Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Личность впервые формируется под воздействием социальных факторов, среди которых ведущую роль играет семья. В связи с этим психология изучала такие вопросы, как взаимоотношения детей и родителей, отношения между родителями, отношение матерей и отцов к воспитанию детей, общий психологический климат семьи и др.
Экспериментально показано влияние воспитательного воздействия родителей на формирование патолого-психологических особенностей социально дезадаптированных подростков. Особенно выражена роль семьи в формировании поведенческих нарушений у подростков. Общеизвестно, что семья представляет собой сложную систему отношений, в которой каждый член занимает определенное положение, участвует в выполнении определенных функций, удовлетворяет потребности других посредством деятельности, поддерживает приемлемый уровень межличностных отношений. Нарушение семейных отношений мешает им выполнять эти функции. Они были перемещены и даже искажены.
Наука выявила ряд факторов, играющих значительную роль в развитии последующих нарушений поведения у подростков: неадекватное воспитание ребенка, периоды воздействия неблагоприятной среды, отсутствие психологического «понимания» подростка.
Гурьева В.А. Описаны три влияния семейной среды на формирование личности. фиксация посредством подражания; интеграция негативных реакций; Непосредственное культивирование и подкрепление психотических реакций подростков другими людьми.
В литературе встречается понятие динамического «семейного диагноза» (Захаров И.А.). Это означает определение типов распада семьи и неадекватного воспитания и установление причинно-следственных связей между психологическими и поведенческими нарушениями и отклонениями в семье. Нормализация личности подростка. Когда структура и функции семьи рушатся, внутри семейных отношений возникает психологическое напряжение и конфликтность. Родители не могут управлять воспитанием своих детей и привить им положительные социальные качества, необходимые для того, чтобы они стали полноправными членами общества.
Проблема влияния семьи на формирование девиантности у подростков отражена в работе А.Я. Варга, В.Т. Кондратенко, Ю.В. Попова, П.И. Сидорова, Е.Г. Идемиллер, В.В. Юстицкис, Н.М. Ветров и другие.
Поэтому проблема дезадаптации в родительских семьях широко и всесторонне изучена в современной науке. Однако проблема поведенческих расстройств у подростков и их профилактики по-прежнему весьма актуальна, и в существующих системах профилактики асоциального поведения детей и подростков необходимо найти новые механизмы и повысить их эффективность, главным образом, за счет сотрудничества с семьей.
Объект исследования: семья девиантного подростка.
Предмет исследования: влияние семьи на формирование девиантности у подростков.
Цель исследования: выявить влияние особенностей воспитательной практики родителей на формирование нарушений поведения у подростков.
Гипотеза исследования: социально-психологическое неблагополучие семьи создает условия повышающее вероятность ослабления социальной адаптации, формирование социально неприемлемых стереотипов поведения, определяемых негативными чертами акцентуаций характера.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему дезадаптации в родительской семье, где поведенческие отклонения у подростков формируются, скорее всего, в раннем возрасте.
2. Сравнить образовательную практику родителей девиантной молодежи и родителей молодежи без нарушений поведения.
3. Оценить влияние долговременных негативных факторов в семье на формирование девиантного поведения подростков.
Методы исследования.
1. Теоретические методы Анализ, синтез, обобщение.
2. Практические методы. Диагностика: для определения воспитательной практики родителей подростков использовался опросник ADOR «Родительское поведение и отношение к подросткам» Э. Шафера. - «Методы определения акцентов характера» К. Леонгарда.
3. Статистические методы. Математически-статистические методы. Полученные эмпирические данные были обработаны с использованием критерия Пирсона х2 и ранговой корреляции Спирмена.
База исследования: Исследование проводилось на базе муниципальной школы. Выборка составила 44 человека. Из них 16 - несовершеннолетние, состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних за различные преступления. В контрольную группу вошла девиантная молодежь, обучающаяся вместе с социально-адаптированной молодежью.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Семья как институт социализации
Семья – это социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в которой происходит большая часть повседневной жизни людей и удовлетворение их потребностей. Она является первым и основным предметом воспитания. Сегодня перед семьями стоит множество социальных проблем, среди которых быстрое социальное расслоение, отсутствие государственной поддержки, трудности социальной и географической мобильности, миграция, плохое здоровье населения и его семей, демографическая ситуация, насилие в семье и т.д. В Корее увеличивается доля семей социального риска (девиантных семей), то есть семей, в которых семья неспособна выполнять свои функции по объективным или субъективным причинам [8].
