Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Крайне важно решить важнейшую задачу улучшения финансового планирования и управления в бюджетных учреждениях. Эксперты утверждают, что разумное и эффективное использование бюджетных ассигнований на непроизводственные отрасли является необходимым условием эффективного функционирования национальной экономики.
Несмотря на обширную литературу по финансовому планированию, некоторые вопросы, особенно касающиеся совершенствования финансового планирования и бюджетирования с учетом отраслевых факторов (например, системы образования), остаются недостаточно изученными. Большинство теоретических работ в основном сосредоточены на общем финансовом менеджменте, обеспечивая лишь поверхностное рассмотрение финансового планирования и, в частности, бюджетирования.
Внедрение системы бюджетирования потенциально позволит учреждениям формировать реалистичные финансовые прогнозы, своевременно выявлять узкие места в управлении, оперативно оценивать экономические последствия потенциальных отклонений от плана, облегчать координацию между структурными подразделениями и повышать общую управляемость.
Представленные совокупные данные подчеркивают актуальность этой проблемы. Значимость изучения вопросов, связанных с внедрением инструментов бюджетирования коммерческих организаций в практику управления финансами образовательных учреждений, определила выбор темы работы, а также цели и задачи настоящего исследования.
Цель работы – рассмотрение процесса управления финансами вуза.
Задачи работы:
1. Теория управления финансами вуза
2. Процесс бюджетирования финансов вуза
3. Документооборот в управлении финансами вуза
Предметом исследования является система управления финансами в вузе.
Объектом исследования являются процессы управления финансами.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и библиографический список.
§ 1. Теория управления финансами вуза
Переход на качественно новый уровень является важнейшей предпосылкой эффективного функционирования государственных (муниципальных) финансов. Этот переход необходим для динамичного роста национальной экономики, повышения социального статуса граждан, улучшения инвестиционного климата и привлекательности. Следовательно, возникает острая необходимость в переоценке и выявлении принципиально новых подходов к решению теоретических, методологических и практических задач финансового управления как в коммерческом, так и в государственном секторах национальной экономики.
Термин «менеджмент» охватывает процессы планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для формулирования и достижения заранее определенной цели. Эволюция этой концепции как в научной, так и в практической сферах привела к развитию различных подходов к процессу управления .
С конца 19 века по 1920-е годы преобладающим подходом было научное управление, а с 1930 по 1950 год доминировал административный подход. Во второй половине 20 века развитые страны активно искали новые формы и методы управления для установления необходимого баланса. между формирующимся социально ориентированным государством, рыночными силами и гражданским обществом по вопросам формирования, распределения и использования совокупного общественного продукта, ВВП, бюджетных средств и государственной собственности. Это побудило мыслителей управления глубоко изучить влияние внешних и внутренних факторов на функциональную, финансовую и экономическую деятельность субъектов рыночной экономики, что привело к поиску инновационных подходов к управлению.
Реализация присущих финансам свойств и их использование как инструмента распределения и контроля происходит через человеческую деятельность, проявляющуюся в финансовом механизме, установленном государством. Этот механизм воплощает в себе финансовую политику и отражает конкретную направленность финансовых отношений на решение экономических и социальных проблем.
Через финансовый механизм финансы становятся практическим инструментом государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Система финансового управления представляет собой взаимосвязанный комплекс мер, инструментов и финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование всей финансовой системы и ее отдельных компонентов . Эта система способствует развитию реального сектора экономики и решению актуальных социальных проблем.
Методы управления – это средства и подходы, используемые для достижения целей. Методы финансового управления, в частности, обладают отличительными характеристиками.
Субъекты исполнительной власти используют методы управления для реализации возложенных на них компетенций и полномочий.
Методы финансового управления служат средством реализации императивной воли государства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агарков Г.А., Агеева И.А., Анохова Е.В. [и др.] Мониторинг, анализ и повышение финансовой устойчивости вуза: обзор лучших практик / Под общей редакцией О.А. Гришиной, Т.Н. Роденковой, Д.Г. Сандлера. Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. 204 с.
2. Анопченко Т.Ю., Мурзин А.Д. Образование как фактор развития человеческого потенциала региона / Костинские чтения: сборник материалов первой международной научно-практической конференции, Москва, Берлин. 2018. С. 53-57.
3. Балакин М.А. Проектирование современной цифровой среды для управления основными образовательными программами в ВУЗе // АНИ: педагогика и психология. 2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-sovremennoy-tsifrovoy-sredy-dlya-upravleniya-osnovnymi-obrazovatelnymi-programmami-v-vuze (дата обращения: 04.12.2023).
4. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Аниськин С.В. Проектирование холистичной образовательной среды как информационной инфраструктуры педагогического университета // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 17-23.
5. Васин Л.А. Базовая организация электронной информационной образовательной среды университета на основе облачных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2019. Т. 8. № 2 (46). С. 31-36.
6. Гарькин И.Н., Агафонкина Н.В. Управление вузом: повышение внебюджетных доходов университета // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11. № 5. С. 18.
7. Дмитриенко А.С. Обзор моделей финансирования высшего образования: механизмы доведения средств и роль государства // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-modeley-finansirovaniya-vysshego-obrazovaniya-mehanizmy-dovedeniya-sredstv-i-rol-gosudarstva (дата обращения: 04.12.2023).
8. Кривошеев А.В. Концептуальные положения систематизации информации для анализа финансовой устойчивости вуза // Международный бухгалтерский учет. 2021. Т. 24. № 6 (480). С. 711-724.
9. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом ВШЭ, 2021.
10. Курамшина К.Р., Чалова А.Ю., Рогова Т.М., Мурзина С.М. Адаптивная методика оценки экономической эффективности и финансовой устойчивости регионального ВУЗа // Экономика строительства. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnaya-metodika-otsenki-ekonomicheskoy-effektivnosti-i-finansovoy-ustoychivosti-regionalnogo-vuza (дата обращения: 04.12.2023).
11. Мартино Д.М., Ткач Г.Ф., Коваленко С.А. Современные тенденции государственного финансирования высшего образования // Высшее образование в России. 2020. № 3. С. 136-152.
12. Рогова Т.М. Проблемные вопросы в финансировании высшего образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4. С. 234-236.
13. Роденкова Т.Н, Герзелиева Ж.И, Красикова А.Г. Предпринимательские университеты и проблемы их финансирования в России // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predprinimatelskie-universitety-i-problemy-ih-finansirovaniya-v-rossii (дата обращения: 04.12.2023).
14. Толмачева И.В. Оценка экономической и финансовой устойчивости вуза // Вестник Приднестровского университета. Серия: Физико-математические и технические науки. Экономика и управление. 2018. № 3 (60). С. 166-170.
15. Шубина Т.В., Есаков С.П., Фролкин А.В. Финансы бюджетных организаций социальной сферы: монография. Москва: ИНФРА-М, 2019. 134 с.