Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
До недавнего времени исследователи в основном были заинтересованы в выявлении причин агрессии, а не в поиске средств ее предотвращения или снижения. Это объясняется, с одной стороны, распространенным мнением о том, что нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения агрессивного поведения - наказание и катарсис, а с другой - распространенным убеждением, что агрессию можно снизить, устранив факторы, вызывающие ее развитие.
Заниженные оценки имеет самые негативные последствия. Переоценка искажает представления детей о своих возможностях и приводит к завышенным результатам. Самооценка детей старшего дошкольного возраста, как правило, неадекватна (чаще завышена). Это связано с тем, что детям трудно отделить свои умения от личности в целом. Признание того, что они делали или делают что-то хуже, чем другие дети, означает признание того, что они уступают среднестатистическому ребенку.
Уровень самооценки определяет внутренне обязательные нормативные стандарты, препятствующие или благоприятствующие агрессии. Если самооценка субъекта (нормативный уровень самооценки) ущемлена или снижена в результате необоснованного (с точки зрения субъекта) нападения или оскорбления либо намеренно созданного беспорядка, агрессия направлена на восстановление достоинства субъекта путем возмездия.
Самооценка включает в себя способность оценивать свои силы и способности, «проверять» их на соответствие вызовам и требованиям среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели. Ребенок начинает осознавать и обобщать свой опыт, у него формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее отношение к успеху или неудаче в деятельности.
В повседневной жизни, дома и в школе, часто можно услышать такие разговоры: «она была послушным ребенком, а теперь сбилась с пути и даже стала грубой», «она была спокойной, а теперь стала неуравновешенной», «она была слишком робкой и замкнутой, а теперь стала независимой и решительной».
Дети с деструктивным поведением руководствуются чувствами гнева, отверженности, неуверенности в себе, тревоги и обиды. Они часто имеют низкую самооценку. Они не могут, не хотят или боятся выразить свои чувства другими способами. Считают, что это единственный способ, который помогает выжить.
Актуальность исследования. Взаимосвязь детской самооценки и агрессии изучалась в работах различных российских и зарубежных психологов.
Среди них можно выделить следующих авторов: Л.В. Бороздина, Л.И. Божович, А.В. Захарова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.С. Мухина, B.C. Мерлин, В.Ф. Сафин, Е.И. Савонько, ГЛ. Собиева, Е.А. Серебрякова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, А. Адлер, С.Л. Рубинштейн, А. Бандура, И. Бранден, Р. Бернс, Ф. Зимбардо, У. Джемс, 3. Фрейд,С. Куперсмит.
В основном агрессивное поведение наблюдается в ситуациях, когда ребенок отстаивает свои интересы и утверждает свое доминирование. Таким образом, дети получают максимальное удовлетворение, когда достигают желаемой цели, будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, после чего прекращают агрессивное поведение.
Таким образом, в большинстве случаев агрессивное поведение детей носит инструментальный или реактивный характер. В то же время наблюдается, что некоторые дети ведут себя агрессивно без всякой цели и с единственной целью - причинить вред другим. Это свидетельствует о том, что у ребенка, скорее всего, неадекватная самооценка. Они могут принижать своих сверстников, пытаясь поднять свою самооценку, или считать себя главными и намного выше других.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Самооценка позволяет делать позитивный выбор в различных аспектах жизни и определяет стремления человека, уровень его ценностей и отношение к окружающим. Самооценка, которая начинает формироваться в раннем детстве, продолжает меняться и приобретать все большую важность и значимость на протяжении всей жизни по мере того, как ребенок начинает отделять себя от окружающих его людей.
Сензитивным периодом для формирования самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, и формирование объективной самооценки необходимо начинать именно здесь. Личностное развитие детей младшего школьного возраста соотносится с формированием самопознания, важной и существенной частью которого является формирование самоконтроля и самооценки.
Дети младшего возраста учатся как социально приемлемому, так и неприемлемому поведению в процессе взаимодействия с другими детьми. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям, но не все дети используют свой деструктивный опыт для разрешения конфликтных ситуаций. Одна из основных причин, по которой многие дети постоянно попадают в проблемные ситуации, на удивление проста. Она заключается в том, что у них отсутствуют базовые социальные навыки, они социально некомпетентны в общении и социальном взаимодействии.
Актуальность исследования обусловила выбор темы: «Показатели агрессивности младших школьников с разным уровнем самооценки».
Исходя из вышесказанного проблема исследования формулируется следующим образом: каким образом, нормализуя самооценку у младшего школьника, можно снизить уровень его агрессивности.
Объект исследования психологические особенности младшего школьного возраста.
Предмет исследования: проявление агрессивности в связи с самооценкой младшего школьника.
Цель данного исследования: выявить взаимосвязь самооценки младшего школьника с уровнем его агрессивности.
