Фрагмент для ознакомления
1
Глава III. Особенности монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи……….....2
3.1. Цель, задачи, методы и организация коррекционной работы...….....2
3.2. Содержание логопедической работы по развитию монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………7
Выводы по третьей главе……………13
Список источников……………..14
Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Цель, задачи, методы и организация коррекционной работы
Количественный и качественный анализ результатов исследования выявил нарушения в овладении навыками монологической речи детей с ОНР III уровня. Для эффективной логопедической работы необходимо разработать методические рекомендации по коррекции данных нарушений. В зависимости от результатов исследования определить пути и методы логопедической работы.
Цель работы – организация коррекционной работы для детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня.
Основными методами работы являются:
• Словесные – предварительная беседа, словесная инструкция к выполнению задания.
• Наглядные – показ выполнения задания, анализ выполнения.
• Практической последовательности – выполнение задания под руководством, поддержке педагога и самостоятельно.
С учетом выявленных трудностей определены следующие задачи осуществления логопедической работы:
1. Расширение словарного запаса за счет накопления новых слов различных частей речи и умения активно пользоваться разнообразными способами словообразования.
2. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе сформированных навыков анализа и синтеза.
3. Обучение элементам грамоты.
4. Формирование связной речи: учить планировать собственное высказывание, самостоятельно определять содержание своего высказывания, связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.
В ходе экспериментального исследования выявляли уровни сформированности связной речи у обучающихся по «Методике психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» Р. И. Лалаевой [11].
Их речь содержала много грамматических ошибок, они часто пропускали или заменяли слова. Дети также испытывали трудности с организацией своих мыслей и согласованием временных форм. В целом, речь детей с ОНР была снижена по сравнению с их сверстниками без таких проблем. Однако, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и правильной поддержки, они имеют потенциал для улучшения своих навыков речи.
Исходя из полученных данных, можно провести следующие коррекционные работы с детьми ОНР III уровня:
Формирование психологической базы речи, включающей восприятие, внимание, память и мышление [2]:
1. Восприятие. Чтобы развить восприятие у детей с ОНР III уровня, необходимо обратить внимание на звуки речи, различать их и ассоциировать с определенными предметами, действиями или понятиями при обучении. Проявить терпение, потому что, давя на 5,5-6 летних детей, можно получить обратному эффект – рассеянность, истерики и даже плачь.
2. Внимание. Внимание играет важную роль в формировании психологической базы речи. Чтобы развить внимание, необходимо тренировать способность фокусироваться на речевых заданиях, играх и упражнениях.
3. Память. Она является важным аспектом речевого развития. Хорошо развитая память позволяет запомнить и вспомнить слова, предложения, правила грамматики и лексику. Чтобы развить память, полезны активности, такие как повторение слов, чтение историй, игры с различными карточками, тренировка запоминания последовательности слов и предметов.
4. Мышление. Оно позволяет анализировать и оценивать информацию, строить аргументы и принимать решения. Чтобы развить мышление, полезно решать логические задачи, играть в игры, тренировать аналитические и критические навыки.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемкова К.В. Особенности употребления словосочетаний дошкольниками с общим недоразвитием речи//Специальное образование, 2013. - № 1 (29). - С. 5-14.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Хранитель, 2008. – 668с.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М: Академия, 2007. – 453 с.
4. Глухов В. П. Психолингвистика.- СПб: В. Секачев, 2013. - 344 с.
5. Гуженкова Н. В., Павлова И. А. К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 111-113.
6. Детская речь: психолингвистические исследования: Сб. ст. / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. - М.: Per Se, 2001.- 205 с.
7. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР // Хрестоматия по логопедии: В 2 т. Т. II /Под. ред. Л. С. Волковой. — М.,1997. –С. 52-53.
8. Жинкин Н. И. Психолингвистика. – СПб: Лабиринт, 2009.- 288 с.
9. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2006. - 670 с.
10. Кокорева О.И. Развитие монологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях семьи // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – С. 139-142.
11. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. - М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 270.
12. Л. Б. Хрущёва, Бурова Н.И. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня – Челябинск: Изд-во «Библиотека А. Миллера», 2019. – 126 с.
13. Ахмедов И. 10 практических советов по развитию коммуникативных навыков//опубликовано 21.09.2023 [Электронный ресурс: https://www.b17.ru/article/465449/ ], дата обращения 18.11.2023.
14. Мельник Г.В. Общее недоразвитие речи//опубликовано 16.06.2020 [Электронный ресурс: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/obshhee_nedorazvitie_rechi/], дата обращения 17.11.2023.
15. Яшпатрова Л.П. Организация коррекционной работы//опубликовано 16.11.2016 [Электронный ресурс: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2016/11/16/organizatsiya-korrektsionnoy-raboty], дата обращения 18.11.2023.