Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выполнения курсовой работы заключается в следующем. В условиях развития отношений рыночного характера в России сформировался класс предпринимателей: он выступает на данном этапе исторического становления и развития в качестве основного, втягивающего в себя большое количество потребностей и интересов современного общества. С целью эффективного управления финансовыми ресурсами, планирования их и финансовых результатов функционирования компаний необходимым является разделение таких категорий, как доход и прибыль. Данного рода понятия отражают уровень эффективности компании, результаты и источники ее производственной, инвестиционной, финансовой деятельности и выполняют определенного рода функции в формировании и распределении дохода от указанных видов ее деятельности.
Понятие «доход» связано в основе своей с капиталом организации и представляет собой все денежные поступления от продажи товаров, работ, услуг, от прочей продажи, от деятельности внепроизводственного характера. Получение дохода в компании влечет к увеличению активов и обусловливает рост собственного капитала.
Цель курсовой работы - разработка направлений роста дохода торгового предприятия.
Задачи работы:
- представить понятие, состав и источники формирования доходов организации в современных условиях;
- рассмотреть виды доходов организации;
- проанализировать динамику доходов по составу и структуре предприятия и провести его факторный анализ;
- разработать основные пути повышения дохода предприятия.
Объектом наблюдения является сеть магазинов «Пятерочка». В современных условиях предприятием осуществляется деятельность в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами. По данной причине основной упор в курсовой работе будет сделан на формирование доходов именно торговой предприятия.
Предмет исследования - процессы формирования дохода торгового предприятия.
Степень разработанности темы. Значимый вклад в разработку указанной проблемы формирования доходов внесли научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов в сфере экономики и финансов. Разного рода подходы к анализу доходов предприятия достаточно широким образом освещались в работах: Баканова М.И., Бернстайна Л.А., Ендовицкого Д.А., Ковалева В.В., Мельника М.В., Савицкой Г.В., Смита А., Шумпетера Й. и пр.
В качестве теоретической основы выполнения курсовой работы выступили труды таких авторов, как: Арзуманова Т.И., Дорман В.Н., Ковалев В.В. и др.
Методы исследования: сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа и синтеза, методы логический и системно-структурный.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они будут полезны руководителям, главным бухгалтерам и экономистам торговых предприятий, а также преподавателям при подготовке к занятиям по дисциплинам «Бухгалтерский учет, экономический анализ и аудит», «Экономика предприятия», «Основы предпринимательства». Она заключается в разработке конкретных мероприятий по повышению суммы дохода магазинов «Пятерочка».
1. ДОХОДЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие, виды доходов торгового предприятия
Значение доходов в современной рыночной экономике огромно. Общая сумма доходов, получаемая предприятием, влияет, в конечном итоге, на формирование ее финансового результата и на прирост собственного капитала. Доходы организации являются ее важнейшей составляющей. Ведь для того, чтобы организация имела конкурентоспособные товары или услуги, повышала эффективность производства, эффективно управляла производством, корректно распределяла неиспользованные ресурсы, требуется непрерывный приток дохода в форме денежных средств и иного имущества [3, с.149].
На сегодняшний день, содержание категории «доход» раскрыто в следующих законодательные и нормативно-правовых документах:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ: ст. 249, «доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав» [1].
2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» (от 28.12.2015 №217н), доходы - это увеличение экономических выгод, происходящее в форме поступления или увеличения активов, или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами учредителей.
3. ПБУ 9/99 «Доходы организации», доходами организации признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой реализации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) [2].
В бухгалтерском учете организация отражает доходы, если происходит увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств (п. 2 ПБУ 9/99). Согласно Приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18023) данные о доходах организации представлены по следующим строкам «Отчета о финансовых результатах».
Строка 2110 «Выручка» - отражаются доходы организации, полученные от обычных видов деятельности. Перечень таких доходов зависит от рода деятельности и положений устава. Строка 2310 «Доходы от участия в других организациях». Строка 2320 «Проценты к получению» - отражаются все проценты по любым видам долговых обязательств: займам, векселям и облигациям, депозитам. Строка 2340 «Прочие доходы» - отражаются доходы, не включенные в предыдущие показатели отчета о финансовых результатах: поступления от продажи основных средств, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученное безвозмездно имущество, списанная кредиторская задолженность, курсовые разницы и пр.
