Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы связана с тем, что основными тенденциями развития современного мира являются глобализация и цифровая экономика. Цифровизация экономики влияет на все аспекты функционирования организации и общества в целом, включая процесс подбора персонала. Компания не может обойтись без системы поиска, подбора, отбора и найма персонала, так как создание профессионального и компетентного коллектива является одной из главных задач компании, успешное решение которой увеличивает ее человеческий капитал, который в свою очередь является сегодня основным фактором конкурентоспособности компании. От того, насколько квалифицированные и работоспособные кадры трудятся в организации, зависит также экономический результат и эффективность этой компании.
В современных условиях жесткой конкуренции любое предприятие вынуждено приспосабливаться к рыночным условиям. Но рыночные условия постоянно меняются, выдвигая новые требования к бизнес-процессам предприятия. Инвестирование в человеческий капитал является гарантией высоких конкурентных качеств организации. Следует отметить, что формирование и развитие персонала - очень длительный и многозадачный процесс.
В эпоху научно-технического прогресса требуется, чтобы в любой работе преобладали интеллектуальные компоненты трудовой деятельности над физическими. Руководитель должен побуждать подчиненных работать не только физически, но и главным образом умственно, а также всегда помнить, что никакие методы принуждения не могут заставить подчиненного мыслить и действовать творчески, если он не захочет этого сам. В современных условиях только методами принуждения эффективно управлять нельзя. Основу влияния должны составлять экономические и социально-психологические методы. Это влияние достигается путем определения норм поведения подчиненных, удовлетворения их нужд в меру возможностей и защиты их интересов перед руководителями верхнего уровня управления. Для выбора эффективного метода влияния руководитель получает, преобразует, анализирует и использует различные виды информации.
Объект исследования – АО «Кондопожский ЦБК».
Предмет исследования – развитие цифровой экономики в АО «Кондопожский ЦБК».
Цель исследования: развитие цифровой экономики в России: тенденции, перспективы и проблемы
Задачи исследования:
- рассмотреть общий обзор развития цифровой экономики;
- определить проблемы и процесс управления персоналом в условиях цифровой трансформации экономики;
- изучить общую организационно-экономическая характеристику предприятия;
- рассмотреть модели управления персоналом в условиях цифровизации деятельности АО «Кондопожский ЦБК»;
- изучить совершенствование модели управления персоналом в условиях цифровой экономики в АО «Кондопожский ЦБК».
Теоретической и методологической базой научно-исследовательской работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам организации управления персоналом, эффективности управления и организации управления персоналом, публикации в научных журналах.
В работе использовались принципы практического менеджмента, методология социологических исследований, экономико-статистические и социологические методы, методы эмпирического исследования (наблюдения, сравнения), методы экспертных оценок и т.д.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
1.1 Общий обзор развития цифровой экономики
Начиная со второй половины 20-го века информационные технологии играют все более важную роль в экономическом развитии многих стран по всему миру. Благодаря научно-техническому прогрессу стало возможным формирование единого информационного экономического пространства, которое способствует экономическому росту и производительности труда, создает инновационные рабочие места и цифровые активы, расширяет возможности граждан, улучшает доступ к мировому рынку и повышает конкурентоспособность предприятий, а также улучшает качество государственных услуг.
Принято считать, что понятие «цифровая экономика», применительно к использованию современных информационных технологий (цифровых) в хозяйственных процессах и управлении ими, ввел Н. Негропонте в 1995 г.
Достоинствами цифровой экономики, на взгляд Н. Негропонте, являются: отсутствие физического веса продукции, который заменяется информационным объемом, более низкие затраты ресурсов на производство электронных товаров, намного меньшая площадь, занимаемая продукцией, а также практически мгновенное перемещение товаров через сеть интернет (речь в данном случае, безусловно, идет о специфических цифровых товарах). Цифровизация бизнеса, начинающаяся внутри местных компаний и корпоративных проектов, постепенно занимает место в глобальном масштабе, и основные участники цифрового бизнеса заняли первое место в мире. Например, Apple, Alphabet, Microsoft, Amazon и Facebook входят в число самых дорогих компаний в мире по рыночной стоимости. Самой дорогой компанией за пределами США в этом списке является китайский онлайн-ритейлер Alibaba Group. Кроме того, сегодня существуют примеры "цифровых экосистем" в различных других отраслях и компаниях. Согласно существующим оценкам, доля цифровой экономики ВПП в развитых странах увеличилась с 4,3% до 5,5% в период с 2010 по 2016 год. В развивающихся странах этот показатель изменился с 3,6% до 4,9%. В России эта доля составляла 1,9% в 2010 году и 2,8% в 2016 году. Несмотря на относительное отставание, наша страна продемонстрировала достаточно высокую динамику: мы можем заметить значительное увеличение доли цифровой экономики в ВВП Российской Федерации. Например, по сравнению с Бразилией или Австралией мировым лидером по доле цифровой экономики в ВВП за данный период является Соединенное Королевство -12,4%.
