Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Период дошкольного детства - это период интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствова-ния его ориентации во внешних свойствах и отношениях предметов и яв-лений, в пространстве и времени. Визуальное восприятие особенно важно. Это сложная работа, которая включает в себя анализ большого количества раздражителей, воздействующих на глаз. Проблема развития и совершен-ствования форм зрительного восприятия в старшем дошкольном возрасте, особенно у детей с задержкой умственного развития (СПР), была, есть и всегда будет актуальной.
Чем качественнее процесс визуального восприятия реальности, чем наблюдатель внимательнее, чем больше у него памяти, тем быстрее и луч-ше развиваются все способы мышления. Накопленный опыт сенсорного познания позволяет легко ориентироваться в окружающей действительно-сти, быстро и правильно реагировать на происходящие в ней изменения, то есть гарантирует своевременную и успешную социализацию индивида. На основе зрительного восприятия формируется сенсорный интеллекту-альный и социальный опыт человека.
Недостатки в его развитии существенно объединяют пространство его существенного опыта. Низкая сформированность форм зрительного восприятия, особенно у детей с задержкой умственного развития, резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Все сказанное числен-но позволяет судить о том, что развитие зрительных форм восприятия яв-ляется одним из основных компонентов дошкольного образования, по-скольку их недостаточное формирование повлечет за собой тяжелые по-следствия: недоразвитие всех высших психических функций, отсюда сни-жение интеллектуальной и социальной активности в целом.
Предотвращение этого также является одной из актуальных проблем современного мира, требующей эффективного решения, над которой ра-ботают ученые всех стран.
Итак, проблемой развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в норме занимались также и ученые, как Ф. Фре-бель, М. Монтессори, С.В. Запорожец, А.П. Усова, З.М. Исто-мина, Н.П. Саккулина, С.В. Мухина, Л.А. Венгер. Они внесли большой вклад в развитие детской психологии и дефектологии.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Проблема исследования - выявить специфику зрительного восприя-тия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического раз-вития.
Объектом исследования являются особенности выявления специфи-ки зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с за-держкой психического развития.
Предметом исследования является специфика зрительного восприя-тия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического раз-вития.
Цель исследования: рассмотреть специфику зрительного восприя-тия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического раз-вития.
Задачи исследования:
1. Изучить функции зрительного восприятия;
2. Проанализировать типы специальных занятий по развитию зрительного восприятия;
3. Рассмотреть особенности развития зрительных форм восприятия у детей старшего дошкольного возраста в норме;
2. Описать особенности развития зрительных форм восприятия у де-тей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
3. Разработать рекомендации по формированию зрительных форм у детей с ЗПР.
§1. Функции зрительного восприятия
Глаз играет доминирующую роль в ориентации в окружающем мире по сравнению с другими органами чувств. И.М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психической жизни, говорил, что зрительная ориентация за-нимает ведущее место в цепи существующих психических функций.
Доминирование зрительной системы, как пишет Б.Г. Ананьев, опре-деляется сочетанием четырех факторов: целостностью воспринимаемых объектов и пространственной организацией одновременного изображения объективной картины, объективным воздействием на объекты реальности, характеристикой воспринимаемых объектов и пространственной органи-зацией одновременного изображения. В отличие от других органов чувств, зрение функционирует на трех уровнях: сенсорном (ощущение), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление). По этой причине в первые шесть месяцев развития зрительная система намного опережает другие аналитические системы в своем формировании [12].
Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, отбор, различение и анализ характеристик вос-принимаемых объектов, предшествующих осознанию и отображению этой информации в виде воспринимаемых образов. В результате аналитической и синтетической деятельности визуальная информация преобразуется в образ мышления, в память, в которой она сохраняется и используется для соответствующей направленности обучения и действий в окружающей дей-ствительности. Начиная с простейших аналитических и синтетических пер-цептивных действий с объектами, ребенок постепенно переходит к разра-ботанным обобщенным методам рассмотрения, дифференциации и инте-грации свойств и свойств объектов, а затем к созданию целостного образа объекта, который становится основополагающим для мыслительной дея-тельности и операций.
Одной из ведущих функций зрительного восприятия является распо-знавание раздражителей, направленное на активное взаимодействие с окружающим миром на уровне ориентировочных действий по установле-нию контакта. Отличительная функция зрительного восприятия проявляет-ся в виде стимула, активации всех психофизиологических механизмов и контакта с окружающим миром.
В результате перцептивных действий выделяются качественные ха-рактеристики объекта, а затем перцептивная информация поступает в зри-тельные центры, стимулируя мозг к аналитической и синтетической дея-тельности.
Следующая очень важная функция - аналитико-синтетическая сторо-на зрительного восприятия, когда анализ осуществляется на основе сен-сорных стандартов, распознавания объектов и явлений окружающей сре-ды. Процесс анализа и синтеза воспринимаемых характеристик и свойств окружающей действительности является одной из ведущих и важнейших функций зрения. При отсутствии способности анализировать с помощью зрения наблюдается тенденция к обеднению сенсорного опыта [15].
Информационно-познавательная ценность зрительного восприятия, проявляющаяся в систематизации и упорядочении анализируемой инфор-мации в соответствии с имеющимися способами мышления и запоминания. Информационно-когнитивный процесс зрительного восприятия можно определить как процесс соотнесения представленного объекта с зафикси-рованным в памяти образом, масштабом этого объекта или вещи. Инфор-мационно-познавательная роль зрения проявляется как средства форми-рования знаний, умений и навыков использования визуальной информа-ции в практической ориентации в окружающем мире и при выполнении различных видов деятельности.
