Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы содержится в том, что воздействие игровой деятельности на формирование личности дошкольника состоит в том, что в ней ребенок может познакомиться с деятельностью и отношениями среди взрослых, которые считаются примером для поведения дошкольника. А так же в игровой деятельности дети получают навыки правильной коммуникации, качества, которые нужны для выстраивания контактов с ровесниками.
Формирование игровой деятельности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития имеет высокую актуальность, поскольку игра является одним из основных способов усвоения знаний и навыков в этом возрасте.
У детей с задержкой психического развития могут быть ограничения в понимании и использовании абстрактных концепций и способностей к обобщению, поэтому игра может стать важной возможностью для них развивать понимание окружающей среды и осваивать базовые навыки.
Игровая деятельность помогает развивать физические, эмоциональные, социальные и когнитивные навыки у детей с задержкой психического развития. Например, игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений, воображения и креативности. Она также способствует освоению навыков коммуникации, сотрудничества, управления эмоциями и принятия ролей.
Формирование игровой деятельности также помогает детям с задержкой психического развития улучшать свою концентрацию и внимание, а также развивать способность к самостоятельности и решению проблем.
Однако, при формировании игровой деятельности у детей с задержкой психического развития необходимо учитывать их индивидуальные особенности и особенности их расстройства. Это позволит создать наиболее эффективные и подходящие игры и активности для каждого ребенка.
Таким образом, формирование игровой деятельности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития является актуальным и важным аспектом их образовательного процесса. Игра помогает им развивать не только физические и когнитивные навыки, но и социальные и эмоциональные, что способствует их общему развитию и успешной адаптации в обществе.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития игровой деятельности у детей 4 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого–педагогических условий данного процесса.
Противоречие исследования определила проблему: каковы педагогические условия развития игровой деятельности у детей 4 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития игровой деятельности у детей 4 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития игровой деятельности у детей 4 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: педагогические условия развития игровой деятельности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: развитее игровой деятельности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития будут эффективными при соблюдении следующих условий , если:
– разработан диагностический инструментарий, позволяющий комплексно оценить уровень развития игровой деятельности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
– разработан и проведены серии игр для детей 4 лет с задержкой психического развития;
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «игровая деятельность» в психолого-педагогической литературе
2. Охарактеризовать детей с задержкой психического развития
3. Изучить методы и формы развития формирование игровой деятельности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития
2. Выявить уровень развития игровой деятельности у детей 4 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать методические рекомендации по развитию игровой деятельности у детей 4 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
– теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ),
– эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент),
– методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования: – теория игры в воспитании дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и т.д.). – исследование особенности, места и значения игровой деятельности у детей с задержкой психического развития в педагогическом процессе (В.Р. Беспалова Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, и т.д.).
– влияние игры на воспитание детей с ЗПР (Н.В. Артемова, П.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, и др.).
– исследования, посвященные специфическим особенностям отдельных психических процессов и личности в целом дошкольников с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, А. Бооркес, Н.В. Елфимова, Е.К. Иванова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лутонян, Е.С.Слепович, Т.А. Стрекалова, У.В. Ульенкова, и др.).
Научная новизна исследования состоит в следующем: – определены педагогические условия развития игровой деятельности у детей 4 лет с задержкой психического развития. – охарактеризованы показатели, уровни развития игровой деятельности у детей 4 лет с задержкой психического развития;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованны педагогические условия развития игровой деятельности у детей 4 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования содержится в том, что его итоги могут использовать при выстраивании работы по развитию игровой деятельности у детей 4 лет с задержкой психического развития в ДОО. Продемонстрирован использованный в практике диагностический инструментарий по оценке особенностей развития игровой деятельности у детей 4 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база: экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ №123
В эксперименте приняли 15 детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Анализ понятия «игровая деятельность» в психолого-педагогической литературе
В настоящее время игра в дошкольном возрасте является основной деятельностью ребенка. Согласно большинству современных ученых, игра представляет собой особый вид активности, который возник на определенном этапе общественного развития. В процессе игры дошкольный ребенок выражает свои основные потребности. С начала жизни у ребенка наблюдается неукротимое желание познать окружающий мир. Н.К. Крупская назвала игру "серьезной формой обучения". Исследования А.В. Запорожца, В.В. Давыдова и Н.Я. Михайленко показали, что игровая деятельность не является собственной изобретательностью ребенка, а навязывается ему взрослыми, которые учат малышей играть, знакомят их с устоявшимися в обществе способами игры. Например, взрослый обучает ребенка использовать игрушки, предметы-заменители и другие средства для воплощения образа, выполнять условные действия, строить сюжет, соблюдать правила и т.д.
