Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Суверенитет - это неотъемлемое превосходство государства на своей территории и его независимость в международных отношениях. В обществе власть может принимать различные формы, такие как партия, семья или религия. Однако только государство, осуществляющее верховную власть в пределах своих границ, имеет право принимать решения, обязательные для всех граждан, организаций и учреждений. В современной правовой теории наряду с понятиями "государственный" и "национальный" суверенитет разработано понятие "национальный суверенитет". Содержанием этого понятия считается полновластие государства, политическая свобода выбора формы государственно-правовой организации и отношений с другими государствами. При этом суверенитет государства обеспечивается социально-экономической и политической структурой общества и не присущ ни одному государству изначально.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании теории национального суверенитета в конституционном праве.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы теории национального суверенитета в конституционном праве.
Целью исследования является анализ теории национального суверенитета в конституционном праве.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие «национальный суверенитет» в теории права;
2.рассмотреть взаимосвязь национального суверенитета;
3.исследовать актуальные аспекты национального суверенитета;
4.предложить пути реализация национального суверенитета.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е., Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю., Нудненко Л.А., Хабриева Т.Я., Чертков А.Н., Шустров Д.Г. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Правовые основы теории национального суверенитета в конституционном праве РФ
1.1.Понятие «национальный суверенитет» в теории права
Суверенитет как характеристика государства означает верховенство и независимость государства, государственную власть внутри и вне общества, в той сфере, в которой государство возникло, существует и действует, а также по отношению к другим иностранным государствам.
Как политико-правовое явление суверенитет присущ государству в целом, но не отдельным его органам, должностным лицам и представителям (например, монарху, президенту, правительству, главам правительства, парламенту, парламентариям, судьям и т.д.) .
За последние несколько сотен лет были разработаны различные теории суверенитета, начиная от "государственного суверенитета", "национального суверенитета", "народного суверенитета", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" и заканчивая современными авангардными теориями, согласно которым суверенитет утратил свое научное и политическое практическое значение в контексте процессов глобализации.
Как атрибут государства, суверенитет отражает уникальное и возможное положение, которое государство занимает в обществе. Он является прямым (хотя и относительным) выражением автономии государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этническим группам, политическим партиям, общественным организациям и отдельным гражданам. Без автономии и суверенитета государство не может эффективно или просто реально выполнять свои цели и функции.
Такие теоретические, политические и правовые трактовки, как "народный суверенитет", "народ - единственный источник власти", "право народов на самоопределение", "государствообразование" показывают, что государственный суверенитет имеет сложную и противоречивую природу, которая фактически зависит от государственной формы правления, государственного устройства, общества, политики, государственных процессов и движений, специфики и историчности общества.
Суверенитет по сути является категорией права наций и в то же время фундаментальным политико-правовым атрибутом государств как субъектов международного права. Действительно, между наднациональностью и суверенитетом нет противоречия. Наднациональность является следствием суверенитета, когда государства добровольно уступают часть своих полномочий международным организациям и становятся членами таких организаций, созданных на основе договора. Наднациональный характер организаций не означает, что государства-члены теряют свой суверенитет, а лишь передает свои полномочия совместно созданным международным организациям. Многие авторы считают, что расширяющийся процесс интеграции требует по-новому поставить вопрос о государственном суверенитете, который в последние годы был значительно "размыт" и даже исчерпан.
Чрезмерная концентрация государств на собственном суверенитете часто не позволяет им быстро реагировать на глобальные проблемы (терроризм, экологические угрозы). В таких сложных глобальных вопросах наднациональное регулирование могло бы существенно изменить ситуацию .
Передача государствами своих полномочий (прав) международным организациям является фундаментальной проблемой для всей теории надгосударственности. Ответ на нее зависит исключительно от философии, которой придерживается исследователь или другой объект интерпретации.
