Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема монополии и антимонопольной политики является важным вопросом для российской экономики, поскольку в стране присутствуют крупные экономические гиганты, которые занимают монопольное положение на рынке производства.
В условиях формирования рыночных отношений возникла необходимость преодоления социально неблагоприятных последствий монополии и ее негативного влияния на развитие взаимовыгодных производственных отношений между структурами и между странами. Проблема понимания сути и причин возникновения монопольных образований в условиях конкуренции между предприятиями и юридическими субъектами является важной для будущих рыночных реформ в России. Доминирование одной или нескольких монополий на рынке не только мешает другим субъектам предпринимательства получить доступ к нему, но и препятствует развитию истинно рыночных отношений в целом.
Одним из важных направлений государственного регулирования промышленных рыночных структур и поведения монополий в экономике является антимонопольная политика правительства, которая направлена на изменение таких деятельностей монополий, которые наносят вред конкуренции на рынке.
Среди целей государственной антимонопольной политики можно выделить следующие: обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике; предотвращение или устранение нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических субъектов, которые противоречат общественному благосостоянию; поддержка одних групп экономических субъектов за счет других (например, поддержка малых фирм в конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или поддержка фирм одной отрасли в сравнении с другими сферами деятельности).
Целью данной работы является раскрытие сущности монополии и анализ антимонопольной политики России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие и сущность монополий;
-изучить формы и виды монополий;
-провести сравнительный анализ формирования государственных монополий в РФ и за рубежом;
-выполнить анализ монополистического рынка в России;
-сделать анализ специфики деятельности естественных монополий;
-провести анализ нарушений монополизации российского рынка;
-описать проблемы монополизации рынка;
-предложить направления развития антимонопольной политики государства;
-разобрать направления совершенствования монополизации рынка.
Объектом исследования является монополизм, его специфика в Российской Федерации.
Предметом исследования является система государственного регулирования монополий в условиях постсоветской и постиндустриальной трансформации экономики России.
1. Теоретические аспекты рассмотрения монополии
1.1 Понятие и сущность монополий
История монопольных структур тесновато связана с развитием хозяйственных действий, которые на каждом шаге содействовали ускоренной сосредоточения экономики и воспринимали новые формы.
В числе главных действий стоит выделить рост акционерной принадлежности, развитие банковского сектора и системы участия, также монополистические слияния с целью централизации капитала. Кроме того, можно назвать эволюцию форм капиталистических объединений и новые варианты объединений. Любой из этих действий имеет принципиальное значение и, со своей стороны, содействует развитию финансовой сосредоточения.
Еще в древнем мире отлично соображали понятие монополии и понимали её выгоды (само слово случается из греческого языка). К примеру, Аристотель, который жил в IV веке до нашей эпохи, считал создание монополии опытной хозяйственной стратегией, доступной как умным гражданам, так и правителям. В собственных рассуждениях он приводил пример человека, скупавшего все железо из жд. мастерских на Сицилии, чтоб позже, когда торговцы дохода в гавани, продавать его со сверхнормативной наценкой. И этот бизнесмен на данном заработал 100 талантов, вложив всего 50. Подобные ситуации не являлись редкостными либо кое-чем необыкновенным в хозяйствах старого мира [5].
Одновременно регулирование монопольных структур было введено еще в древней эре. Приведенный выше пример с Сицилией был рассмотрен кабинетом министров и тот, кто сделал монополию, был отправлен с острова. Римский мыслитель Плиний описывал, как правительство устанавливало наибольшие цены для горнодобывающих компаний, злоупотребляющих своим монопольным положением.
В средние века монополии появлялись по двум главным причинам. Во-1-х, была цеховая система, включавшая в себя компанию всех производителей определенного продукта в целях нормализации цен и сотворения гарантированных критерий для ремесленников. Цех держал под контролем создание каждого ремесленника и стабилизировал цены, не допуская конкурентной борьбы на рынке. Может быть, подобные компании и вправду рвались только поддерживать цены на определенном уровне, но не максимизировать прибыль. Но нельзя было исключить возможность появления желания у управления цеха повысить цены, если такая возможность представлялась.
