Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Системный подход в научных исследованиях начал активно применяться в 50—60-х годах XX века. Его основой послужили разнообразные общеметодологические концепции и модели, в основе которых лежали общая теория систем и кибернетика. Под знаменем системного подхода выступали представители различных областей науки, причем их интерпретации системного подхода опирались на разнообразные теоретические взгляды, их представления о системном подходе сильно различались.
Системная психология — это раздел прикладной психологии, изучающий поведение и опыт человека в сложных системах. Он вдохновлен теорией систем и системным мышлением и основан на теоретических работах Роджера Баркера, Грегори Бейтсона, Умберто Матураны и других. Это подход в психологии, в котором группы и индивидуумы рассматриваются как системы в гомеостазе. Альтернативными терминами здесь являются «системная психология», «системное поведение» и «системная психология».
История системного подхода в психологии насчитывает несколько важных этапов. Во-первых, начиная с середины XX века, системный подход стал активно проникать в психологию благодаря работам ученых, таких как Грегори Бейтсон, Курт Левин, Эрик Эриксон и других. Они показали, как важно рассматривать психологические явления как часть более крупной системы, а не изолированные явления.
Современное состояние системного подхода в психологии также включает в себя разнообразные направления исследований. В рамках клинической психологии системный подход используется для изучения семейных систем, влияния окружающей среды на психическое здоровье, а также в рамках терапевтических подходов, таких как семейная терапия и системно-ориентированная психотерапия.
Одним из ключевых объектов исследования в данной области является сама психологическая система, будь то индивидуальное психическое состояние, семейная система или общество в целом. Исследование воздействия внутренних и внешних факторов на эти системы, их взаимосвязь и влияние друг на друга являются важными задачами в рамках системного подхода в психологии.
Целью исследования в данной области является углубленное понимание истории развития системного подхода в психологии, а также выявление современных тенденций и перспектив развития данной методологии. Исследование направлено на анализ того, как системный подход помогает понять сложные взаимосвязи и влияния в психологических системах, а также как этот подход может быть применен для решения конкретных практических задач в области психологии, таких как психотерапия, консультирование и преодоление психологических проблем.
Задачи исследования:
1. Изучение исторического развития системного подхода в психологии, начиная с его происхождения и раннего применения в психологических исследованиях.
2. Анализ влияния системного подхода на формирование современных психологических концепций и методов исследования.
3. Оценка эффективности и применимости системного подхода в решении современных психологических проблем и в рамках различных психологических практик.
Гипотеза: системный подход в психологии играет значительную роль в понимании сложных психологических явлений и решении проблем.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Основные этапы развития системного подхода
Взаимосвязь между теорией систем и изучением восприятия является одним из важнейших вопросов.
значение для нашего понимания изменяющейся природы когнитивных карт человека на заре
21-го века. Концептуальные рамки, в которых заключены наши восприятия и их интерпретации,
и обусловливают глубину нашего осознания и его подъем к сознанию, радикально меняются по мере того, как
трансформируется природа человеческих отношений. Дисциплинарные усилия по интерпретации значения и значения
Значение социальных перемен охватывает весь спектр деконструктивистских постмодернистских изложений, начиная
от прогнозного/эмпирического к культурному/интерпретативному, к критическому/постструктурному эпистемологическому
позиции. В областях человеческой деятельности, связанных с оценкой человеческих достижений,
результатом стало множество возможных интерпретационных рамок и сопутствующие фрагменты.
формирование дисциплинарных мировоззрений. С одной стороны, естественные науки движутся в сторону
теоретический синтез посредством построения теорий великого объединения в физике и аналогичных областях.
охват теоретических основ в других областях исследования. С другой стороны, социальные науки
похоже, проявляют противоположную тенденцию к релятивистским позициям по вопросам когнитивной эволюции.
раствор. Это усугубляется соответствующей сдержанностью в отношении постулирования общеприменимости.
нормативные точки зрения на поведенческие и установочные ориентации, которые служат для удовлетворения
растущие проблемы неопределенности в нашем быстро меняющемся мире.
Взаимосвязь между теорией систем и изучением восприятия является одним из важнейших вопросов.
значение для нашего понимания изменяющейся природы когнитивных карт человека на заре
21-го века. Концептуальные рамки, в которых заключены наши восприятия и их интерпретации,
и обусловливают глубину нашего осознания и его подъем к сознанию, радикально меняются по мере того, как
трансформируется природа человеческих отношений. Дисциплинарные усилия по интерпретации значения и значения
Значение социальных перемен охватывает весь спектр деконструктивистских постмодернистских изложений, начиная
от прогнозного/эмпирического к культурному/интерпретативному, к критическому/постструктурному эпистемологическому
позиции. В областях человеческой деятельности, связанных с оценкой человеческих достижений,
результатом стало множество возможных интерпретационных рамок и сопутствующие фрагменты.
