Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1. Сущность и развитие системы социального страхования в РФ 4
1.2. Понятие и необходимость государственных внебюджетных фондов как основы государственного социального страхования 6
1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности Фонда социального страхования в РФ 10
2. ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ 13
2.1. Характеристика деятельности внебюджетных фондов как части государственного социального страхования 13
2.2. Проблемы развития социального страхования в РФ 18
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы курсовой работы. Функционирование современного общества в условиях рыночных отношений экономики порою сталкивается с большим количеством форм проявления определенного уровня нестабильности прогнозируемого и непрогнозируемого, а это создает определенного рода риски для разных категорий граждан и говорит о необходимости их поддержки, то есть защиты с государственной стороны. В процессе реформ экономики в 90–х годах ХХ века в России были образованы новые механизмы и источники осуществления социальной защиты населения. В них вместе с источником традиционного характера, каким выступает система государственных и муниципальных бюджетов, значимую роль стали играть так называемые внебюджетные фонды, которые формируются на базе принципов страхования. Порядка тридцати лет функционирования указанных внебюджетных фондов показатели их возможности, проблемы и необходимость совершенствования на постоянной основе всей системы социального обеспечения и системы социальной за-щиты населения страны. Система социального страхования принимает участие в реализации многих функций по осуществлению охраны здоровья, социальной защите населения, а вместе с тем оказывает воздействие на качественный уровень жизни граждан страны. Согласно сведениям ООН, Российская Федерации стоит на 57-й позиции из 144 в общем списке рейтинга согласно уровню и качеству жизни населения. Указанный факт предоставляет возможность сделать предположение о том, что отечествен-ная система социальной защиты и социального страхования не полным образом развита и имеет слабые и проблемные места. Этим подчеркивается актуальность вопросов рассмотрения проблем деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации.
Цель работы – раскрыть основные перспективы фонда социального страхования РФ.
Задачи работы:
- представить сущность и развитие социального страхования в РФ;
- рассмотреть понятие и необходимость государственных внебюджетных фондов как основы государственного социального страхования;
- раскрыть нормативно-правовое обеспечение функционирования фонда социального страхования в РФ;
- представить характеристику деятельности Фонда социального страхования России как основу социального страхования;
- раскрыть проблемы Фонда социального страхования в РФ;
- представить перспективы развития Фонда социального страхования в РФ.
Объект исследования – социальное страхование в РФ.
Предмет исследования – проблемы и перспективы развития Фонда социального страхования в РФ.
Методы исследования – методы индукции и дедукции, табличный метод, методы сводки и группировки информации.
В качестве информационной основы курсовой работы выступили нормативно-законодательные акты в сфере социального страхования, материалы сети Интернет.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность и развитие системы социального страхования в РФ
Социальное страхование - форма социального обеспечения граждан, которая направлена на компенсацию последствий изменения их материального или социального положения в связи с определенными случаями. Например, безработицей, нетрудоспособностью.
Понятие социального страхования является важнейшим элементом социальной защиты граждан. Изменение системы страхования нельзя назвать последовательным. Начало зарождения данного института про-слеживается в конце XIX - начале ХХ века: был предложен законопроект об обязательном страховании рабочих, который предполагал ответственность владельцев предприятий.
В послереволюционный период была положена основа страхованию, когда частные страховые организации прекратили свое существование и социальное страхование перешло под управление профсоюзов, контролировалось Советами и органами местного самоуправления в области социальной защиты .
В начале 1990-х были учреждены Фонды обязательного медицинского и социального страхования, Пенсионный фонд. С тех пор cтрахова-ние, как это было ранее, не было поставлено во взаимозависимость от раз-мера общего бюджета.
В современный период в систему обязательного социального страхования Российской Федерации, исходя из определения, данного в законодательстве , входят следующие подсистемы:
- медицинское страхование;
- пенсионное страхование;
- социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- социальное страхование трудящихся на случай временной нетрудоспособности (материнство или болезнь).
Денежные средства на выплату пособий формируются за счет налогов и страховых взносов на социальное страхование.
