Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждая страна стремится успешно решать социально-экономические и политические задачи, обеспечивать достойное качество жизни своих граждан. Для этого, соответственно, требуются высокий уровень законодательства, правосознания, и устойчивый правопорядок. Отступление от принципов правового государства наносит ущерб обществу, государству и человеку. Особенно опасны коррупционные правонарушения, проявляющиеся в различных формах и в самых разных сферах общественных отношений.
Коррупция постоянно эволюционирует и, как особо сложное социальное явление, не имеет границ. Она характеризуется универсальностью: существует во всех государствах независимо от степени социально-экономического и политического развития, приобретает все новые транснациональные формы.
Несмотря на то, что тема коррупции изучалась не одним автором, большая часть аспектов данной проблематики не до конца исследована, существует много спорных моментов, что предполагает необходимость дальнейшего специального исследования озвученной ранее тематики. Все вышеперечисленное определяет особую актуальность рассматриваемой темы.
Объектом работы послужила коррупционная деятельность. Предметом работы являются действия органов государственной власти по противодействию коррупции.
Цель работы - исследовать понятие, криминологическую характеристику и предупреждение коррупционных преступлений.
Данная цель обусловила постановку следующего ряда задач:
- изучить понятие и сущность коррупции;
- рассмотреть сравнительную характеристику антикоррупционного законодательства в Российской Федерации и некоторых иностранных государствах; - исследовать основные методы борьбы с коррупцией;
- исследовать методы измерения коррупции;
- рассмотреть антикоррупционную политику РФ и ее перспективные направления;
- внести предложения по повышению эффективности борьбы с коррупцией.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования коррупционных преступлений, экономики страны в целом.
Информационную базу исследования составили учебные пособия, монографии, периодические издания, материалы научных конференций, семинаров, диссертационных исследований, законодательные и нормативные акты РФ, а также интернет-ресурсы.
В работе были использованы как частнонаучные, так и общенаучные методы исследования: анализ, сравнение, системный подход, обобщение, формальная логика, аналогия, классификация, экспертные оценки, анкетирование, диалектический.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
1.1 Понятие и сущность коррупции
Коррупция сопровождает человечество с древнейших времен. Наказание за взяточничество (подкуп) предусматривалось законами Хаммурапи (четыре тысячи лет назад), устанавливалось египетскими фараонами. Теоретических понятий коррупции в науке было предложено большое многообразие: коррупция — это социально–правовое явление, под которым обычно понимается подкупаемостъ и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще; это не что иное, как злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях.
В более широком плане истолкована коррупция в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ОНН 17 декабря 1979 г.: «Хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, но следует понимать, что оно охватывает совершение или не совершение какого–либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов, или их незаконное получение всяких раз, когда имеет место такое действие или бездействие. Акт коррупции охватывает также попытку коррумпирования». «Выполнение должностным лицом каких–либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения».
Следует отметить, что в этом международном правовом акте в понятие коррупции включено не только получение вознаграждения, подарков, но и служебное поведение должностного лица, осуществляемое в связи с получением таких подарков. Если исходить из такого определения коррупции, то перечень коррупционных преступлений расширяется, кроме взяток в него должны быть включены злоупотребления по службе, превышение должностных полномочий.
Многие ученые разделяют понятие политической коррупции и коммерческого взяточничества. Однако привести перечь видов деятельности, которые можно назвать коррупционными, практически невозможно. Известно, что в истории России, на легальной основе, существовало так называемое «кормление», которое переросло затем в лихоимство и мздоимство. Возможно, российскую форму «кормления» можно рассматривать в качестве первого проявления того, что В. Клэвереном, исходя из рыночной и экономической позиции, проводит рассмотрение коррупционной деятельности как бизнеса. Согласно такому подходу, с точки зрения коррупционера, его должность является бизнесом, следовательно, он стремиться максимизировать свои «доходы».
Наиболее детальная характеристика коррупции впервые нашла свое проявление в нормативно–правовых актах Российской Федерации в первой статье Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно положения закона: коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1).
В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально–культурные факторы.
Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими – либо дефицитными благами.
Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.
Социально–культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».
Учитывая тот факт, что современный мир находится в эпохе глобализации, наша страна должна уделять наибольший приоритет компенсаторным методам борьбы с коррупцией, но, безусловно, должны присутствовать и репрессивные методы.
1.2 Сравнительная характеристика антикоррупционного законодательства в Российской Федерации и некоторых иностранных государствах
В связи с тем, что коррупция в России приобрела сегодня угрожающий масштаб, на начальном этапе реализации антикоррупционной стратегии необходимо использовать имеющийся богатый опыт как зарубежный, так и отечественный.
Законодательство о противодействии коррупции постоянно совершенствуется и развивается. В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273–ФЗ «О противодействии коррупции», закрепляющие основные принципы противодействия коррупции, а также организационно–правовые основы предупреждения и борьбы с ней.
В современных геополитических условиях в число основных угроз международной безопасности входит коррупционная преступность.
В последнее время весомое значение в отношениях между государствами занимает совместные действия по противодействию коррупционной деятельности, так как только совместными усилиями, возможно, ее подавить. Как показывает практика, более эффективна борьба с коррупцией на условиях тесного межгосударственного сотрудничества на нескольких уровнях, таких как:
1.Региональное сотрудничество.
2. Универсальное сотрудничество.
Межгосударственное сотрудничество на региональном уровне по борьбе с коррупционной деятельностью включает в себя многостороннее сотрудничество в рамках Совета Европы, Содружество Независимых государств и др.
За время существования СНГ было создано более 70 межгосударственных и межправительственных органов, отвечающих за действия государств–участников в сфере борьбы с преступностью коррупцией. 3 апреля 1999 года Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ был принят модельный Закон «О борьбе с коррупцией». Закон достаточно обширно охватывает основные сферы деятельности, там, где присутствует коррупция. Кроме того, определяется ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, то предусмотрено, например, понижение в должности, увольнение, отстранение от должности, либо наложение дисциплинарного взыскания. 15 ноября 2003 года Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ был принят модельный Закон от 15.11.2003 г. № 22–15 «Об основных законодательствах об антикоррупционной политике».
Показать больше