формирование дисциплинарных мировоззрений. С одной стороны, естественные науки движутся в сторону
теоретический синтез посредством построения теорий великого объединения в физике и аналогичных областях.
охват теоретических основ в других областях исследования. С другой стороны, социальные науки
похоже, проявляют противоположную тенденцию к релятивистским позициям по вопросам когнитивной эволюции.
раствор. Это усугубляется соответствующей сдержанностью в отношении постулирования общеприменимости.
нормативные точки зрения на поведенческие и установочные ориентации, которые служат для удовлетворения
растущие проблемы неопределенности в нашем быстро меняющемся мире.
Взаимосвязь между теорией систем и изучением восприятия является одним из важнейших вопросов.
значение для нашего понимания изменяющейся природы когнитивных карт человека на заре
21-го века. Концептуальные рамки, в которых заключены наши восприятия и их интерпретации,
и обусловливают глубину нашего осознания и его подъем к сознанию, радикально меняются по мере того, как
трансформируется природа человеческих отношений. Дисциплинарные усилия по интерпретации значения и значения
Значение социальных перемен охватывает весь спектр деконструктивистских постмодернистских изложений, начиная
от прогнозного/эмпирического к культурному/интерпретативному, к критическому/постструктурному эпистемологическому
позиции. В областях человеческой деятельности, связанных с оценкой человеческих достижений,
результатом стало множество возможных интерпретационных рамок и сопутствующие фрагменты.
формирование дисциплинарных мировоззрений. С одной стороны, естественные науки движутся в сторону
теоретический синтез посредством построения теорий великого объединения в физике и аналогичных областях.
охват теоретических основ в других областях исследования. С другой стороны, социальные науки
похоже, проявляют противоположную тенденцию к релятивистским позициям по вопросам когнитивной эволюции.
раствор. Это усугубляется соответствующей сдержанностью в отношении постулирования общеприменимости.
нормативные точки зрения на поведенческие и установочные ориентации, которые служат для удовлетворения
растущие проблемы неопределенности в нашем быстро меняющемся мире.
Взаимосвязь между теорией систем и изучением восприятия является одним из важнейших вопросов.
значение для нашего понимания изменяющейся природы когнитивных карт человека на заре
21-го века. Концептуальные рамки, в которых заключены наши восприятия и их интерпретации,
и обусловливают глубину нашего осознания и его подъем к сознанию, радикально меняются по мере того, как
трансформируется природа человеческих отношений. Дисциплинарные усилия по интерпретации значения и значения
Значение социальных перемен охватывает весь спектр деконструктивистских постмодернистских изложений, начиная
от прогнозного/эмпирического к культурному/интерпретативному, к критическому/постструктурному эпистемологическому
позиции. В областях человеческой деятельности, связанных с оценкой человеческих достижений,
результатом стало множество возможных интерпретационных рамок и сопутствующие фрагменты.
формирование дисциплинарных мировоззрений. С одной стороны, естественные науки движутся в сторону
теоретический синтез посредством построения теорий великого объединения в физике и аналогичных областях.
охват теоретических основ в других областях исследования. С другой стороны, социальные науки
похоже, проявляют противоположную тенденцию к релятивистским позициям по вопросам когнитивной эволюции.
раствор. Это усугубляется соответствующей сдержанностью в отношении постулирования общеприменимости.
нормативные точки зрения на поведенческие и установочные ориентации, которые служат для удовлетворения
растущие проблемы неопределенности в нашем быстро меняющемся мире.
Взаимосвязь между теорией систем и изучением восприятия является одним из важнейших вопросов.
значение для нашего понимания изменяющейся природы когнитивных карт человека на заре
21-го века. Концептуальные рамки, в которых заключены наши восприятия и их интерпретации,
и обусловливают глубину нашего осознания и его подъем к сознанию, радикально меняются по мере того, как
трансформируется природа человеческих отношений. Дисциплинарные усилия по интерпретации значения и значения
Значение социальных перемен охватывает весь спектр деконструктивистских постмодернистских изложений, начиная
от прогнозного/эмпирического к культурному/интерпретативному, к критическому/постструктурному эпистемологическому
позиции. В областях человеческой деятельности, связанных с оценкой человеческих достижений,
результатом стало множество возможных интерпретационных рамок и сопутствующие фрагменты.
