Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время нестабильность стала постоянной составляющей нашей жизни. У современной молодежи существует ряд проблем, включая основную – проблему трудоустройства. Несмотря на то, что профессиональные программы образования соответствуют потребностям современного мира, молодым выпускникам не так просто получить работу по своей специальности, удовлетворяющую их цели и материальные ожидания. Сложности возникают уже на этапе поиска работы и стажировке на новом рабочем месте.
Актуальность этой темы исследования обусловлена рядом объективных причин. Среди причин можно отметить неготовность молодых специалистов к трудовой деятельности из-за отсутствия необходимых навыков работы (по статистике, более 65% выпускников вузов трудоустраиваются не по специальности, и безработица среди молодежи увеличивается с каждым годом). [16]
Данная проблема затрагивает всех граждан, поэтому является общегражданской проблемой. Несмотря на то что данный вопрос изучали многие социологи такие как такие как Титма М.Х., Чередниченко А.Г., Добреньков В.И., Сорокина Н.Д., Проблема всё еще очень актуальна и не является достаточно изученной, в первую очередь по тому, что ситуация на рынке труду динамическая, изменчивая в разные промежутки времени, экономика нестабильна, а это прямое влияние на трудоустройство начинающих специалистов.
Основная проблема исследования заключается в том, что в нестабильных динамических условиях на рынке экономики требования к потенциальным сотрудникам могут отличаться от представлений студентов. Что это - проблема образования или результат опережающего события времени. Молодым специалистам сложно устроиться на работу после окончания вуза из-за множества требований и условий со стороны работодателей, к которым они просто не готовы.
Цель данной курсовой работы – изучение с разных сторон и анализ перспектив трудоустройства выпускников социологического факультета по выбранной и освоенной ими специальности.
Объектом исследования являются студенты старшекурсники социологического факультета, 125 человек из них 54 девушки и 71 парней.
Предметом исследования являются представления о трудоустройстве студентов социального факультета.
Для достижения поставленных целей в рамках исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретическое исследование рынка труда.
2. Рассмотреть основные направления развития этого рынка.
3. Исследовать перспективы трудоустройства.
4. Проанализировать полученные результаты.
В рамках исследования возникли гипотезы:
1. Устроиться на работу по специальности сложно начинающему специалисту.
2. Роль государства в возможности трудоустройства социолога достаточно велика.
Несмотря на то, что проблемы социокультурного характера и проблемы трудоустройства студентов и молодежи были уже освещены в работах многих авторов, данное исследование проводится с учетом реалий сегодняшнего дня, сложной экономической ситуации в стране.
Методы исследования: анализ работ авторов социологов, изучение результатов социологических исследований, изучение ресурсов по поиску работы и анализ текущих вакансий и спроса, анонимное анкетирование.
Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны для информированности учащихся и выпускников в целях повышения их конкурентоспособности рынке труда, также они могут быть полезны для вуза при планировании прохождении практики студентов.
База исследования: студенты социологического факультета, старшекурсники парни и девушки в возрасте от 20 до 25 лет.
Глава 1. Теоретический анализ рынка труда
1.1. Основные направления развития рынка труда в России
Рынок труда в экономических отношениях занимает главенствующую роль. Здесь встречаются интересы работников и работодателей из разных организаций - государственных, муниципальных, общественных и частных коммерческих. Эти социально-экономические отношения напрямую влияют на существенные потребности населения.
Механизмы рынка труда определяет уровень занятости и заработной платы для населения. Одним из негативных, но частых явлений в обществе является безработица.
Именно по состоянию рынка труда мы судим об общем благополучии, стабильности и эффективности социально-экономических изменений в стране.
В связи с тем, что экономическая структура страны разнообразна и постоянно меняется, возникают новые требования к качеству рабочей силы, ее профессиональному составу и уровню подготовки. В результате возникает конкуренция между работниками, которая может быть, как негативным так позитивным мотивационным фактором. Нам важно понимать влияние факторов, формирующих процессы на рынке труда, анализировать закономерности, тенденции и перспективы его развития.
Занятость населения является необходимым условием для поддержания достойного уровня жизни людей, повышение уровня обучения и квалификации работников, а также их трудоустройство и социальная поддержка тех, кто остался без работы.
Поэтому проблемы занятости населения, безработица, а также конкурентоспособности рабочей силы и рынка труда в целом остаются актуальными для экономики страны.
