Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. С начала 2014 года в нашей стране начала действовать Федеральная контрактная система. Она была создана для улучшения государственного и муниципального управления, основываясь на закупке товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Для создания такой системы было важно понимание ее сущности, принципов работы и механизма реализации. Контрактная система призвана поднять управление на уровень инновационных задач.
Экспертное сообщество пришло к выводу, что повысить эффективность государственных расходов можно путем изменения организационной модели государственных закупок и совершенствования процедур и инструментов управления бюджетными расходами. Переход на контрактную систему связан с желанием страны решить эти давно назревшие проблемы.
Однако стоит отметить, что важная роль гражданского общества требует наведения порядка в механизме закупок. Федеральная контрактная система - это новая модель государственных и муниципальных закупок, основанная на системном подходе. Система закупок включает в себя новую идеологическую, законодательную, экономическую, управленческую, техническую, кадровую и информационную базу.
Контракт - это основной документ, определяющий права и обязанности сторон контракта. Контракт определяет порядок выполнения сторонами своих обязательств и определяет правовые границы возможных (регулируемых) действий. Он формализует экономическое и юридическое равенство всех сторон и принимает принудительные меры (санкции) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств всеми сторонами.
В отечественной экономической науке существуют научные исследования, специализирующиеся на функционировании национальной контрактной системы. Так, особый интерес в контексте исследования представляют статьи Ю.М. Воронина, О.Г. Геймура, А.И. Дудочникова, Г.Ф. Миначевой, В.Н. Ерёмина, С.В. Лавренко, А.В. Романовой, А.В. Мандрюкова, Л.Н. Овсянникова и др.
Предметом исследования является контрактная система.
Объектом исследования является процесс формирования эффективной государственной контрактной системы.
Цель исследования – рассмотреть принципы контрактной системы.
В соответствии с указанной целью поставлены перед собой следующие задачи:
рассмотреть понятие и основы нормативно-правового регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров;
изучить понятие и виды принципов контрактной системы в сфере закупок;
охарактеризовать расторжение государственных контрактов;
рассмотреть применение принципов контрактной системы в сфере закупок для повышения эффективности использования бюджетных средств.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы контрактной системы
1.1 Понятие и основы нормативно-правового регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров
Институт государственных закупок служит механизмом удовлетворения потребностей граждан и страны и содействия экономическому развитию. В современных условиях России роль механизма государственных закупок принадлежит контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
Нет никаких сомнений в том, что первым источником, к которому необходимо обратиться, выступает Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором контрактная система определяется как группа участников контрактной системы в сфере закупок и реализуемая ими, в том числе использование единой информационной системы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами контрактной системы в сфере закупок., Предназначенный для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Лицом, участвующим в закупке, является любое юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения и источника капитала, или любое физическое лицо, в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ) .
Некоторые положения "Закона о контрактной системе" также регулируются указами различных федеральных министерств и ведомств. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления также приняли нормативные правовые акты, касающиеся надзора за определенными аспектами сферы закупок в рамках своей компетенции.
Институт государственных закупок служит механизмом удовлетворения потребностей граждан и страны и содействия экономическому развитию. В современных условиях России роль механизма государственных закупок принадлежит контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
При разработке законопроекта о российской контрактной системе эксперты придерживались опыта Соединенных Штатов. Следует отметить, что термин "контрактная система" заимствован из законодательства США, и в законодательстве США не дается никакого объяснения этому термину. В российской учебной литературе, а также в нормативных правовых актах даются различные определения понятия "контрактная система", которые необходимо рассмотреть более подробно .
Несомненно, источником, к которому необходимо обратиться в первую очередь, выступает Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором контрактная система определена как совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд .
Анализ определения «контрактной системы», приведенный на законодательном уровне, вызывает ряд вопросов. Так, по мнению И.В. Митьковской толкование этого термина в законе является громоздким и не в полной мере отражает природу системы государственных закупок. Косарев К.В. считает, что сводить термин «контрактная система» к ее участникам – не совсем верно .
С точки зрения Андреевой Л.В. понятие контрактной системы, концепция контрактной системы объединяет различные субъекты закупочной деятельности. Эти субъекты наделяются функциями нормативными правовыми актами, и их реализация направлена на достижение целей закупок. Ф.А. Тасалов считает, что разработчики закона, позаимствовав концепцию контрактной системы из законодательства США (которое не включает термин "федеральная контрактная система"), не до конца понимали природу контрактной системы, ее цели и задачи.
С точки зрения В.А. Федоровича, федеральную контрактную систему следует понимать как основной механизм государственного контроля за экономическим развитием и решения социально-экономических проблем общества.
Е.П. Чорновол приводит такой вариант определения "контрактной системы", который позволяет устранить недостатки определения, содержащегося в окончательной спецификации вышеупомянутых нормативных актов. Взяв за основу то определение контрактной систем ы, которое дается в п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, указанный автор ввел некоторые уточняющие элементы в определение понятия, эти элементы существенно дополняют его основные базовые составляющие, но, в то же время, состав субъекта договорных отношений Е.P.Черновол понимается как совокупность субъектов публичного правопорядка.
