Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Формирование информационной культуры учителя является залогом повышения профессиональной компетентности как фактора повышения качества образования.
Говоря о возможностях автоматизированных информационных технологий для образовательного процесса, многие исследователи указывают на следующие аспекты (Л. Л. Босова, В. А. Красильникова, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт и др.):
- создание единой информационно-образовательной среды для обучения не только для региона, но и для страны и региона; - создание единого информационно-образовательного пространства для обучения;
- создание единого информационно-образовательного пространства для обучения;
- независимость образовательного процесса от места и времени обучения;
- неограниченные возможности для сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной информации;
- развитие личностно-ориентированного обучения, дополнительного и углубленного образования;
- повышение доступности образования с расширением форм обучения;
- значительное расширение и совершенствование организационного обеспечения образовательного процесса (виртуальные школы, лаборатории, университеты и т.д.);
- повышение активности субъектов в организации образовательного процесса;
- значительное совершенствование методического и программного обеспечения образовательного процесса;
- предоставление возможности выбрать индивидуальный путь обучения;
- развитие самостоятельной поисковой деятельности учащегося;
- улучшение мотивационной стороны обучения и т. д.
Основные цели развития информатизации общеобразовательных организаций определены стратегией развития.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия использования автоматизированных информационных систем преподавателем общеобразовательного учреждения.
Объектом исследования являются особенности использования автоматизированных информационных систем преподавателем общеобразовательного учреждения.
Предметом исследования являются автоматизированные информационные системы.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие информатизации образования как феномена;
2. Выявить основные характеристики информационной компетентности педагогов как необходимого условия внедрения нового ФГОС;
3. Выполнить содержательный анализ автоматизированных информационных систем при использовании преподавателем общеобразовательного учреждения;
4. Определить проблемы, связанные с использованием автоматизированных информационных систем в воспитательно-образовательном процессе.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
ГЛАВА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1.1. Информатизации образования как феномен
Для современного общества становится важным получение новых знаний, освоение новых технологий, управление социальными и научными процессами. Каждый вид деятельности должен проходить определенные этапы, которые непосредственно связаны со сбором информации, ее анализом, выбором приоритетных задач, поиском оптимальных решений этих задач и формированием подходов к достижению намеченных целей.
Сегодня студенты и преподаватели вузов являются представителями социальной среды, в которой существует огромный поток постоянно обновляемой информации, и из-за ограниченных возможностей человек не может в полной мере воспользоваться преимуществами этого «огромного потока». В этих условиях человечество подошло к такому процессу, как «информатизация».
Процесс информатизации неразрывно связан со статусом современного общества, а именно со статусом информационного общества, в котором преобладает информация, ее качество, свобода, прозрачность и доступность.
Информатизация - это масштабный процесс, затрагивающий все сферы общественной жизни, направленный на удовлетворение информационных потребностей людей и создание мощной телекоммуникационной инфраструктуры. Одно из основных положений в информатизации общества отводится информатизации в сфере образования. Информатизация образования как феномен - это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, направленных на реализацию образовательных и воспитательных целей [4].
Процесс информатизации образования как феномена включает систему мер: оснащение образовательных учреждений и органов управления образованием аппаратно-программными средствами информационных технологий; подключение по высокоскоростным каналам к региональным, национальным и международным компьютерным образовательным сетям, к глобальной сети Интернет; создание и размещение образовательных информационных ресурсов в сети Интернет, интеграция различных баз данных регионального и международного уровня. на государственном уровне. формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса: сотрудников, преподавателей, учащихся и их родителей создает систему непрерывного повышения квалификации учителей в области информационных технологий (курсы, экспресс-курсы, мини-семинары, текущие семинары, конференции).
Процесс информатизации образования предполагает не только использование новейших информационных технологий в школах, вузах и других учебных заведениях, но и совершенствование системы организации образовательной деятельности путем преобразования методов и форм представления информации с целью повышения интереса учащихся к получению новых знаний и развитию их творческой активности.