Мы подчеркиваем, что точно так же, как развитие экономики и общества в целом неравномерно, их цифровая трансформация также происходит неравномерно. Политика, правовые нормы, традиции и культура, уровень экономического развития, образование и развитие собственной технологической базы и многие другие факторы играют важную роль в формировании цифровой экономики страны. Например, цифровой рынок Китая, страны с самым большим числом интернет-пользователей в мире (более 720 миллионов человек), существует независимо от остального мира [8].
Следует отметить, что недавно в России также обсуждался вопрос о создании "национального интернета" по аналогии с Китаем для защиты национального цифрового пространства, которое в современных условиях становится элементом ключевой инфраструктуры и не подвержено вредным внешним воздействиям.
По соображениям безопасности гидроэлектростанция прекратила работу. В то время было очевидно, что произошла кибератака и хакеры пытались контролировать систему. Все это привело к перебоям в подаче электроэнергии, охватившим почти всю территорию Венесуэлы", а цифровая экономика носит транснациональный характер. Поэтому, хотя правительства многих стран продемонстрировали свое стремление защитить национальное цифровое пространство, в то же время унификация технических стандартов и нормативных правил в этой области также продемонстрировала противоположную тенденцию. Например, в Европейском союзе насчитывается более 400 миллионов интернет-пользователей, но его рынок по-прежнему фрагментирован. В связи с этим лидеры стран ЕС активно работают над созданием единого цифрового рынка для этого интегрированного объединения. Аналогичные проблемы могут возникнуть на индивидуальном, довольно крупном национальном уровне. Например, в Индии насчитывается более 460 миллионов пользователей Интернета. Однако цифровая экономика Индии многоязычна (финансовые операции в ней осуществляются на нескольких языках), что оказывает негативное влияние на функционирование цифрового рынка.
Взрывной рост социальных сетей, увеличение количества смартфонов, удобство широкополосного доступа в Интернет и распространение технологий машинного обучения и искусственного интеллекта меняют современный мир. Цифровая трансформация коммерческих и некоммерческих (в том числе государственных) организаций является ответом на развитие и активное распространение новой информации и цифровых технологий по всему миру [16].
В то же время, в соответствии с парадигмой научного прогресса со времен Ренессанса, мы считаем, что главной целью развития цифровой экономики является улучшение жизни людей за счет повышения качества и доступности товаров и услуг, производимых с использованием современных цифровых технологий. Только при наличии передовых технологий рынок может эффективно развиваться в условиях цифровой экономики. Поэтому меры по стимулированию рынка должны быть сосредоточены в двух направлениях.
Первый - это институты; их реструктуризация и модернизация необходимы для создания условий для развития цифровой экономики (надзор за цифровыми рынками и цифровым производством, подготовка персонала с цифровыми возможностями и т.д.).
Второй - это техническая инфраструктура (сеть передачи данных, дата-центр, программные сервисы и т.д.), его создание требует не только больших усилий, но и инвестиций.
Производство в цифровой экономике также растет. Автоматизация производства, большие данные и искусственный интеллект, использование которых стало возможным благодаря цифровым технологиям, промышленному и техническому сотрудничеству для преобразования производственных процессов и моделей, ускорения и сокращения производства различных продуктов, работ и услуг. Это позволяет открыть новые способы использования человеческих ресурсов. потенциал, но в то же время это может привести к социальным проблемам, связанным с исчезновением некоторых крупномасштабных "традиционных" профессий (главным образом в развитых странах).
Таким образом, можно выявить некоторые проблемы, которые возникают в контексте развития цифровой экономики, в том числе в области человеческих ресурсов, и методы решения этих проблем нуждаются в исследовании и разработке.
Анализ принципов стратегической реализации позволяет определить субъекты цифровой экономики, что дает возможность определить требования к ожидаемым результатам с точки зрения местоположения каждого субъекта: страны, граждан, отдельных организаций и новаторов цифровой экономики. Погонышева Д.A., Ковалев Р.А. Примечание: "Переход к цифровизации имеет значительные преимущества для компании и страны [15, с. 177].
Анализ документов федерального уровня (стратегий, планов и т.д.), упомянутых ранее в этой работе.) Позволяет нам систематизировать тему цифровой экономики и сформулировать требования к цифровым результатам в контексте темы (рисунок 1) [16, стр. 137].
Поскольку в контексте реализации стратегического документа, действующего на территории Российской Федерации, государство (законодательные, административные, судебные органы) и организация определили цели и задачи своего функционирования и развития, граждане выступают в качестве "продукта" государства и организации.