Можно отметить, что социальное страхование осуществляет страхование населения страны на случай разного рода рисков неизбежного характера, на случай потери работником трудоспособности либо важнейшего источника получаемого доходов.
В качестве основных функций системы социального страхования выступают :
- защитная функция;
- компенсирующая функция;
- воспроизводительная функция;
- стабилизирующая функция.
В качестве основного отличия социального страхования от иных форм социальной защиты населения выступает тот факт, что важнейшей защитой финансовой основы выступают получаемые страховые взносы.
Страховые взносы выступают в качестве платежей на обязательное социальное страхование, которые уплачиваются совместным образом работниками и работодателями (такого рода система существует за рубежом, у нас в стране уплачивают только работодатели), только при страховании от производственного травматизма выплаты страховых взносов почти повсеместно осуществляют только работодатели .
Если рассматривать роль и место системы социального страхования в системе социальной защиты граждан страны, то важно уяснить, что оно выступает в качестве отдельного звена системы и имеет равнозначные организационно-правовые основы вместе с тем с системой социального обеспечения (по предоставлению социальных гарантий гражданам на случай возникновения социальных рисков), однако разные основы экономики, потому что финансовые механизмы указанных звеньев не одинаковы.
Таким образом, можно отметить, что высокий уровень развития системы социального страхования в стране выступает в качестве основы социальной справедливости и стабильности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (в ред. от 14.11.2023) [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.
3. Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ (в ред. от 03.04.2023) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19559/.
4. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ (в ред. от 03.04.2023) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64871/.
5. Федеральный закон от 14.07.2022 г. №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421786/.
6. Постановление Правительства РФ от 12.12.1994 г. №101 (в ред. от 14.07.2021) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3197/.
7. Андреева М.А. Социальное страхование в России: проблемы и перспективы развития // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей. – Краснодар: КубГАУ им. И.Т. Трубилина, 2022. – С.20-22.
8. Бабло А.В. Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии РФ // Трибуна ученого. – 2021. - №12. – С.272-277.
9. Белоцерковцева Е.А. Объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования: причины и последствия // Наука, студенчество, образование: актуальные вопросы современных исследований: сборник статей IV Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2023. – С.70-73.
10. Бронникова Д.А. Перспективы развития социального страхования в Российской Федерации // Мавлютовские чтения: материалы конференции. – Уфа: УГАТУ, 2022. – С.35-39.
11. Клишина Ю.Е., Углицких О.Н., Михоненко В.И. Роль социального страхования в обеспечении социальной защиты граждан Российской Федерации // Наука и общество: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022. – С.34-37.
12. Курилкина О.А., Паронян К.М., Агафонова Т.П. Основные направления деятельности фондов государственного социального страхования в современной России // Аграрное и земельное право. – 2023. - №7. – С.99-101.
13. Музаев М.З. Положительные аспекты объединения внебюджетных фондов в «Фонд пенсионного и социального страхования» // World of Science: сборник статей V Международной науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2023. – С.39-41.
14. Намитуллина А.З. Особенности финансирования социальной сферы в современной России // Самоуправление. – 2021. - №1. – С.368-372.
15. Низова Л.М., Маякова М.Э. Социальный фонд России как фак-тор социальной защиты населения: региональный аспект // Страховое дело. – 2023. - №7. – С.55-59.
16. Объединение ПФР и ФСС: что это значит для пенсионеров и в целом для россиян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/Yo35mEamwhgkeajq.
17. Официальный сайт министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru.
18. Подвойский Г.Л., Ларионов А.В. Повышение эффективности распределения денежных потоков в рамках системы социального страхования // Мир новой экономики. – 2020. – Т.14. - №3. – С.64-74.
19. Филипенкова О.Г. Понятие и принципы социального страхования // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – 2021. - №2. – С.85-89.
20. Фонд социального страхования Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fss.gov.ru/index.shtml.
21. Чеклаукова Е.Л. Социальный фонд России // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2023. - №10. – С.360-361.