При недостаточных аналитических методах и способах мышления и памяти обнаруживаются разрывы между сенсорным опытом и образным мышлением, при нарушениях зрения наблюдается вербализм мышления.
Организационно-регулирующая роль определяется как способность целенаправленно, осознанно и избирательно использовать визуальную информацию и проявляется в адекватной мотивационной потребности и социально значимой ориентации, общении в окружающей действительно-сти.
И не менее важна коммуникативно-воспитательная функция, которая определяет формирование эмоциональных, поведенческих и социальных проявлений ребенка. Коммуникативно-педагогическое видение проявляет-ся в формировании у ребенка определенной системы знаний, которая поз-воляет ему мотивировать свои действия и действовать адекватно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова, Т. П. Психология дошкольного возраста [Текст] : учебник и практикум / Т. П. Авдулова, Е. И. Изотова, Г. Р. Хузеева. – М. : Юрайт, 2016. – 224 с.
2. Айзман, Р. И. Медико-биологические основы дефектологии [Текст] : учебное пособие / Р. И. Айзман, М. В. Ивашевич, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман. – М. : Юрайт, 2017. – 292 с.
3. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста [Текст] : учебник и практикум / Е. Е. Алексеева. – М. : Юрайт, 2017. – 286 с.
4. Афонькина, Ю. А. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития на этапе предшкольного образования [Текст] / Ю. А. Афонькина. – М. : АРКТИ, 2017. – 96 с.
5. Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети 3 - 7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.
6. Белый Б.И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с ЗПР // Дефектология, 1989 №4.
7. Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. - М, 1968.
8. Волков, Б. С. Психология дошкольного возраста [Текст] : учебник / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : КноРус, 2017. – 270 с.
9. Восковская, Л. В. Психология ощущений и восприятия [Текст] / Л. В. Восковская. – М. : Юрайт, 2017. – 476 с.
10. Габова, М. А. Дошкольная педагогика: развитие пространственного мышления и графических умений [Текст] / М. А. Габова. – М. : Юрайт, 2017. – 144 с.
11. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник и практикум / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – М. : Юрайт, 2017. – 286 с.
12. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста [Текст] / О. О. Гонина. – М. : Юрайт, 2017. – 466 с.
13. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М. : Юрайт, 2017. – 186 с.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2016. – 464 с.
15. Ежкова, Н. С. Теоретические основы дошкольного образования [Текст] / Н. С. Ежкова. – М. : Юрайт, 2017. – 184 с.
16. Истомина З.М. О взаимоотношении восприятия и названия цвета у дошкольников // Изв. АПНРСФСР, 1960. Вып. 113.
17. Калашникова, Т. А. Готовность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школе [Текст] / Т. А. Калашникова, В. В. Боброва. – М. : LAP, 2013. – 108 с.
18. Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации [Текст] / Е. Г. Карасева. – М. : Русское слово, 2018. – 64 с.
19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии - М.:Владос, 2001.
20. Колодинский, Д. Н. Развиваем восприятие [Текст] / Д. Н. Колодинский. – М. : Книжный дом, 2018. – 18 с.
21. Коломенский Я.Л., Панько Е.А., Игушнов С.А. Психологическое развитие в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб: Питер, 2004. .Мухина В.С. восприятие цвета и формы предметов детьми дошкольного возраста // Уч. зап. МГПИ им. Ленина вып.2. М, 1941.
22. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Юрайт, 2017. – 108 с.
23. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации [Текст] / О. В. Крежевских. – М. : Юрайт, 2017. – 165 с.
24. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика [Текст] : учебное пособие / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. – М. : Юрайт, 2017. – 148 с.
25. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития [Текст] / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - М. : Издательство «Книголюб», 2015. - 160 с.
26. Лесина, С. В. Коррекционно-развивающие занятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии [Текст] / С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. – М. : Учитель, 2014. – 168 с.
27. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития [Текст] / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Милашич. – М. : Эко-Вектор, 2017. – 540 с.
28. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования [Текст] / Под ред. Л. В. Коломийченко. – М. : Юрайт, 2018. – 210 с.
29. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика [Текст] / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова. – М. : Юрайт, 2016. – 412 с.
30. Морозова, Л. Н. Психофизиология зрительного восприятия детей 6-8 лет: закономерности формирования и реализации [Текст] / Л. Н. Морозова. – М. : LAP, 2011. – 264 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. - М,2000. .Мамайчук И.Н., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с ЗПР - СПб.:Речь, 2004.
32. Немов, Р. С. Общая психология. Ощущения и восприятие [Текст] : учебник и практикум / Р. С. Немов. – М. : Юрайт, 2017. – 302 с.
33. Нищева, Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах [Текст] / Н. В. Нищева. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 240 с.
34. Нищева, Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры [Текст] / Н. В. Нищева. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 240 с.
35. Обучение детей с ЗПР / Под ред. М.С.Власовой. .Познавательные процессы: ощущение, восприятие. / Под ред. А.В. Запарожца, Б.Ф. Ломова, В.П.Зимченко. - М,1982.
36. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М,1966.
37. Развитие восприятия у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и Л.В. Венгера. - М, 1968.
38. Ротарь, Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития: старший дошкольный возраст [Текст] / Н. В. Ротарь, Т. В. Карцева. – М. : Учитель, 2016. – 156 с.
39. Рындина, Е. В. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. Методические рекомендации [Текст] / Е. В. Рындина. - М. : ДетствоПресс, 2014. - 176 с.
40. Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М,1963.