Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы аудитивных игр в процессе обучения аудированию на начальном этапе СОШ
1.1. Анализ понятия аудитивные игры и их роль на начальном этапе СОШ
Сущность и значимость игр и игровых технологий в учебно – воспитательном процессе в настоящее время чрезвычайно велика. Игровые технологии пользуются большой популярностью не только в школе. Данная образовательная технология популярна у всех школьников без исключения. Особенно актуально это для младших школьников, поскольку игра для них не перестала быть одним из ведущих видов деятельности [16].
Под процессом аудирования чаще всего понимают процесс слушания с пониманием, или понимание субъектом речи на слух. Это сложная рецептивная мыслительно - мнемическая деятельность человека. Связано это с восприятиеми дальнейшей переработкой информации, которая содержится в устном речевом сообщении. Можно говорить о том, что аудирование – это прежде всего понимание иностранного языка на слух.
Восприятие речи является крайне важным этапом в изучении английского языка. Методисты отмечают, что начинать работу с аудиоматериалами следует начинать с детьми как можно раньше. Детям это даёт возможность качественно овладевать звуковой стороной изучаемого языка. Также ученик овладевает фонемным составом и интонацией, ритмом, ударением, мелодикой. Усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры идёт всегда через аудирование, которое позволяет облегчить процесс овладения говорением, чтением и письмом.
Если ученик понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. изменить то, что он видит, на то, как это должно звучать. Специалисты выделяют 3 основных вида аудирования:
1. Аудирование основного содержания, когда нужно понять самую главную информацию, игнорируя детали.
2. Аудирование с полным пониманием, в котором важно и основное содержание, и детали.
3. Аудирование с выборочным пониманием, направленному на вычленение и осмысление только интересующей информации или той, которая указана в задании.
Аудирование всегда соотносят с экспрессивной устной речью и ее формой, воспринимаемой на слух. При этом, аудирование рассматривают как компонент устно-речевого общения. Аудирование можно рассматривать как восприятие на слух и понимание диалога или полилога. Помимо прочего, аудирование может быть рассмотрено как понимание монологической речи и как восприятие текста на слух.
С точки зрения современной методики при изучении иностранных языков выделяют:
-коммуникативное аудирование;
- учебное аудирование;
- контактное аудирование (как составная часть интерактивного общения);
-дистантное аудирование (посредством радио, телевидения, аудиозаписи).
В связи с этим рекомендуют к использованию следующие виды упражнений по аудированию:
1. Упражнения, которые выполняются перед прослушиванием аудио текста.
2. Упражнения, которые выполняются в процессе прослушивания аудиотекста.
3. Упражнения, которые выполняются после прослушивания аудиотекста.
Все эти упражнения методисты рекомендуют проводить с использование аудитивных игр. Аудитивные игры – это своеобразная проверка, которая позволяет зафиксировать способность восприятия речи на слух. При этом, каждая дидактическая задача, которую ставит перед собой учитель, требует, как понимания английской речи, так и умения умения одновременно с восприятием услышанного совершать мыслительную, то есть, когнитивную операцию. В этом заключается основная цель процесса аудирования. Все тексты при этом должны быть записаны на магнитную пленку. Высокую оценку получает тот ученик, который сумел решить поставленную перед ним задачу с первого раза и после первого прослушивания. Педагог при этом может использовать самые разнообразные тексты на своё усмотрение. Каждый учитель работает над совершенствованием процесса аудирования и, соответственно подбирает для этого много различных текстов. Любая игра, которая может быть использована в процессе аудирования, будет являться игрой, которая осуществляется при работе с разнообразными текстами, и возможно с картинками. Педагоги практики признают, что аудитивные игры позволяют достичь в учебно-воспитательном процессе самые разнообразные цели. Это позволяет научить учеников понимать смысл однократного высказывания. Ученики способны также выделять самое главное в потоке информации. Они способны распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи. Все эти процессы позволяют также непрерывно развивать слуховую память и слуховую реакцию учеников.
Чаще всего аудитивные игры проводят с помощью магнитофона, или CD проигрывателя. Дети привыкают к темпу и тембру педагога и крайне важно, чтобы и аудио запись и речь учителя звучали в естественном темпе и предъявлялись однократно. Если этого не происходит, смысл проведения такой игры теряется. Важно помнить, что в условиях реализации ФГОС достаточно важно активизировать познавательную и когнитивную деятельность младших школьников.
Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. В традиционной образовательной модели учитель выдавал знания детям в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора. В условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Педагог в традиционной школе формировал у школьника знания, умения и навыки (ЗУН) в рамках изучаемых учебных дисциплин в учебном плане. Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида конечного образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Изучение опыта работы учителей практиков показывает, что в процессе обучения игровые приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников используются иногда эпизодически и бессистемно. Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на уроках. Современная школа испытывает достаточно большую потребность в расширении методических материалов в области реализации игр и игровых технологий. При этом именно игровые технологии позволяют активизировать познавательную деятельность школьников.
Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Г.К. Селевко указывает на их отличие от игр обычных. В них присутствует наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей, педагогического результата. Наряду с термином «игровые технологии», в педагогике используется термин «игровое обучение». Смысл игрового обучения заключается в следующем.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2016. - No 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст] / Н. В. Апатова. - Учебное пособие. - Москва: Российская академия образования, 2014. – 224 с.
6. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 16.11.2023).
7. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 16.11.2023).
8. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
9. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2007. – 60 с.
10. Бочарова, Л.И. Нестандартный урок как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на уроках математики [Текст] / Л.И. Бочарова, М.В. Глебова, Н. А. Цыгунова // Вестник белгородского института развития образования. – 2017. – No4(6). – С. 66-72.
11. Вербицкий, А.А. Методические рекомендации по проведению деловых игр [Текст] / методическое пособие // А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова. – М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф. техн. обучения молодежи, 2004. – 158 с.
12. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 16.11.2023).
13. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
14. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
15. Денисова, Е. В. Дидактическая игра как элемент нестандартного урока информатики и ИКТ в 8-х классах [Текст] / Е.В. Денисова // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.)/ АГГПУ им. В.М. Шукшина. - Бийск: РИО АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2018. - С.574-578.
16. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
17. Ибрагимова, К. Ю. Использование игр в учебном процессе [Текст]/ К.Ю. Ибрагимова//педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: Сб ст. Х Междунар. Науч.-метод. конф.- Пенза, 2003. – С. 43-48.
18. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть II: Не совсем обычные и совсем необычные уроки [Текст] / Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-н // Д: Изд-во ―Учитель, 2006. – 175 с.
19. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
20. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
21. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 16.11.2023).
22. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 16.11.2023).
23. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 16.11.2023).
24. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
25. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе [Текст] / Е.Д. Нелунова. – Иностранные языки в школе. – 2006. - No 7. – С. 62-65.
26. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
27. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
28. Пайгачев, Н.В. Педагогические технологии использования дидактических игр в учебном процессе [Текст] / Учебно-метод. пособие // Н.В. Пайгачев. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2017. - 104 с.
29. Рець, М.С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 16.11.2023).
30. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе [Текст] / В.М. Филатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 413 с.