На сегодняшний день российский рынок труда характеризуется постоянными изменениями в соответствии с количественными параметрами спроса и предложения трудовых ресурсов, а также с содержательными характеристиками требований к работе и возможностям компаний их реализовать. [40]
Инфляция и экономический хаос оказывают негативное воздействие на заработную плату, она по-прежнему дальше снижается, особенно в государственном секторе, и увеличивается разрыв между вознаграждением за труд и его результатами, качеством и сложностью. Из-за этого заработная плата теряет свою функцию распределения труда между различными секторами экономики в соответствии с спросом.
На состояние российского рынка труда оказывает непосредственное влияние внешняя и внутренняя экономика страны, на экономику в свою очередь оказывают влияние различные факторы последних лет (2021-2023), включая:
- спецоперацию и военный конфликт на востоке Украины
- большим количеством санкций наложенными западными странами и их союзником США в связи со спецоперацией
- присоединение Крымского полуострова
- повышение цен на продукты питания и услуги в связи с санкциями.
В связи с санкциями многие зарубежные компании покинули Российскую Федерацию, образовались огромные экономические трудности и тысячи безработных граждан в 2021 году оказались в затруднительном положении.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балашова Н.В. Трудоустройство выпускников в Иркутской области: обзор статистических материалов // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 5. – С. 1005-1018. – doi: 10.18334/et.9.5.114639.
2. Балуева Т.В. Молодые специалисты на рынке труда. Попытка анализа перспектив // В мире научных открытий.- №5.- 2015
3. Багдасарьян Н.Г., Немцов А.А., Кансузян Л.В.. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социс.- №6.- 2003
4. Баева О.Н. Подготовка кадров и потребность регионального рынка труда (на примере Иркутской области) // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах: Сборник докладов по материалам X Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Петрозаводск, 2013. – c. 32-4
5. Балдынова Е.В., Малютина С.А. Сравнительный анализ среднемесячной реальной заработной платы работников организаций в разрезе видов экономической деятельности по Иркутской области // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – № 3. – c. 409-418. – doi: 10.17150/2500-2759.2018.28(3).409-418
6. Былков В.Г. Трансформация системы квалификаций на основе создания профессиональных стандартов // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2014. – № 1(93). – c. 67-73.
7. Воронцова Е. Г., Зимина Е.В., Никулина Т.И. Специфика мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности и его связь с уровнем морально-этической ответственности студентов-юристов // Экономика труда. – 2021. – № 5. – c. 537-548. – doi: 10.18334/et.8.5.112087.
8. Выпускникам рассказали, что их ждет после обучения. Irk.kp.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.irk.kp.ru/daily/27370/4562701 (дата обращения: 04.04.2022).
9. В Приангарье по программе «Земский учитель» в 2021 году приедут 53 учителя. Irkobl.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://irkobl.ru/news/1193961 (дата обращения: 07.04.2022).
10. Горяйнова Н.М. Научная статья: О проблеме трудоустройства молодых специалистов и возможностях взаимодействия образовательных организаций и работодателей в её решении // Управление в современных системах. 2016. № 4(11). с.3-8.
11. Добреньков В.И. Социологическое образование и общество / В.И. Добреньков // Тезисы 3-го Всероссийского социологического конгресса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. lib. socio.msu. ru/l/library.
12. Тартаковская И. Жизненный путь и карьера социолога [Электронный ресурс] / И. Тартаковская / / Поволжский региональный семинар «Жизненный путь социолога: образование, практика, карьера» / НИЦ «Регион». 1997. Режим доступа: http://region.ulsu.ru/books/drugoe_pole/ appendix2.
13. Горяйнова Н.М. Научная статья: О проблеме трудоустройства молодых специалистов и возможностях взаимодействия образовательных организаций и работодателей в её решении // Управление в современных системах. 2016. № 4(11). с.3-8.
14. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. 2016. Будущее образовательных общностей: временная перспектива в условиях социальной неопределенности. – Социс. Социологические исследования. № 10(390).С.3-13.
15. Звягинцева В.В. 2013. Компетентностный подход и профессиональная социализация студентов (на примере вузов г. Москвы и Московской области). – Социология образования. № 5. С. 21-29.
16. Занятость и безработица в Иркутской области. Irkzan.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.irkzan.ru/content/занятость_и_безработица (дата обращения: 03.04.2022).
17. Итоги выборочного обследования рабочей силы [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265 (дата обращения: 20.10.2020).
18. Иркутскстат изучил ситуацию с трудоустройством в Приангарье. Irkutskstat.gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://irkutskstat.gks.ru/folder/152488/document/157890 (дата обращения: 20.03.2022).