Обобщая точки зрения, представленные в экономической литературе на экономическое содержание категории «доходы», выделим три группы.
1. Доход тождественен понятию выручки [9, с.1059].
2. Доход - основной показатель, с помощью которого определяется результат деятельности, получаемый как разница между стоимостью реализованной продукции и услуг и произведёнными затратами.
3. Доход – увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств в ходе обычной деятельности, приводящее к увеличению капитала собственника этого предприятия, за исключением их вкладов [7, с.30].
Классификация доходов организации составлена в зависимости от характера и условий их получения подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы (рис. 1.1).
*Рис. 1.1. Классификация доходов предприятия [10, с.79]*
Выручка представляет собой полную сумму денежных средств, полученная предприятием от реализации произведённой продукции, товаров, услуг, работ за определённый период.
Прибыль представляет собой сумму денежных средств, которая осталась у организации после вычета всех видов расходов.
В качестве прочих доходов организации выступают, прежде всего, де- нежные средства, которые были получена организацией в ходе совместной деятельности; поступления денежных средств, полученных в результате продажи тех или иных основных средств или активов; активы, которые были получены организацией на безвозмездной основе; проценты, которые были получены за предоставление в пользование денежных средств; поступления, полученные в результате участия в прибыльной деятельности других организаций [12, с.86].
Выручка, будучи основным источником финансовых потоков организации, должна распределяться по тем направлениям, где необходимо возмещение потребленных средств производства и формирование валового и чистого дохода. Выручка от продажи товаров, продукции и услуг должна не только покрывать совокупные затраты организации, но и приносить прибыль (когда доходы превышают расходы).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая по состоянию на 01 марта 2023 г. – М.: Проспект, 2023. – 1168с.
2. Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ПБУ 1-4, -24, ФСБУ 5-6, 25-27). Федеральный закон «О бухгалтерском учете». – М.: норматика, 2022. – 188с..
3. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2018. – 240с.
4. Бадмаева Д.Г., Бычкова С.М. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2018. – 528с.
5. Брежнева О.В., Денисова А.М. Основные направления повышения доходов и снижения расходов предприятия // Аллея науки. – 2021. – Т. 2. - №1. – С.337-339.
6. Брейли Р., Майерс С.Принципы корпоративных финансов. – 7-е изд.– М.: Олимп-Бизнес, 2022. – 736с.
7. Губернаторова, А.М., Косинец Т.В. Методика анализа доходов. расходов и финансовых результатов: подходы и критерии оценивания // Наука Красноярья. – 2022. – Т.11. - №3-2. – С.29-35.
8. Дорман В. Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат: Учебное пособие для среднего профессионального образования. - М. : Юрайт, 2021. - 107с.
9. Королева Е.В. Практические аспекты методики анализа доходов организации // Экономика и предпринимательство. – 2022. - №10. – С.1059-1063.
10. Кузнецова А.А. Анализ доходов и расходов организации на примере ООО «Бридер» // Постулат. – 2022. - №5. – С.79-81.
11. Ляликова Ю.М. Проблема экономического анализа доходов и расходов в торговых организациях // Современные исследования: теория и практика: сборник статей Междун. науч.-практ. конференции. – Петрозаводск: Новая Наука, 2022. – С.111-116.
12. Микова И.В. Доходы и расходы: учетный и аналитический аспект // Молодой ученый. – 2021. - №46. – С.85-87.
13. Официальный сайт сети магазинов «Пятерочка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://5ka.ru/about//
14. Садиков И.Р. Доходы и расходы организации и пути их оптимизации // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №32. – С.689-693.
15. Силкин А.В. Анализ доходов и расходов предприятия // Обществознание и социальная психология. – 2022. - №9-2. – С.160-173.
16. Степкина Е.А. Анализ доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации // Современный специалист-профессионал: теория и практика: материалы 14-ой междун. науч. конференции. – М.: Перо, 2022. – С.208-210.
17. Черников А.В. Методы увеличения доходов предприятия // Научно Исследовательский Центр «Science Discovery». – 2021. - №2. – C.207-212.