*Рис. 1. Систематизация субъектов цифровой экономики и требований к результатам цифровизации экономики*
Стратегия раскрывает суть категории "цифровая экономическая экосистема": это партнерство организации для обеспечения своей технологической платформы, применения интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти и граждан Российской Федерации
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева, О.А., Кучукова Н.К., Матыцына Ю.Д. Специфика обеспечения экономической безопасности в условиях цифровизации / О.А. Агеева // Вестник университета. 2022. № 4. – С. 100–106.
2. АО «Кондопожский ЦБК» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.oaokondopoga.ru/history.html
3. Городнова, Н.В. Развитие цифровой экономики: теория и практика / Н.В. Городнова // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 911-928
4. Грачев, С.А. Анализ влияния цифровизации экономики на занятость в региональном научно-исследовательском секторе / С.А. Грачев // Креативная экономика. – 2021. – № 3. – С. 675-694.
5. Грудистова, Е.Г. Занятость в условиях цифровизации общества: региональный аспект. Проблемы социально-экономического развития Сибири / Е.Г. Грудистова. – 2020. № 3 (41). – С.15-22.
6. Дащенко, Ю.Ю. Цифровая экономика как экономика будущего. Тенденции развития науки и образования. / Ю.Ю. Дащенко. – 2018. № 35-1. – С. 18-19.
7. Красникова, Я. В. Цифровые технологии в управлении персоналом. / Я.В. Красникова // Гуманитарный научный журнал. – 2020. № (1). – С. 77-83.
8. Кузнецов, С.А. Особенности и перспективы развития диджитализированного управления человеческими ресурсами. / С.А. Кузнецов, С.М. Сапрыгина // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2020. – № 8(2). – С. 95-99.
9. Лазутина, А.Л. Новые требования к качеству управления персоналом в условиях цифровой экономики и управления. / А.Л. Лазутина // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 5. – С. 177-180.
10. Лясковская, Е. А. Управление персоналом в цифровой экономике. Вестник Южно-Уральского государственного университета. / Е.А. Лясковская // Серия: Экономика и менеджмент. – 2018. № 12(3). – С. 108-116.
11. Маркова, С.В. Направления развития цифровой экономики России / С.В. Маркова, А.А. Федорова А. А. // Стратегия развития социально-гуманитарных наук в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2022г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. – С. 46-51.
12. Молоткова, Н.4В. Диджитализированное управление персоналом: понятие, перспективы развития. / Н.В. Молоткова // Креативная экономика. 2018. – № 12 (11). – С. 1865-1876.
13. Надреева, Л.Л. Трансформация модели управления человеческими ресурсами в учебной дисциплине «Управление персоналом» в условиях перехода к цифровой экономике. / Л.Л. Нандреева // Вестник НЦБЖД. – 2018. № 4 (38). – С. 20-26.
14. Нетреба, П.Н., Каткова Е.В., Еремина Н.И., Асатуров Р.Б., Кириллова А.А. IT-отрасль: трудовые ресурсы / П.Н. Нетреба // Экономика России: аспекты глобального трансформационного сдвига. 2022. № 1. – С. 1–19.
15. Одегов, Ю.Г. Система управления персоналом в организации [Электронный ресурс] / Ю.Г. Одегов. – Электрон. дан. – М.: Информационно-методический сайт «Persona NOVA», 2017. – Режим доступа: http://www.persona- 92 nova.ru/article_cat3.html
16. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 467 с.
17. Патрусова, А.М. Совершенствование методического инструментария процессного менеджмента как условие повышения эффективности управления организацией. / А.М. Патрусова // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2018. № 13 (4). – С.623-637.
18. Погонышева, Д. А., Ковалев Я. С. Управление персоналом в цифровой экономике. / Д.А. Погонышева // В сборнике: Инновационное развитие предпринимательской деятельности региона. Сборник статей международной научно-практической конференции. Брянск, 2020. – С. 24-27.
19. Рыжкова, М.В., Спицын В.В., Скрыльникова Н.А. Развитие сектора ИТ в России: драйверы и методы стимулирования / М.В. Рыжкова // Вестник университета. 2021. № 10. – С. 83–93.
20. Савич, Ю.А. Цифровая трансформация и влияние ее на конкурентоспособность промышленных предприятий. / Ю.А. Савич // Экономинфо. 2018. – Т. 15. № 4. – С. 44-48.
21. Силен, Д. Основы Data Science и Big Data. Python и наука о данных: пер. с англ. / Д. Силен. – СПб.: Питер, 2018. – 336 с.
22. Соболевская, Т.Г. Влияние цифровизации экономики на систему менеджмента современного предприятия. / Т.Г. Соболевская // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. – № 9 (10-1). – С. 165-171.
23. Цифровая экономика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://neohr.ru/kadrovye-voprosy/article_post/tsifrovaya-ekonomika-kak-budet-menyatsya-rynok-truda-s-2018-po-2025-gody
24. Ширинкина, Е. В. Управление изменениями в цифровой экономике. / Е.В. Ширинкина // Инновации в менеджменте. – 2020. – № 2 (24). – С. 74-79.