Тем не менее, воспитательный потенциал семьи, то есть совокупность материальных, национальных, психологических, воспитательных, духовных и эмоциональных возможностей воспитания детей, в пределах, определяемых ее особенностями, еще достаточно велик. Под образовательными учреждениями обычно понимают общественные организации и структуры, призванные оказывать образовательное воздействие на личность. Самыми известными образовательными институтами являются семья и школа. Официально они несут основную ответственность за развитие личности ребенка. Однако на практике в современных ситуациях школа и семья не всегда доминируют в образовательном влиянии, а их влияние зачастую уравновешивается или даже заменяется влиянием многих других социальных институтов, средств которых основными являются средства массовой информации, друзья, коллеги, дополнительное образование не всегда имеющее научную составляющую [1].
Однако традиционно основным институтом воспитания является семья. То, что ребенок приобретает от своей семьи в детстве, остается с ним на всю жизнь. Значимость семьи как воспитательного учреждения обусловлена тем, что ребенок значительную часть своей жизни остается в семье и ни одно образовательное учреждение не может сравниться с семьей по продолжительности этого воздействия на личность. Семья закладывает основу личности ребенка, и к моменту поступления ребенка в школу более половины его личности уже сформировано [3].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаров, А. Семейная педагогика / А. Азаров. - М.: Аспект - Пресс, 2007. - 362 с.
2. Антоненко, М. Н. Психолого - педагогическая работа с подростками с девиантным поведением / М. Н. Антоненко, Е. А. Казаченко // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД на ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 15 мая 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2020. – С. 28-31.
3. Баженов, В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков / В.Г. Баженов. - М.: Мысль, 2006. – 195 с.
4. Варга, А. Я. Дела семейные / А.Я. Варга. - М.: Мысль, 2008. – 296 с.
5. Ветров, Н. М. Профилактика правонарушений среди молодежи / Н.М. Ветров. - М.: Мысль, 2006. - 277 с.
6. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Мысль, 2006. - 259 с. 72.
7. Гарбузов, В. И. Нервные дети / В.И. Гарбузов. - М.: Просвещение, 2010. – 167 с.
8. Егизарьянц, М. Н. Семейная педагогика : Учебно-методическое пособие / М. Н. Егизарьянц, А. В. Сушков. – Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2021. – 108 с.
9. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. - М.: Мысль, 2006. - 184 с.
10. Зауторова, Э. В. Девиантное поведение подростков / Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля // Вопросы педагогики. – 2020. – № 1-1. – С. 91-94.
11. Кобзева, О. В. Основы патопсихологии / О. В. Кобзева. – Санкт-Петербург : ООО «Скифия-принт», 2021. – 76 с.
12. Кириленко, А. В. Проблема семейного воспитания в педагогике А.С. Макаренко / А. В. Кириленко // Современные научные исследования и разработки. – 2019. – № 1(30). – С. 530-533.
13. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондратенко. - Минск: Беларусь, 2008. - 432 с.
14. Клейберг, Ю. А. Актуальная ситуация как предиктор девиантного поведения подростков и молодежи / Ю. А. Клейберг, С. А. Жильцов // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2023. – № 3(47). – С. 179-189.
15. Семенов, В. С. Особенности девиантного поведения современных подростков / В. С. Семенов // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях, Новосибирск, 04–06 декабря 2019 года / Под редакцией А.В. Осинцевой. Том Часть 2. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 314-315.
16. Терещенко, М. Н. Семейная педагогика : учебно-методическое пособие / М. Н. Терещенко. – Челябинск : Издательский центр «Титул», 2022. – 136 с.
17. Филипенко, Е. В. Профилактика девиантного поведения подростков в контексте духовно-нравственного воспитания / Е. В. Филипенко // Российский девиантологический журнал. – 2022. – № 2(3). – С. 308-316.
18. Худалова, М. З. Патопсихология : Учебно-методическое пособие для студентов психологических специальностей / М. З. Худалова. Том Часть 2. – Владикавказ : Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, 2022. – 44 с.
19. Family Matters: Rethinking the Psychology of Human Social Motivation / A. Ko, C. M. Pick, J. Y. Kwon [et al.] // Perspectives on Psychological Science. – 2020. – Vol. 15, No. 1. – P. 173-201.
20. Population Loss Due to Mental Disorders Caused by Deviant Behavior in the 2000s in Russia / G. Semyonova Victoria, E. Ivanova Alla, P. Sabgayda Tamara [et al.] // Springer Series on Demographic Methods and Population Analysis. – 2022. – Vol. 52. – P. 487-504.