Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО ПЕДАГОГАМИ ДШИ РОССИИ 5
1.1. Особенности организации начального этапа обучения в классе фортепиано детской школы искусств 5
1.2. Отечественные инновационные технологии обучения искусству игры на фортепиано 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО 15
2.1. Педагогический опыт организации начального этапа обучения детей игре на фортепиано 15
2.2. Анализ анкетирования и беседы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Фрагмент для ознакомления
2
В современном обществе проблема музыкального образования в контексте преподавания специальных дисциплин остается весьма актуальной. Начальное обучение на фортепиано охватывает целый ряд проблем, среди которых: формирование интереса к занятиям музыкой, развитие музыкальной фантазии и музыкальной памяти, освоение метрической и ритмической стороны музыки, а также простейших музыкальных форм и основных элементов полифонической и гомофонной фактуры, приобретение навыка чтения нот, формирование основных пианистических движений и тренировка активной мышечной деятельности.
Начальный этап обучения сложен не только для обучающегося, но и для педагога, так как перед ним стоят серьезные и многообразные задачи:
развивать творческие способности ученика, раскрыть его индивидуальность;
сочетать в процессе обучения традиционные и новаторские методы обучения;
воспитывать любовь к музыке, способность воспринимать и понимать ее;
увлечь и поддерживать интерес к музыкальным занятиям;
раскрыть и развивать его музыкальные способности (ритм, слух, память);
педагогу необходимо постоянно углублять свои теоретические и практические навыки [3].
А.Д. Алексеев, А.Д. Артоболевская, А.А. Николаев, Е.М. Темакин в своих работах освещали теоретико-практические аспекты проблемы организации занятий в исполнительском классе, с которыми могут столкнуться преподаватели в процессе повседневной работы с обучающимися в классе фортепиано, уделяя особое внимание возрастным физиологическим и психологическим особенностям обучающихся.
Отметим: чаще всего дети начинают обучение в школе искусств в возрасте шести-семи лет. Для данного возрастного периода характерны специфические особенности, а именно:
неспособность надолго сосредоточиться на одной учебной задаче, поэтому содержание урока в классе специального инструмента должно быть спланировано;
содержать игровые элементы для того, чтобы в течение занятия интерес ребенка не ослабевал;
усваивание нового материала происходит, в основном, в процессе активных действий, поэтому широко применяются наглядные методы обучения и различные творческие приемы;
огромная восприимчивость и любознательность;
обучающийся легко воспринимает новое, но также быстро забывает выученное на уроке. С этой особенностью необходимо считаться и взять за правило постоянно возвращаться к пройденному материалу [4].
Остановимся на важнейших аспектах начального обучения школьников в классе фортепиано. Первые уроки необходимо проводить с особой атмосферой: беседуем с учеником на самые разнообразные темы, определяем степень подготовки, отношение к музыке; рассказываем о школе, о ее музыкальных традициях и истории, о предстоящих занятиях, поем знакомые песенки; знакомимся с фортепиано, его возможностями. П
равильная посадка за инструментом на начальном этапе обучения имеет особое значение. В структуру классных и домашних занятий необходимо включать упражнения, которые помогут ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги; упражнения для плечевого пояса и туловища, чтобы развивать физические возможности ребенка. Это поможет исполнять технически сложные произведения в дальнейшем.
Также, в этот период стоит самая важная, ответственная, решающая и трудная задача – постановка рук. С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими, свободными и естественными. Одной из основных составляющих начального этапа обучения является знакомство с клавиатурой и ориентирование на ней.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – Москва: Академия, 2004. – 336 с.
2.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие.- М.: Российское Музыкальное Издательство, 1996 г.-103 с.
3.Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – М.- Л.: Сов.композитор, 1973 г.- 270 с.
4.Барсукова С.А. Азбука игры на фортепьяно: учебно-метод. пособие для учащихся подготовительного и первого классов. – Изд-е 7-е. – Р/на/Дону : «Феникс», 2005. – 128 с.
5.Бодина, Е.А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: учебник для вузов / Е.А. Бодина. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 333 с.
6.Исаенко А.И. Школа игры на фортепиано / А.И. Исенко. – М. : Форум, 2010. – 251 с.
7.Козырева, Е.В. Мотивационный аспект начального этапа обучения игре на фортепиано: из опыта дифференцированного подхода / Е.В. Козырева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2008. – № 6. – 18 с.
8.Мильштейн Я И. Вопросы теории и истории исполнительствпа.- М.: Сов.композитор, 1983 г.- 266с.
9.Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения.- Новосибирск, 1999 г. – 44с.
10.Мыльников А.Ю. Рождение игрушки. Школа игры на фортепиано / А.Ю. Мыльников. – М. : Композитор, 2000. – 185 с.
11.Новая школа игры на фортепиано / авт.-сост. Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 206 с.
12.Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебник и практикум для СПО / В.И. Петрушин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 380 с.
13.Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений (доинструментальный период).- Екатеринбург: 1994 г.- 50 с.
14.Серегина Т.Н. Начальный период обучения игре на фортепиано: Учебное пособие/ Алтайский государственный институт искусств и культуры.- Барнаул, 2000 г.- 122с.
15.Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. М.: Издательство ЦСДК, 1994 г.- 55 с.
16.Смирнова Т.И. Интенсивный курс по фортепиано: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации / Т.И. Смирнова. – М. : РИФ «Крипто-логос», 1992. – 56 с.
17.Тимакин Е.Н. Воспитание пианиста: методическое пособие.- М.: Советский композитор, 1984 г.- 144 с.
18.Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособ. / Г.М. Цыпин. – Москва: Академия ИЦ, 2003. – 213 с
19.Шмидт – Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – Л.: Музыка, 1985 г.- 69с.
20.Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников, 1996 г.- 193 с.