Н.К. Крупская подчеркивала важность игры в развитии дошкольников, считая ее обучением, трудом и серьезным форматом воспитания. Педагогическая задача в ее понимании заключается в помощи детям в организации игр и объединении их в процессе игры.
Н.Я. Михайленко отмечает, что игра является связующим звеном между миром детей и миром взрослых. Стоит отметить их взаимосвязь и плотное взаимодействие. То, как взрослые влияют на детей, так и как дети влияют на взрослых. В большинстве случаев дети "выполняют" определенные социальные роли в играх взрослых, а взрослые используют игры для лучшего понимания мира, например, в деловых играх, для повышения самооценки, в спортивных играх для развития умственных способностей и других областей. Основой игры является восприятие установленных правил, которые служат ориентиром для ребенка в соблюдении определенных правил взрослой жизни.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Под ред. К.С. Лебединской – М. : Логос, 2012. – 155 с.
2. Аникеева, Н.П. Дети с ЗПР, проблемы и развитие в ДОУ [Текст] / Н.П. Аникеева. – М. : Логос, 2013.–396 с.
3. Артемьева, Т.И. Развитие личности и ее способностей [Текст] / Т.И. Артемьева.–М. : АСТ, 2012.–196 с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. – М. : Инфра–М, 2011.–236 с.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие / Л.Н. Блинова.– М. : НЦ ЭНАС, 2014. – 136 с.
6. Ведерников, М.В. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников с задержкой
психического развития [Текст] / М.В. Ведерников. – М. : Педагогическое общество России, 2013. – 96 с.
7. Волков, В.С. Основные закономерности психологического развития ребенка [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М: Академия, 2013. – 64 с.
8. Воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А.Сохина.– М. : Логос, 2015.–123 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. –М. :АСТ, 2014. – 672 с.
10. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии .–2013.– № 1.–С. 26– 31.
11. Дети с временными задержками развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер – М. : АСТ, 2011. – 208 с.
12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М. : ЮНИТИ, 2015.– 272 с.
13. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студентов пед. ин– тов [Текст] / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова; Под ред. А.В. Петровского. – М. : Академия, 2011. – 357 с.
14. Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе [Текст] / О.А. Журбина. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 157 с.
15. Максимова, С. Грамотная психодиагностика – и потребность в необходимости [Текст] / С. Максимова // Народное образование. – 2014. –
№1.–С. 106–111.
16. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика [Текст] / И.Ф. Марковская. – М. : Академия, 2015–184 с.
17. Милнер, П. Физиологическая психология [Текст] / П. Милнер. – М. : Мир, 2010. – 246 с.
18. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] : Учеб.для студентов пед. ин–тов / В.С. Мухина, под ред. Л.А. Венгера.–М. :Логос, 2012. – 236с.
19. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2013. – 239 с.
20. Недоспасова В.А. Учимся играть [Текст] / В.А. Недоспасова.– Тольятти : Центр медиаобразования, 2014. – 246 с.
21. Недоспасова, В.А. Учимся рассуждать [Текст] : Пособие по дошкольному воспитанию / В.А. Недоспасова. –Тольятти : Центр медиаобразования, 2015. – 63 с.
22. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : Пособие для психологов и педагогов [Текст] / В.Б. Никишина – М. : Владос, 2013. – 128 с.
23. Основы специальной психологии [Текст] / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2012. – 464 с.
24. Особенности психологического развития детей 3–5 летнего возраста. [Текст] / Под. Ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгра. – М. : Логос, 2013. – 156 с.
25. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П.Подласый .–М. : ВЛАДОС, 2015. – 412 с.
26. Понамарев, Я.А. Знания, мышление и умственное развитие [Текст] / Я.А. Понамарев.– М. : Академия, 2015. – 264 с.
27. Прозорова, М. Изучение дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / М. Прозорова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №2. – С. 66–69.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. –СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
29. Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Под ред. Т.Г. Неретиной. – М. : Баласс, 2014. – 240 с.