2-ая распространенная положение дел, которая приводила к образованию монопольных структур, выдача монархами разных преимуществ, которые предоставляют необыкновенные права на создание либо торговлю определенными продуктами. Эти привилегии были нужны хоть какими негоциантами либо производителями, которые желают не допустить конкурентной борьбы со своими согражданами либо иноземцами. В Великобритании в XVII веке подобные привилегии нередко предоставлял повелитель Карл I. Неким некоторым лицам либо ассоциациям были предоставлены монопольные права на создание мыла, стекла, тканей, булавок и остальных продуктов. Сам Карл I скупал грузы перца, привозимые Ост-Индской компанией, и продавал их по монопольным ценам. К окончанию XVII века монополии привели к такому осложнению положения на рынках, что повелитель растерял право давать привилегии без согласия парламента [15].
Время от времени привилегии имели случайный и алогичный характер. К примеру, повелитель Франции Людовик XIV в символ расположения подарил графине Д'Юзес необыкновенное право распоряжаться всеми угольными копями в государстве. Графиня скоро передала эти права иным заинтересованным лицам, которые, как говорил один документ той эры, "стали единственными хозяевами угольного рынка и добывали уголь в числе, нужном для реализации по высочайшей стоимости".
Однако монополия могла возникать, когда возникла возможность захватывать рынок любым ресурсом. Вместе с Людовиком XIV возникла монополия на «масленичные горшки». Как считают 1-го управляющего, это было альянс «3 личных лица, которые скупили 600 тысяч пустых дров и желание стать обладателям в продаже масла и увеличивать цены на дрова». Либо вот очередной пример. В XVII веке в Париже топили дровяные печи, доставлявшиеся в город через сплав по реке, так как остальные пути транспортировки делали благо «дрова» очень дорогим. В 1606 году главные торговцы портов организовали «приятельство» по продаже дров и, в итоге, стоимость дров возросла от 4 до 110 л. на воз. Власти города обратились с жалобой, и они распустили «приятельство» [19].
В ряде всевозможных случаев монополист решил стать самим страной, чтоб получить доход. Выбирали продукт с низким спросом – соль, водка и табак, и объявили муниципальную монополию на продажу его.
Бурное развитие монопольных структур началось с развития большого машиностроения в конце 20 века. Возникло возможность уменьшить издержки при уменьшении промышленных мощностей заводов и фабрик. Когда в промышленности осталось маленькое количество наиболее крупных производителей, можно было разыгрывать мощные конкурентной борьбы, которые оказались нерентабельными.
Для того чтоб не допустить конкурентной борьбы, бизнесмены организовали разные «общества», которые на самом деле являлись монополистами.
Самые обыкновенные формы - ринг и корнер, временные соглашения о едином рынке продаж.
Длительные соглашения назывались синдикатом «действующие сообща». Время от времени эти союзы принимались в виде пулов – в этом случае компании имели общую касса, которая объединяет прибыль, которая позже была разбита меж компаниями.
Трест был самым полным объединением компаний, когда появился общий контроль за созданием, трест был одной компанией.
В первой половине 20 в. монополисты начали возникать в чрезвычайно бессчетных отраслях производства сахара и табака, нефти, металлургии и транспорта. В ряде отраслей тресты держали под контролем практически весь промышленный размер. Например, в конце 19 века. Организация из США по производству сахара держала под контролем 90 процентов всего производства.
Время от времени монополия была естественной, существование 2 компаний в сферы не было прибыльным, и монополист становился первой компанией, начавший создание благ. В 1866 году, к примеру, 1-ый американский телеграф Western Union длительно остался единственной компанией в собственной сфере.
Российская Федерация была не исключением этого процесса монополизации производства [10].
Потому монополия начала появляться тотчас после того, как возник обмен и рынок. Люди ранее соображали, как можно повысить стоимость продукта: убрать соперников, ограничить его предложения. Одновременно, невзирая на различные ситуации, создание монопольных структур в различных эрах происходило по одному и тому же общему принципу.
Сущность монополии характеризуется последующим образом:
Монополия случается из господства на производстве;
При господстве в производстве монополия доминирует на рынках;
с помощью монопольным ценам, монополия получает монопольно высочайшие дохода.
Основная цель хоть какого монополисту - получить наивысшую прибыль.