19. Карапетян Р.В. и др. ; под общ.ред. Карапетяна Р. В. Социология труда : учебник и практикум для академического бакалавриата — М. // Издательство Юрайт, 2016.
20. Кучмаева О.В. и др. ; под общ. ред. Кучмаевой О.В.. Экономика и социология труда в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата — М. // Издательство Юрайт, 2018.
21. Кучмаева О.В. и др. ; под общ. ред. Кучмаевой О.В. Экономика и социология труда. В 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата — М. // Издательство Юрайт, 2018
22. Клушина Н.П. Высшее образование как социальная ценность // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – № 5(43). – c. 126-130.
23. Лебединцева Л.А. и др. ; под ред. Лебединцевой Л.А. Социология профессий : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры— М. // Издательство Юрайт, 2018.
24. Мосиенко О. С., Филоненко В. И., Магранов А. С., Понеделков А. В. Особенности и противоречия профессиональной социализации современной студенческой молодежи: итоги межрегионального социологического исследования // Власть. 2017. Том 25. № 5. С. 18-28.
25. . Носырева И.Г. Управление трудовым потенциалом организации: стратегические аспекты // Экономика труда. – 2018. – № 4. – c. 1179-1194. – doi: 10.18334/et.5.4.39616.
26. О комплексе мер, направленных на восстановление (до уровня 2019 года) численности занятого населения в Иркутской области, на 2021 год. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/574612652 (дата обращения: 10.04.2022).
27. Официальные публикации Иркутскстата. [Электронный ресурс]. URL: https://irkutskstat.gks.ru/folder/35281 (дата обращения: 25.03.2022).
28. Пуляева В.Н. Ценностное предложение работодателя для нового поколения работников // Проблемы теории и практики управления. – 2021. – № 7. – c. 155-166. – doi: 10.46486/0234-4505-2021-7-155-166 .
29. Прогноз кадровых потребностей экономики Иркутской области на основе потребностей инвесторов и прогноза социально-экономического развития региона. Irkzan.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.irkzan.ru/content/прогноз_потребности_в_кадрах (дата обращения: 25.03.2022).
30. Рейтинг социально-экономического положения регионов. РИА Новости. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://riarating.ru/infografika/20200602/630170513.html (дата обращения 20.11.2020)
31. Росстат сообщил о новом историческом минимуме безработицы//[Электронный ресурс] https://www.interfax.ru/russia/918586
32. Регионы России. Социально-экономические показатели. Gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 25.03.2022).
33. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – 30 c.
34. Совещание о ситуации на рынке труда [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства России – URL: http://government.ru/news/39947(дата обращения: 29.06.2020).
35. Соколова Л.Г. Влияние методов формирования кадрового инновационного потенциала занятых в экономической деятельности на рост производительности труда // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 285-298. – doi: 10.18334/et.9.2.114253.
36. Семенов П., Сулих А. Проблемы трудоустройства выпускников российских университетов.-№5.- 2016, 156-158с.
37. Сычева В.О. Научная статья: Трудоустройство выпускников вузов: проблемы и пути их решения // Вестник Поволжского института управления.- №4, 2016.- 91-97с.
38. Тартаковская И. Жизненный путь и карьера социолога [Электронный ресурс] / И. Тартаковская / / Поволжский региональный семинар «Жизненный путь социолога: образование, практика, карьера» / НИЦ «Регион». 1997. Режим доступа: http://region.ulsu.ru/books/drugoe_pole/ appendix2.
39. Терганов Я.К., Косихин А.С., Карташов С.А. Будущее рынка труда: к чему готовиться нынешним детям // Труд и социальные отношения. – 2021. – № 5. – c. 30-41. – doi: 10.20410/2073-7815-2021-32-5-30-41
40. Федеральное статистическое выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr_2021/index.html (дата обращения: 08.04.2022).
41. . Хамалинский И.В., Завгородняя В.В. Методические подходы к анализу взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда (на примере Омской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 29. С. 62-68.
42. Четверть выпускников иркутских вузов 2021 года хотят работать в IT. Irkutsk.bezformata.com. [Электронный ресурс]. URL: https://irkutsk.bezformata.com/listnews/irkutskih-vuzov-2021-goda/93848688 (дата обращения: 08.04.2022).
43. Экономический рост, ведущий к увеличению занятости [Электронный ресурс] https://www.ilo.org/moscow/dw4sd/themes/employment-rich/lang--ru/index.htm