Страх утвердительного ответа на этот вопрос в начале XXI века обусловлен опасением, что тем самым оправдывается потеря государством суверенитета. Однако делегирование полномочий государством является реализацией его суверенитета и международной правосубъектности, а не отказом от них. Формулировка относительно договорного основания для передачи полномочий также совершенно верна.
Особенностью наднационального подхода является право международных организаций вмешиваться во внутренние дела государств. Так, согласно п.7 ст.2 Устава ООН, ООН не имеет права "вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю юрисдикцию любого государства". Таким образом, концепция невмешательства не означает, что государство может произвольно отнести любой вопрос к своей внутренней юрисдикции. Международные обязательства государства, включая обязательства по Уставу ООН, являются критериями для надлежащего решения его вопросов.
Стоит более подробно рассмотреть понятие "суверенитет", которое не получило должного изучения и природа которого не закреплена ни в международном, ни во внутригосударственном праве (российское право) О.М. Мешелякова считает, что суверенитет - это свойство, подразумевающее территориальное превосходство и независимость государства на международной арене (и с ней трудно не согласиться).
Территориальное верховенство означает, что государство суверенно на своей территории, поскольку нет более высокой власти, которой оно подчинено, а также характеризует характер государственной власти, действующей от имени государства, тем самым обязывая его к этому.
Однако это ложное утверждение, основанное на "двусмысленности" категорий "суверенитет" и "наднациональность".
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Нормативные правовые акты и международные договоры Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. ¬— 2020. — № 11. — Ст. 1416
2.Материалы юридической практики:
3. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П // Собрание законодательства РФ — 2000. — № 25. — Ст. 2728
3.Научная и учебная литература
4. Аносова, Л. А. Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм / Л. А. Аносова, Л. С. Кабир // Экономика и управление. – 2014. – № 3(101). – С. 4-11.
5. Бурняшева, Л. А. Особенности политических трансформаций под влиянием процессов глобализации / Л. А. Бурняшева // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2015. – № 9(124). – С. 58-66.
6. Заметина, Т. В. Национальная федерация как форма государственного устройства / Т. В. Заметина // Научно-образовательный портал "Большая российская энциклопедия". – 2023. – № 4.
7. Коврякова, Е. В. Основы государственной национальной стратегии: конституционно-правовой аспект / Е. В. Коврякова // Lex Russica (Русский закон). – 2017. – № 1(122). – С. 50-61.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. — 592 с.
9. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. — 280 с.
10. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. — 372 с.
11. Либеров, А. Н. Понятие "национального суверенитета" в современной теории права / А. Н. Либеров // Юридическая мысль. – 2011. – № 2(64). – С. 49-52.
12. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. — 232 с.
13. Межуев, Б. В. Суверенное бессознательное / Б. В. Межуев // Тетради по консерватизму. – 2016. – № 3. – С. 29-38.
14. Новосельцев, А. Ю. Фиктивные государства: история и современность / А. Ю. Новосельцев, К. В. Степанюгин // Российский журнал правовых исследований. – 2020. – Т. 7, № 2. – С. 28-34.
15. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. — 264 с.
16. Романова, Л. М. Национальный суверенитет России: понятие и принципы / Л. М. Романова // Философия права. – 2007. – № 4(23). – С. 61-65.
17. Романовская, В. Б. Проблема государственного суверенитета и ее отражение в творчестве Леона Дюги и Раймона Карре де Мальберга / В. Б. Романовская, В. В. Пужаев // Журнал российского права. – 2016. – № 2(230). – С. 26-38.
18. Трубицына, Т. А. Народный суверенитет и его реализация в Конституции РФ 1993 года / Т. А. Трубицына // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2014. – № 25. – С. 241-244.
19. Цапенко, И. П. Культурное многообразие и судьбы наций / И. П. Цапенко // Полис. Политические исследования. – 2018. – № 2. – С. 173-183.
20. Чиркин, В. Е. Интеграционные межгосударственные процессы, конституции и государственный суверенитет / В. Е. Чиркин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2019. – № 3(76). – С. 5-19.