В ходе работы ставились следующие задачи:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме агрессивного поведения младших школьников;
2. Дать представления самооценки младших школьников;
3.Рассмотреть взаимосвязь самооценки и агрессивного поведения младших школьников
4.Подобрать методики для диагностики уровня развития агрессивного поведения и самооценки младших школьников
5.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и агрессивного поведения младших школьников
Методы исследования
Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы;
Эмпирические: диагностика уровня развития агрессии и самооценки
База исследования: В качестве испытуемых в нашем исследовании были взяты младшие школьники МБОУ СОШ № , в количестве 14 человек (девочек – 7, мальчиков – 7), возраст 9-10 лет (учащиеся 3-го класса).
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических данных о формировании самооценки у детей и причинах проявления агрессии.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут применяться в практической деятельности педагога-психолога по нормализации самооценки и снижению агрессивности у младшего школьника.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список историков литературы, приложение
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты развития агрессивности и самооценки у младших школьников
1.1. Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
Одна из главных трудностей в отношениях - агрессивное поведение. Развитие агрессивности у детей - одна из самых серьезных проблем для общества в целом.
Особое внимание уделяется проблеме агрессивности детей младшего школьного возраста, ведь именно они наиболее восприимчивы к деструктивным внешним воздействиям: средствам массовой информации, киноиндустрии, компьютерным играм, пропагандирующим агрессию.
Говорить об агрессивности ребенка можно, если он часто спорит и ругается со сверстниками и взрослыми, теряет над собой контроль, игнорирует принятые правила, специально раздражает окружающих, отказывается признавать свои ошибки, часто сердится, завидует сверстникам, подозрителен, мстителен, негативно настроен к окружающим. [10]
Агресси́вность (лат. aggressio — нападать), или враждебность — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, ярость, злость).
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессивность проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто неподконтрольных взрослым. Выражается это чаще всего вспышками гнева, которые сопровождаются криком, пинками и драчливостью.
Как отмечает Т. Гаспаров, на втором году жизни активность ребенка возрастает. С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает самостоятельность в поведении ребенка. Это стремление к самостоятельности выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей [6].
К трем годам жалобы на упрямство ребенка звучат более настойчиво. В этот период агрессивность детей носит инструментальный характер. Конфликты чаще всего возникают в ситуации обладания вещью. Как И.А. Фурманов отмечает, что в этом возрасте усиливается «исследовательский характер», и в то же время малыш сталкивается с целой системой новых запретов, ограничений и социальных обязательств. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским «нет», ребенок невольно переживает тяжелую депривацию — ограниченность возможностей удовлетворения своих потребностей. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются гнев, отчаяние, агрессивные тенденции [13].
К шести-семи годам агрессивность направленна лично на другого человека, а не конкретному предмету. Происходит смена форм агрессивности - снижается частота простого физического нападения за счет роста социализированных форм (обида, драка).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей [Текст]/ Н. Аккерман // Хрестоматия: Семейная психотерапия. – СПб.: Питер, 2011. – 512с.
2. Ахмедбекова Р.Р. Сущность агрессии и причины ее проявления у младших школьников [Текст] / Р. Р. Ахмедбекова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 9. – С. 35–39
3. Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии и враждебности. - Екатеринбург 2003
4. Детская агрессивность: методические рекомендации для педагогов. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2018. – 69 с.
5. Долгова А. Г. — /Агрессия в младшем школьном возрасте/ Екатеринбург 2019
6. Зайцева Н.И. Проблемы нарушения поведения в детском возрасте: сборник трудов конференции. // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых: –Новосибирск: ИД «Среда», 2022. – С. 245-247.
7. Корниенко А. А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка, Екатеринбург; 2019 – 187 с.
8. Липкина А. И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. – 1981. - №3. – С. 79.
9. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с.
10. Нуриманова Ф.К., Хаматнурова А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Теория и практика современной науки. 2019. №5 (47).
11. Плотникова Е.А. Образование: теория, методология, практика: монография / Е.А. Плотникова, Т.А. Золотова, Н.И. Ефимова [и др.]. М.: Владос, –2019. – 160 с.
12. Разумная Н.Н. Факторы, влияющие на формирование агрессивности в младшем школьном возрасте: // Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Армавир, 12 апр. 2023 г.) / редкол.: И.В. Ткаченко [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2023. – С. 108
13. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии [Текст] / С.Я. Рубинштейн. – М.: Флинта, 2018.– 628 с.
14. Формы и методы профилактики детской и школьной агрессии. Научно-методические рекомендации [Текст]: Н.М. Платоновой. - СПб., 2013. - 320 с.
15. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. [Текст]: - М., 2013.- 173с.
16. Чудакова, М.Ю. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога [Текст]/ М.Ю. Чудакова. – М.: Генезис, 2012. – 200 с.
17. Шалагинова К.С. Особенности оказания консультационных услуг родителям агрессивных детей: сборник трудов конференции. // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: / редкол.: Н.А. Степанова [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2022 г., с.167
18. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В . Лебединский и др.– М.: Педагогика, 2010. – 235с.
19. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.