Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что поставка лекарств населению и учреждениям здравоохранения в Российской Федерации остается одной из наиболее острых социальных проблем, влияющих на здоровье нации, возможность активного участия людей в работе и продолжительность их жизни. Стоимость покупки лекарств в Российской Федерации на душу населения значительно ниже, чем в развитых странах. Остро стоит вопрос о соотношении стоимости лекарств, платежеспособности населения и размеров бюджетов системы здравоохранения. В Российской Федерации приоритетным направлением реформирования здравоохранения является повышение качества медицинской помощи, что включает в себя среди основных задач совершенствование системы лекарственного обеспечения.
По оценкам специалистов, медикаментозная помощь составляет от 70% до 95% всех медицинских назначений, соответственно, она является важной составляющей лечебного процесса. Стратегия лекарственного обеспечения граждан России до 2025 года, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.02.2013 № 661 , определяет экономические и социальные цели в области обеспечения населения лекарственными средствами в долгосрочной перспективе, кроме того, реализация данной стратегии должна быть поэтапной. Процесс разработки названной стратегии обусловлен многими проблемами, ключевыми из которых являются: отсутствие федерального реестра лиц, пользующихся правом на бесплатное лечение или скидку при получении помощи в амбулаторных условиях; крайне неравномерное лекарственное обеспечение субъектов страны; минимальная Доступность лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам, имеющим право на получение лекарственных средств бесплатно или со скидкой.
Цель курсовой работы – анализ проблем организации обеспечения необходимости лекарственными препаратами льготных категорий граждан и пути их реализации на примере г. Сургут.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– изучить теоретические аспекты обеспечения необходимыми лекарственными препаратами льготных категорий граждан;
– проанализировать проблемы обеспечения необходимости лекарственными препаратами льготных категорий граждан и пути их реализации на примере г. Сургут.
Объектом исследования является система лекарственного обеспечения льготных категорий граждан г. Сургута. Предметом исследования выступает система организации обеспечения необходимости лекарственными препаратами льготных категорий граждан.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе работы отражены особенности организации обеспечения необходимости лекарственными препаратами льготных категорий граждан. Во второй главе приводится анализ обеспечения необходимости лекарственными препаратами льготных категорий граждан и пути их реализации на примере г. Сургут.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
1.1. Основания и условия предоставления лекарств бесплатно или с частичной оплатой
Граждане, страдающие определенными заболеваниями, получают лекарства в полном объеме, а пациенты с другими заболеваниями могут претендовать только на ограниченное количество лекарств. Перечень лиц, имеющих право предоставлять льготные лекарства (полностью бесплатно или со значительной скидкой), приведен в приложениях №1 и №2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. №890. Однако в силу этого законодательства перечень льготных категорий граждан России не ограничен – в силу особых заслуг перед Отечеством или уязвимого положения в обществе некоторые люди получают помощь в соответствии с другими федеральными и региональными нормативными актами.
При этом власти субъектов РФ могут сами дополнять списки льготников и устанавливать условия для оформления бесплатных отпускаемых по рецепту лекарств. В столице, например, некоторые пациенты получают лекарства со скидкой 50% или 100%, и эти положения прописаны в тексте Постановления Правительства Москвы от 10.08.2008 №1506-РП. В стране 19 миллионов человек имеют право на льготные лекарства, но только 3,7 миллиона граждан пользуются этой возможностью, особенно если они получают доплату к пенсиям и социальным пособиям.
С начала 2022 г. ХМАО заключил контракты на поставку лекарственных средств на сумму более 1,6 млрд рублей, освоив 99% суммы, выделенной из федерального бюджета на программу обеспечения необходимыми лекарственными средствами.
На 2023 г. в рамках программы обеспечения ХМАО необходимыми лекарственными средствами выделено 1 652 778,3 тыс. руб. Были заключены контракты на сумму 1 641 776 тысяч руб. В то же время доля закупаемых отечественных лекарств практически не изменилась по сравнению с 2022 годом и составила 36,4% в стоимостном выражении.
В целом доля отечественных лекарственных средств, произведенных в первом полугодии 2023 г. в рамках программы льготного лекарственного обеспечения в России, составила 64,8% против 62,6% в январе-июне 2023 года. Доля отечественных лекарственных средств по сравнению с результатами 1-го полугодия 2023 года составила в целом 64,8% против 62,6%. В соответствии с пунктом 9 статьи 42 Закона Москвы от 26.01.2005 г. №3, должностные лица столицы имеют право на бесплатное получение лекарств.
