL: https://www.diadoc.ru/?ysclid=lg57k9y629822062754 (дата обращения 31.03.2023)
40 Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. статистический бюллетень. Центальный банк РФ [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43791/stat_bulletin_lending_22-12_31.pdf (дата обращения 31.03.2023)