формирование дисциплинарных мировоззрений. С одной стороны, естественные науки движутся в сторону
теоретический синтез посредством построения теорий великого объединения в физике и аналогичных областях.
охват теоретических основ в других областях исследования. С другой стороны, социальные науки
похоже, проявляют противоположную тенденцию к релятивистским позициям по вопросам когнитивной эволюции.
раствор. Это усугубляется соответствующей сдержанностью в отношении постулирования общеприменимости.
нормативные точки зрения на поведенческие и установочные ориентации, которые служат для удовлетворения
растущие проблемы неопределенности в нашем быстро меняющемся мире.
Взаимосвязь между теорией систем и изучением восприятия является одним из важнейших вопросов.
значение для нашего понимания изменяющейся природы когнитивных карт человека на заре
21-го века. Концептуальные рамки, в которых заключены наши восприятия и их интерпретации,
и обусловливают глубину нашего осознания и его подъем к сознанию, радикально меняются по мере того, как
трансформируется природа человеческих отношений. Дисциплинарные усилия по интерпретации значения и значения
Значение социальных перемен охватывает весь спектр деконструктивистских постмодернистских изложений, начиная
от прогнозного/эмпирического к культурному/интерпретативному, к критическому/постструктурному эпистемологическому
позиции. В областях человеческой деятельности, связанных с оценкой человеческих достижений,
результатом стало множество возможных интерпретационных рамок и сопутствующие фрагменты.
формирование дисциплинарных мировоззрений. С одной стороны, естественные науки движутся в сторону
теоретический синтез посредством построения теорий великого объединения в физике и аналогичных областях.
охват теоретических основ в других областях исследования. С другой стороны, социальные науки
похоже, проявляют противоположную тенденцию к релятивистским позициям по вопросам когнитивной эволюции.
раствор. Это усугубляется соответствующей сдержанностью в отношении постулирования общеприменимости.
нормативные точки зрения на поведенческие и установочные ориентации, которые служат для удовлетворения
растущие проблемы неопределенности в нашем быстро меняющемся мире.
Взаимосвязь между теорией систем и изучением восприятия является одним из важнейших вопросов.
значение для нашего понимания изменяющейся природы когнитивных карт человека на заре
21-го века. Концептуальные рамки, в которых заключены наши восприятия и их интерпретации,
и обусловливают глубину нашего осознания и его подъем к сознанию, радикально меняются по мере того, как
трансформируется природа человеческих отношений. Дисциплинарные усилия по интерпретации значения и значения
Значение социальных перемен охватывает весь спектр деконструктивистских постмодернистских изложений, начиная
от прогнозного/эмпирического к культурному/интерпретативному, к критическому/постструктурному эпистемологическому
позиции. В областях человеческой деятельности, связанных с оценкой человеческих достижений,
результатом стало множество возможных интерпретационных рамок и сопутствующие фрагменты.
формирование дисциплинарных мировоззрений. С одной стороны, естественные науки движутся в сторону
теоретический синтез посредством построения теорий великого объединения в физике и аналогичных областях.
охват теоретических основ в других областях исследования. С другой стороны, социальные науки
похоже, проявляют противоположную тенденцию к релятивистским позициям по вопросам когнитивной эволюции.
раствор. Это усугубляется соответствующей сдержанностью в отношении постулирования общеприменимости.
нормативные точки зрения на поведенческие и установочные ориентации, которые служат для удовлетворения
растущие проблемы неопределенности в нашем быстро меняющемся мире.
В 1920-е годы была разработана гештальт-психология, которая стала важным этапом в развитии общей теории систем в 1940-е годы. Гештальт-психология представляет собой теорию разума и мозга, основанную на убеждении в том, что работа мозга является целостной, параллельной и аналоговой, при этом имеющей тенденцию к самоорганизации. Это означает, что целое является большим, чем сумма его частей [7]. Идеи общей теории систем вышли за рамки биологических наук. Они стремятся описать общие принципы работы всех систем, особенно живых. В 1950-е годы несколько биологов и социологов внесли свой вклад в развитие общей теории систем.
В 1950-х и 1960-х годах Людвиг фон Берталанфи написал несколько статей и книгу по теории систем и психологии, психопатологии и психиатрии.