Если человек входит в число федеральных или региональных льготников, которым лекарства давались бесплатно или со скидкой, не нуждается в лекарствах, он имеет право заявить о своем желании заменить льготу денежной стоимостью. Заявление будет подано в СФР до 1 октября. Через год заявление должно быть подано повторно, восстановить право на льготы можно будет только через год. Часто прием лекарств становится проблемой даже по рецепту, выписанному врачом – бывает, что необходимых лекарств в аптеке, указанной врачом, просто нет. В этом случае пациент не всегда может ждать, потому что срок действия рецепта может истечь до того, как появятся лекарства, назначенные врачом. Эта ситуация, безусловно, нарушает права пациентов, предоставленные им федеральными законами, поэтому проблема может быть решена. Если пациент отказывается от аналога, фармацевт должен принять предоставленный рецепт и записать его в книге рецептов, выполнение которой задерживается, и, таким образом, включить недостающие лекарства в заявку, направленную производителю лекарства.
Анализ текущего регулирования цен на лекарственные средства в России показывает, что интересы социальных групп преобладают. Следует учитывать, что в рамках программы обязательного медицинского страхования существуют также интересы самого государства как основного плательщика лекарственных средств. Неслучайно в Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года указывается, что система лекарственного обеспечения базируется на реальных возможностях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников на основе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации лекарственными препаратами для медицинского применения.
Методы государственного регулирования цен в России определены выше задач, а также текущей экономической ситуации на российском фармацевтическом рынке. Таким образом, фармацевтический рынок России, с преобладающей долей дженериков, по своему объему занимает 14-е место в мире после Испании и Индии. Что касается медикаментов, то Россия является страной, ориентированной на импорт, так как уровень импорта превышает экспорт в 14 раз. В этой связи изучение фактического уровня цен на лекарственные препараты в странах их производства, а также в странах, в которых осуществляется продажа, является разумно необходимым шагом в процессе регулирования цен на лекарственные средства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 15. - Ст. 1791.
2. Приказ Минздрава России от 13.02.2013 N 66 (ред. от 10.09.2019) «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации» // Ваше право. - 2013. - № 8.
3. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» // Собрание законодательства РФ. – 2019. - № 42 (часть III). - Ст. 5979.
4. Дремова, Н.Б. Концепция маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств в фармацевтических организациях / Н.Б. Дремова, Е.В. Лазарева // Экон. вестн. фармации. 2016. - №12. - С. 67-74.
5. Копилевич, В.В. Проект социально ориентированной бюджетно-страховой модели финансирования лекарственного обеспечения в России / В.В. Копилевич // Проблемы управления в социальных системах. 2012. - Т. 4.- № 7. С. 88-98.
6. Мешков Н.А., Гришин В.В. О состоянии здоровья, медицинского и лекарственного обеспечения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции / Н.А. Мешкова, В.В. Гришин // Инвалиды и общество. 2015. - № 4(18). - С. 3-8.
7. Миронова Т.К. Право на лекарственную помощь и лекарственное обеспечение / Т.К. Миронова // Вопросы российского и международного права. 2016. - № 5. - С. 97-112.
8. Подвязникова, М.В. Правовое регулирование лекарственной помощи в системе социального обеспечения. Автореф. дис. … канд. юрид. Наук / М.В. Подвязникова //. Екатеринбург. 2015. - 26 с.
9. Путило, Н. В., Волкова, Н. С., Цомартова, Ф. В. Право граждан на лекарственное обеспечение : монография / отв. ред. Н. В. Путило // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, КОНТРАКТ, 2017. – 400 с.
10. Скрипко, А.А. Исследования по оптимизации фармацевтической помощи льготным категориям граждан на территории Иркутской области : автореф. дис. … канд. фарм. наук / А. А. Скрипко // – М., 2016. – 23 с.
11. Смолина, В.А. Анализ мнений аптечных работников и населения о программе дополнительного лекарственного обеспечения / Смолина В.А. // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2016. – Т. 3. – № 12. – С. 1365–1367.
12. Сталев, Ж. Сравнительный метод в социалистической правовой науке / Ж. Сталев // Сравнительное правоведение : сб. ст. – М., 2018 – С. 15–53.
13. Старовойтов, М.К. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием / М.К. Старовойтов, П.А Фомин // М.: Высшая школа, 2016. – 267 с.
14. Степкина, Ю. А. Анализ моделей и способов финансирования здравоохранения и их развития в современных условиях. / Ю. А. Степкина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2016. – Т.6, – № 1 - С. 135–144.
15. Стрекалова, Н.С. Изучение лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь на территории тамбовской области / Н.С. Стрекалова, Д.А. Кузнецов // Вестник новых медицинских технологий. – 2016. – Т.19. – № 4. – С. 181–183.
16. Управление и экономика фармации: Учебник под. ред. В.Л. Багировой. – М.: Изд-во «Медицина», 2014.-720с.
17. Уткин, Э. А. Цены, ценообразование, ценовая политика: учебник / Э. А. Уткин // М. : ЭКМОС, 2016. – 432 с.
18. Хабриев Р.У. Методологические основы фармакоэкономического анализа / Р. У. Хабриев, А. Ю. Куликов, Е. Е. Аринина // М.: Медицина, 2016. – 128 с.