М.В. Шмелева в своем определении контрактной системы указывает на то, что система представляет собой правовой механизм, включающий "элементы взаимозависимости и взаимодействия", и что один из основных базовых элементов контрактной системы также следует рассматривать как ее цель.
1.2 Понятие и виды принципов контрактной системы в сфере закупок
Исходя из анализа различных определений, под контрактной системой закупочной деятельности следует понимать группу участников и их реализацию в соответствии с принципами контрактной системы на всех этапах закупочной деятельности, направленной на удовлетворение государственных нужд. Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает принципы закупок, предложенные на рисунке 1 .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 01.1996 № 14 – ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст.1652.
5. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собр. законодательства РФ. – 2011. – № 30 (ч. 1). – Ст.4571.
6. Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 N 89 (ред. от 31.10.2022) «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 7. – Ст.683.
7. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (ред. от 17.08.2020) «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере:» // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 49 (часть VII). – Ст.6435.
8. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (ред. от 31.10.2022) «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» // Собр. законодательства РФ. – 2016. – № 13. – Ст.1880.
9. Алехина, О.В. Исследование коррупции в сфере государственных закупок через призму принципов контрактной системы / О.В. Алехина // Закон и власть. – 2019. – № 2. – С.32–35.
10. Акулич, Е.И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок / Е.И. Акулич // Российское предпринимательство. – 2020. – № 4 (274). – С. 623–634.
11. Байбарова, М.А. Маркетинговые инструменты продвижения территориального кластера в концепции развития региона / М.А. Байбарова // Синергия наук. – 2018. – № 27 – С.258–268.
12. Белова, С.Н. Взаимосвязь финансового мониторинга и финансового контроля в сфере государственных закупок / С.Н. Белова // Научный альманах: сборник научных трудов. – Москва, 2020. – С. 15–19.
13. Блюм, Ю.Д. Инновации: понятие и состояние в Республике Коми / Ю.Д. Блюм, М.С. Демина // СЕВЕРГЕОЭКОТЕХ – 2015: материалы XVI Международной молодёжной науч. конф.: в 6 ч. – Ухта: Ухтинский государственный технический университет, 2015. – С.149.
14. Бобров, А.В. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности национальной экономики / А.В. Бобров // Студенческий вестник. – 2021. – № 23-2 (168). – С.39–41.
15. Гасаналиева, А.Ш. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд / А.Ш. Гасаналиева // Молодой ученый. – 2021. – №2. – С. 671–673.
16. Голованова, С.В. Межфирменная кооперация: уроки для развития кластеров в России / С.В. Голованова, С.Б. Авдашева, С.М. Кадочников // Российский журнал менеджмента. – 2010. – Т. 8. – № 1. – С.41–66.
17. Гоненко, Д.В. Современная система государственных закупок Российской Федерации: основные проблемы и их решение / Д.В. Гоненко, А.Н. Новичихин // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – Т. 2. – № 5 (113). – С.14–20.
18. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации : учебник / В.Н. Ерёмин. – М. : КНОРУС, 2019. – 648 с.
19. Косаренко Н.Н. Государственный финансовый контроль: публично-правовое регулирование: монография. / Н.Н. Косаренко. – М.: Русайнс, 2018. – 214 с.
20. Лавренко С.В. Финансовый контроль в системе обеспечения национальной безопасности: институциональный аспект/ С.В.Лавренко, А.В. Романова // Финансы и кредит. – 2020. – №26(410). – С.58-62.
21. Маковлева Е.Е. Инструменты и методы противодействия недобросовестному исполнению государственного контракта / Е.Е. Маковлева // Экономическая политика. – 2018. – Т. 13. – № 13. – С. 62 – 81
22. Овсянников Л.Н. Становление государственного финансового контроля / Л.Н. Овсянников // Финансы. – 2019. – № 6. – С. 59-64.
23. Овчарова А.О., Игнатьева Ю. И. Правовые механизмы формирования эффективной контрактной системы в сфере государственных закупок / А.О. Овчарова // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 3 (88). – С. 138–145.
24. Подвальный И.О. Судебная практика по искам об оспаривании торгов (закупочных процедур) и контрактов, проведенных и заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44–ФЗ / И.О Подвальный // Информационно–аналитический журнал «Арбитражные споры». – 2019. – № 1. – С. 19 – 39. 133.
25. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. Структурированный учебник / Л.М. Подъяблонская // – Режим доступа: http://economy-ru.com/munitsipalnyie-finansyi-knigi/upravlenie-finansami-veduschih-zarubejnyih.html/
26. Пучкова А.П. Регулирование государственных закупок в праве Европейского союза: Дисс. … канд. юрид. наук. / А.П. Пучкова. – М.: 2018. – 194 с.
27. Степанова Е.Е. Специфика признания государственных (муниципальных) контрактов недействительными / Е.Е. Степанова // Юрист. – 2018. – № 10. – С. 51 – 56.
28. Ткачев, А. В. Применение принципов контрактной системы в сфере закупок для повышения эффективности использования бюджетных средств / А. В. Ткачев. // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). – Казань : Молодой ученый, 2021. – С. 31-33.
29. Юдин, А.А., Тарабукина Т.В. Понятие, принципы и правовое регулирование контрактной системы // Московский экономический журнал. 2021. № 8. – Режим доступа: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2021-40/