Профессор Людвиг фон Берталанфи (1901-1972), выдающийся австрийский биолог, создатель теории систем. Фон Берталанфи предложил теорию открытых систем для объяснения явлений жизни. Открытые системы, живые организмы являются примерами таких систем, не подчиняющихся второму закону классической термодинамики. Они характеризуются отрицательной энтропией. Это свойство объясняет рост, дифференциацию и возрастающую сложность организма. Это также объясняет целенаправленность, целенаправленность и сложность поведения как человека, так и животных.
Следовательно, фон Берталанфи отверг редукционизм и «атомизм», которые характеризовали как американский бихевиоризм, так и ортодоксальный психоанализ. Вместо этого он сделал упор на организменный и целостный подход. Он также подчеркнул уникальные особенности человеческого поведения, такие как символизм и создание ценностей. Символические и ценностные системы сыграли более важную роль в человеческой мотивации, чем биологические побуждения.
Влияние общей теории систем фон Берталанфи вышло за пределы биологии, оно распространилось на психологию, психиатрию, социологию, кибернетику и философию. Используя общую теорию систем, фон Берталанфи попытался примирить естественнонаучный подход к человеческому бихевиоризму с гуманистическим.
Джеймс Грир Миллер (1916–2002) был создателем теории живых систем. Живые системы, согласно теории Миллера, включают не только биологические системы, но и все живые системы, включая социальные системы [12]. Теория живых систем посвящена тому, как работают все живые системы, как они поддерживают себя, как развиваются и изменяются. Миллер определяет живые системы как открытые, самоорганизующиеся системы, обладающие особыми характеристиками жизни и взаимодействия с окружающей средой. Взаимодействие происходит посредством как информационного, так и материального или энергетического обмена.
Теория живых систем Миллера включает системную иерархию из восьми уровней: клетки, органы, организмы, группы, организации, сообщества общества и наднациональные системы. Каждый более высокий уровень более сложен, чем уровни более низких уровней, поскольку более высокие уровни наследуют характеристики более низких уровней, а также содержат эмерджентные свойства, то есть свойства, которых нет на более низких уровнях.
Его теория включает серию из 20 важнейших процессов, которые связаны с материальными и энергетическими обменами, связанными с метаболическими процессами системы, и информацией для координации, руководства и контроля системы [23]. Миллер объединяет восемь уровней иерархии и двадцать подсистем в таблице из 160 ячеек.
Основная стратегия применения общей теории живых систем для решения или исследования проблем отдельных живых систем заключается в следующем: прояснить уровень системы; идентифицировать компоненты каждой из 20 подсистем; проиллюстрировать каждый компонент подсистем соответствующими символами подсистем; построить диаграмму потоков материи-энергии и информации через компоненты подсистемы: от входа к границе, через систему к выходу из границы.
Три человека внесли свой вклад в подходы, лежащие в основе теории математических систем: Михайло Д. Месарович, А. Уэйн Уаймор [1927–2011] и Джордж Дж. Клир. Месарович использовал аксиоматический подход. В этом подходе система представляется как отношение абстрактных множеств.
Как и в случае с теорией математических систем, три человека внесли свой вклад в подходы, классифицируемые как кибернетика: Норберт Винер [1894–1964], У. Росс Эшби [1903–1972] и Джей Форрестер. Норберт Винер Норберт Винер был гигантом в области математики и логики. Идея кибернетики была подсказана его работами по решению задач противовоздушной обороны и управления огнем во время Второй мировой войны. В это время он был соавтором новаторской статьи, посвященной целенаправленному поведению систем.
Эта статья послужила основой для основополагающего текста Винера «Кибернетика». Трактат Винера по кибернетике вращается вокруг теории регулирования и управления как в механических, так и в живых системах [24]. Две его основные идеи — связь и управление — основаны на обратной связи по эксплуатационным свойствам и передаче этой информации. Винер благодарит Клода Шеннона [1916-2001] за введение понятия энтропии в теорию информации, которое привнесло при вычислении количества информации степень формализма, близкую к той, что была в классической статистической механике.
И снова три человека внесли свой вклад в подходы, лежащие в основе теории социальных систем: Талкот Парсонс [1902–1979], Уолтер Ф. Бакли [1922–2006] и Никлас Луман [1927–1998]. Парсонс возглавил то, что Сойер называет первой волной теории социальных систем, а Бакли и Луман были руководителями второй волны.
Талкот Парсонс Талкот Парсонс был профессором Гарварда и в период с 1930 по 1970 годы был самым известным социологом в Соединенных Штатах. Подвести итог его деятельности в данной статье не представляется возможным. Однако мы можем сосредоточиться на его идеях в отношении социологической теории и систем. «Влиятельная структурно-функциональная теория общества Парсонса была основана на системных концепциях, заимствованных из кибернетики» и предполагала, что все системы и составные подсистемы разложимы.