Несомненно, прежде всего необходимо создать информационную технологию с новейшими проекторами, экранами, компьютерами и другим оборудованием, позволяющим раскрывать информацию посредством презентаций, конференций и семинаров. Но сейчас ситуация сложилась таким образом, что молодое поколение все больше заинтересовано в использовании информационных технологий в качестве развлечения, а не в обучении и получении новых знаний.
Чтобы развить интерес к использованию информационных технологий в научных целях, должен быть компетентный учитель, который сможет научить это поколение жить в эпоху информационных технологий и заложить основу для владения этими технологиями. То есть процесс информационного образования невозможен без участия компетентного и квалифицированного специалиста, который глубоко разбирается в процессах обучения, может использовать их в своей профессиональной деятельности, обладает грамотностью, эрудицией и т.д. В то же время информатизация в образовании имеет ряд противоречий.
Большинство учителей сталкиваются с плохим программным обеспечением по своим дисциплинам, техническими трудностями в организации учебного процесса и поэтому отказываются использовать компьютерные технологии на уроках. Многие информационные технологии в образовательных учреждениях не полностью оснащены необходимым программным комплексом для обучения. Поскольку одним из основных направлений информатизации является построение информационного образовательного пространства, в связи с этим возникают такие проблемы, как отсутствие единого стандарта программного обеспечения, нехватка технического персонала для обслуживания технического оборудования[12].
Большинство сельских школ и региональных университетов технически оснащены плохо или вообще не оснащены, что значительно усложняет образовательные процессы. Но это скорее проблема государства, которое не выделяет достаточно средств на закупку необходимого оборудования.
Текущие проблемы информатизации образования как феномена заключаются в следующем:
- проблемы, связанные с консерватизмом выпусков компакт-дисков и использованием устаревших представлений об архитектуре программного обеспечения при разработке, следствием которых являются: быстрое устаревшее обучение, невозможность изменить или дополнить существующее издание новыми модулями;
- проблемы, связанные с составлением спецификаций на разрабатываемые объекты и дальнейшей стандартизацией информационных технологий для образования. Без решения этих проблем невозможно удовлетворить такие важные требования к ресурсам современного ECM, как управляемость и доступность;
- проблемы, связанные с практическим внедрением ECM в учебный процесс. Это включает в себя как обучение и повышение квалификации учителей в области ИКТ, так и разработку самих электронных курсов в области методического обеспечения.
Использование различных образовательных учреждений ИКТ в образовательном процессе позволяет нам решать следующие задачи:
1. Овладение предметной областью на разных уровнях глубины и детализации;
2. Развитие навыков и умений для решения типичных практических задач в выбранной области знаний;
3. Развитие навыков анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;
4. Развитие навыков, связанных с конкретными видами деятельности;
5. Проведение учебных и исследовательских экспериментов с моделями исследуемых объектов и процессов;
6. Восстановление знаний, умений и навыков. Несомненно, электронные учебные ресурсы сегодня становятся определяющим элементом развития образования. Но, как и любая образовательная технология, включение электронных ресурсов в образовательный процесс должно соответствовать законам педагогики, новым условиям обучения, требованиям образовательной организации и, самое главное, требованиям Закона об образовании и федеральных государственных образовательных стандартов [26].
Электронное обучение имеет свои преимущества по сравнению с традиционным обучением, но, по мнению исследователей, технология смешанного обучения дает наибольший эффект. Смешанная модель обучения позволяет сочетать традиционное обучение, при котором обучение проводится в экзаменационной форме (лекции, семинары, лабораторные работы), и в то же время часть практических занятий проводится в электронном виде. Это позволяет преподавателю сосредоточиться на более интересных и сложных темах курса, не уделяя должного внимания основным теоретическим концепциям, которые студент усвоил в ходе электронного тестирования или участия в обсуждении на форуме или в блоге.
1.2. Информационная компетентность педагогов как необходимое условие внедрения нового ФГОС
Эффективность обучения всегда зависела от уровня подготовки учителей. Процесс информатизации образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки преподавателя, к его профессиональной компетентности.
И какие качества учителя могут указывать на то, что учитель профессионально компетентен (компетентный - грамотный, эрудированный, авторитетный в какой-либо области) и что его уровень компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики?