Для того чтоб продемонстрировать, какая стоимость и какой размер выпуска дозволит монополисту очень приближаться к максимальной выручке, а приобретенная прибыль будет большим, поглядим на числовой пример.
Данный парк трамвайных транспортировок способен обслуживать 12 тысяч пассажиров ежедневно по стоимости 10 руб. за поездку, и это покроет его траты.
Однако монополист не заинтересован в том, чтоб обслуживать наибольшее число пассажиров по наименьшей цены билетов, а получить наивысшую прибыль.
Монополист перебирает все точки по кривой спроса, описывает в котором из них получает максимум дохода. При всем этом цены растут до 40 руб., число поездов в трамвае понижается в два раза.
Не важно какая компания, которая не владеет полностью устойчивым спросом на продукцию, будет столкнуться с ситуациями, когда прибыль менее, чем стоимость. В итоге, цены и объемы производства, которые приносят ей самую большую прибыль, следовательно будут выше, также ниже в критериях полной конкурентной борьбы, также ниже. В таком смысле, на неидеальном рынке любая компания имеет определенную монопольную силу, являющаяся более мощной при чистом монополизме [7].
Нехороший момент монополизма экономики принуждает современных стран создать и производить антимонопольное нормативно-правовые акты - комплекс мероприятий гос власти по профилактике, ограничению и недопущению монополизма, обеспечению равных критериях конкурентной борьбы для всех хозяйствующих субъектов и не допуску нерадивой конкурентной борьбы (рис.1).
Рисунок 1 – Цели антимонопольной политики [13].
Чтоб монополия сферы не вызывала отрицательных результатов, нужно проводить государственное регулирование монополии. Потому, что в Российской Федерации развиты более развитые природные монополии и они актуально умеют большое значение для страны, правительство должен держать под контролем свои цены и нормативно-правовыми актами не дать монополистам возможностей в установлении цен на данный ресурс.
В критериях глобальной экономической системы основная функция страны – пресекать проявления монополии.
Уже больше 2-ух столетий назад финансист Шотландии Адам Смит увидел, что «монополисты, сохраняя неизменный недостаток товаров рынка и осознанно не удовлетворяя реального спроса, продают свою продукцию еще дороже, чем естественная стоимость, а их доходы, которые состоят в зарплате либо дохода, существенно превосходят их естественную норму». 4.
Компании монополистов злоупотребляют собственной особенной позицией, устанавливая либо монопольно высшую, либо монопольно малую стоимость.
В текущее время в Российской Федерации практикуется монопольно высочайшая стоимость, в государствах развитой конкурентной борьбы – монопольно низкая, иногда демпинговая. Мониторинг цен на больше 200 компаний продемонстрировал, что свыше 1,3 компании, занимающие господствующее место на рынок, повысили цены на товары и сервисы.
Необходимость кардинального преобразования экономики РФ исходя из убеждений рыночного механизма ухудшилась посреди 1980-х годов ХХ века.
Сначала девяностых годов в государстве самые большие темпы финансовых и политических изменений, не считая того, в данное время относятся создание антимонопольных служб в Российской Федерации и формирование антимонопольного права РФ (рис. 2).
Рисунок 2 – Структура по регулированию антимонопольной политики России [17].
Российская правовая база противодействия монополиям и беспочвенной конкурентной борьбы возникла только в 1991 году, когда в Российской Федерации был утвержден законопроект о конкурентной борьбы, ограничении монополистской работе на товарном рынке. Дальше случилось принятие Общегосударственного закона от 17 февраля. 08. В 1995 г. 147-ФЗ «О природных монопольных структурах», из которых на данный момент действует только ФЗ «О природных монопольных структурах», остальные признаны утратами либо изменены новой редакцией законодательства.
На практике внедрения данных законов принято новое Общегосударственное легитимное регулирование от 26. 07. 2006 г. 135-фЗ «О защите конкурентоспособности». Еще ранее в Кодексе Россия об административном правонарушении были внесены нормы о нарушениях антимонопольного права [3].
Этот закон устанавливает организационно-законодательную базу защиты конкурентоспособной работе, в том числе предупреждения и недопущения монополистской работе и беспочвенной конкурентной борьбы, воспрещения, ограничений, ликвидации конкурентоспособной работе органами властей и компаний.
Показать больше