Он разработал схему, в которой функции системы были определены с точки зрения четырех функций: адаптации, достижения цели, интеграции и задержки в схеме, обозначенной AGIL. Каждая функция системы поддерживалась подсистемами с определенными ролями [22]. Он сравнил функции системы и роли подсистем со структурой органов и функций человеческого тела.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. № 1. С. 29–46.
2. Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: ИП РАН, 2004.
3. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. Сборник переводов /Общая редакция и вступительная статья В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. - М.: Изд-во «Прогресс», 1969. стр. 23-82.
4. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М., Наука, 1986.
5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. - СПб.: Алетейя, 2002. 414 с.
6. Принцип системности в психологических исследованиях / Отв. ред. В.А. Барабанщиков, Д.Н. Завалишина. М.: Наука, 1990.
7. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Отв. ред. А.В. Брушлинский. М.: ИП РАН, 1997.
8. Шульц Д.П. и др. История современной психологии/ Д.П.Шульц, С.Э. Шульц. СПб., 2002.
9. Anderson, F., Schwartz, R., & Sweezy, M. (2017). Internal family systems skills training manual: Trauma-informed treatment for anxiety, depression, PTSD & substance abuse. PESI.
10. Borsboom D, Cramer AO. Network analysis: an integrative approach to the structure of psychopathology. Annu Rev Clin Psychol. 2013;9:91–121.
11. Brown, J. (1997). Circular questioning: An introductory guide. Australian and New Zealand Journal of Family Therapy, 18(2), 109–114.
12. Bruijniks SJ, DeRubeis RJ, Hollon SD, Huibers MJ. The potential role of learning capacity in cognitive behavior therapy for depression: a systematic review of the evidence and future directions for improving therapeutic learning. Clin Psychol Sci. 2019;2167702619830391.
13. Evans, N., & Whitcombe, S. (2015). Using circular questions as a tool in qualitative research. Nurse Researcher, 23(3) 28–31.
14. Gelo OCG, Salvatore S. A dynamic systems approach to psychotherapy: a meta-theoretical framework for explaining psychotherapy change processes. J Couns Psychol. 2016;63(4):379–95.
15. Hayes AM, Strauss JL. Dynamic systems theory as a paradigm for the study of change in psychotherapy: an application to cognitive therapy for depression. J Consult Clin Psychol. 1998;66(6):939–47.
16. Herbine-Blank, T., & Sweezy, M. (2021). Internal family systems couple therapy skills manual: Healing relationships with intimacy from the inside out. PESI.
17. Hoffart A, Johnson, SU (2020). Latent trait, latent-trait state, and a network approach to mental problems and their mechanisms of change. Clin Psychol Sci. 2020; On line advance publication May 2020; https://doi.org/10.1177/2167702620901744.
18. Holmes EA, Ghaderi A, Harmer CJ, Ramchandani PG, Cuijpers P, Morrison AP, et al. The Lancet Psychiatry Commission on psychological treatments research in tomorrow’s science. Lancet Psychiatry. 2018;5(3):237–86.
19. Kowalik Z, Schiepek G, Kumpf K, Roberts L, Elbert T. Psychotherapy as a chaotic process II. The application of nonlinear analysis methods on quasi time series of the client-therapist interaction: a nonstationary approach. Psychother Res. 1997;7(3):197–218.
20. Nelson B, McGorry PD, Wichers M, Wigman JT, Hartmann JA. Moving from static to dynamic models of the onset of mental disorder: a review. JAMA Psychiatry. 2017;74(5):528–34.
21. Riemersma, J. (2020). Altogether you: Experiencing personal and spiritual transformation with internal family systems therapy. Pivotal Press.
22. Rogers, M., & Cooper, J. (2020). Systems theory and an ecological approach. In M. Rogers, D. Whitaker, D. Edmondson, & D. Peach, Developing skills & knowledge for social work practice (pp. 259–268). SAGE.
23. Vallacher RR, Van Geert P, Nowak A. The intrinsic dynamics of psychological process. Curr Dir Psychol Sci. 2015;24(1):58–64.
24. Watson, W. H. (2012). Family systems. In V. S. Ramachandran (Ed.), Encyclopedia of human behavior (pp. 184–193). Elsevier Academic Press.
25. Witherington DC. Taking emergence seriously: the centrality of circular causality for dynamic systems approaches to development. Hum Dev. 2011;54(2):66–92.