Какая работа учителя может считаться профессионально компетентной? Профессионально компетентной является работа учителя, при которой педагогическая деятельность, педагогическое общение осуществляются на достаточно высоком уровне, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Профессиональная компетентность - это компоненты, которые влияют не столько на содержание учебного процесса, сколько на его содержание [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Просвещение, 1994.- 287с.
2. Аршинский Л.В., Пугачев А.А. Программный комплекс диагностики знаний TEACHLAB в TESTMASTER// Информатика и образование – 2002.-№7.- С. 68-73.
3. Балафанов Е.К., Бурибаев Б., Даулеткулов А.Б. Новые информационные технологии: 30 уроков по информатике. - Алматы, 2001.- 244 с.
4. Беленькая, М. Н. Администрирование в информационных системах / М.Н. Беленькая, С.Т. Малиновский, Н.В. Яковенко. - М.: Горячая линия - Телеком, 2019. - 400 c.
5. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2012. - 352 с.
6. Бойко Г.М., Пак Н.И. Информационная среда школы открытого типа в области управления и построения учебного процесса // Открытое образование. - 2011. - № 2. - С. 36-38.
7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001 (2 CD), ©Кирилл и Мефодий, 2001.
8. Бордовская Н.А., РеанА.А. Педагогика.- Санкт-Петербург: Питер, 2000.- 270 с.
9. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии. - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2012.- 217 с.
10. Бурковская М.А., Зимина О.В., Кириллов А.И. Компьютерный контроль знаний в среде AcademiaXXI// Информатика и образование - М.: 2002-№9.- С.81-85.
11. Васейко Д.Н. Использование интерактивной доски в школе // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок». www.festival.1september.ru.
12. Васильков, А. В. Безопасность и управление доступом в информационных системах / А.В. Васильков, И.А. Васильков. - М.: Форум, 2021. - 368 c.
13. Великович 2006 - Великович Л.С. Информатизация в начальной школе: процесс, требующий иных подходов // Директор школы. М.: Сентябрь, 2006. С. 43.
14. Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе. -М.: Прогресс, 1998.- 350 С.
15. Воробейчикова О.В. Структурированные тесты как средство контроля знаний// Информатика и образование.- М.: 2001.-№7.- С.14-17.
16. Вострикова Т.В. Статья: Повышение уровня профессиональной компетенции кадров как фактор повышения качества образования.
17. Галишникова 2007 - Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель, 2007. № 4. С. 8-10.
18. Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. - Кемерово, 1999. -127с.
19. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. - Кемерово: КемГАКИ, 1999. -146 с.
20. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М.: Интер-Диалект+, 1997. – 108 с.
21. Гутгарц Р.Д., Чебышева Б.П. Компьютерная технология обучения// Информатика и образование.- М.: 2000-№5.- с.44-45.
22. Евтюхин Н.В. Структуризация знаний и технологий разработки компьютерных масте- тестов// Информатика и образование- М.: 1999-№6.- с.90-92.
23. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний// Информатика и образование. - М.: 2000-№1.- с.71-81.
24. Игнатова И.Г., Н.Ю. Соколова. Информационные коммуникационные технологии в образовании// Информатика и образование- М.: 2003-№3.- с.53-54.
25. Ильина Т.А. Педагогика.- М.: Просвещение, 1984.- С. 410.
26. Любарский, Ю.Я. Интеллектуальные информационные системы / Ю.Я. Любарский. - М.: Наука, 2021. - 228 c.
27. Магомадова З.С. Использование ИС в образовательном пространстве современной общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. - №2 (50). – 2020 г., 132 с.
28. Мезенцев, К. Н. Автоматизированные информационные системы / К.Н. Мезенцев. - М.: Academia, 2021. - 176 c.
29. Редько, В.Н. Базы данных и информационные системы / В.Н. Редько, И.А. Басараб. - М.: Знание, 2020. - 32 c.
30. Софронова Н. В., Ларионова Т. А. Инновационные технологии управления в системе высшего профессионального образования. — Чебоксары: ЧГПУ, 2016. — 193 с.