Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Со времен древних греков, как теория, так и практика демократии претерпели глубокие изменения, многие из которых касались преобладающих ответов на вопросы 1-3 выше. Таким образом, на протяжении тысячелетий тип объединения, в котором практиковалась демократия, племя или городгосударство, был достаточно мал, чтобы быть пригодным для какой-либо формы демократии путем собраний, или «прямой демократии».
Гораздо позже, начиная с XVIII века, когда типичным объединением стало национальное государство или страна, прямая демократия уступила место представительной демократии- трансформация настолько радикальная, что с точки зрения гражданина древних Афин правительства гигантских объединений, таких как Франция или Соединенные Штаты, могли бы вообще не казаться демократическими. Это изменение, в свою очередь, повлекло за собой новый ответ на вопрос 3: представительная демократия потребует набора политических институтов, радикально отличающихся от институтов всех предыдущих демократий [8, с. 67].
Целью данной работы является рассмотрение демократии в системе государственного управления.
Задачи:
- рассмотреть функции, задачи государственного управления;
- изучить институты гражданского общества как ресурс обеспечения информационной безопасности демократического государства;
- описать институт публичных слушаний как элемент непосредственной демократии в системе местного самоуправления;
- рассмотреть специфику электронной демократии;
- проанализировать трансформацию права граждан на участие в управлении делами государства в цифровую эпоху;
- изучить перспективы развития институтов демократии в РФ.
Объект исследования – демократия. Предмет исследования – демократия в системе государственного управления специфика развития новых управленческих парадигм в демократическом государстве.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
1.1 Функции, задачи государственного управления
В экономике государство в современных условиях представляет собой роль арбитра, выполняя свою основную функцию, такую как обеспечение равенства развития в секторах экономики.
Перечислим признаки государства (рисунок 1.1).
*Рис.1.1 – Признаки государства*
Принято считать, что под функциями понимаются внешние проявления, свойства объекта в определенной системе отношений. Под государственными функциями принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением проблем, с которыми общество сталкивается на том или ином этапе своего развития.
Деятельность государства разнообразна, для нее характерны самые разные проявления, влияющие на окружающий мир. Это объясняется разнообразием целей и задач, решаемых государством, его органами, общими и частными методами и методами осуществления государственной власти.
Социальная сущность государства определяется как сильно и политически организованное общество, как объединение множества людей, подчиняющихся законам, или как их объединение, целостность которого создается государственными властными структурами в стране. Соответствующие государственные и правовые структуры, институты и отношения.
Функциями государства являются основные направления его деятельности в управлении обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие социальных процессов.
Такое понимание функций государства позволяет не только выделить наиболее важные социально значимые направления деятельности государства, но и понять, какими средствами, методами и приемами государство влияет на состояние социальных процессов, их динамику.
Функции государства – это «основные направления деятельности государства, а также цели, методы, формы и средства осуществления этой деятельности [20,с. 31].
Как видно, большинство ученых предпочитают рассматривать функции государства в качестве основных направлений деятельности самого государства. В то же время такое понимание функций государства связано с целенаправленностью внутренних и внешних задач государства, а также с его социальной и преимущественно классовой природой. На наш взгляд, здесь есть доля здравого смысла.
Но необходимо пересмотреть одностороннюю оценку государства только в контексте его классовой сущности и вместе с тем рассматривать его общую социальную сущность.
Помимо классификации основных функций по их действию «в пространстве» заслуживает внимания классификация по их действию «во времени». Под постоянными функциями ученый понимал такие направления деятельности государства, которые осуществляются на протяжении всего его существования. Что касается временных функций, то к ним ученый относил такие направления государственной деятельности, которые осуществляются только на определенном этапе его развития.
Понятие государственной функции не следует отождествлять с понятием «государственная политика». Политика больше не привязана к интересам государства в целом, а к интересам тех конкретных групп, которые в настоящее время находятся у власти. Следовательно, конкретная политика может быть реализована в рамках одной и той же функции государства по-разному.
Среди функций, направленных на разрешение неантагонистических противоречий, выделяют:
1) хозяйственно-организаторскую функцию;
2) культурно-воспитательную функцию;
3) функцию регулирования меры труда и меры потребления;
4) функцию охраны социалистического правопорядка;
5) функцию братского сотрудничества и взаимопомощи стран мировой социалистической системы;
6) функцию всестороннего сотрудничества и поддержки развивающихся государств [14, с. 39].
Функции государства следует отличать от функций государственных органов. Функции государственных органов определяются самим государством и закреплены в специальном законе о правовом статусе этого органа. А функции государства определяются не волей законодательного органа, а его характером и жизнью общества.
Функциями современного демократического государства выступают основные направления деятельности государства, обусловленные его природой как организации публичной власти от имени народа и в интересах народа для регулирования дел страны, а также цель и роль государства в обществе. Функции государства – это центральные векторы его движения, отражающие социальную значимость, выражая цели государственной политики, определяя задача управленческой работы.
В отечественной доктрине существует далеко не один критерий для разделения функций на группы, по какому - либо однородному признаку. Отсутствует единый классификатор, т.к. каждый обладает собственной смысловой нагрузкой. В частности, временные критерии никогда не смогут заменить пространственные (объемные). Одна и та же функция может расцениваться через призму разных критериев [5, с. 109]. На рисунке 1.2 мы представили обычную классификацию функций государства.
*Рис. 1.2 – Обычная классификация функций государства*
Функции государства можно разделить по сроку действия на постоянные и временные; по территории деятельности на внутренние и внешние; по социальному назначению на отражение воли и интересов правящего класса или группы лиц либо отражение воли и интересов всего общества; по направленности работы на социальные, экономические, политические, культурные и т.д. (по количеству сфер государственного правления); по форме выражения на законодательную деятельность; охранительную деятельность, торговую деятельность и т.д.
Если делить функции по территориальному признаку, то оно зависит от формы государственного устройства. Федерация делит их на функции федерации и функции его частей, с учетом общей цели и задач. Унитарное государства имеет лишь единые для всей территории направления деятельности. А конфедерация видит их как функции союза и как отдельные векторы развития участников такого союза.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 20.11.2023)
2) Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения 20.11.2023)
3) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 20.11.2023)
Статьи, учебники, монографии
4) Абрамов, Ю. И. Перспективы развития электронного голосования как формы электронной демократии / Ю. И. Абрамов, А. А. Столярова // Выборы: теория и практика. – 2021. – № 1(55). – С. 24-29.
5) Алябьева Т.К. Теория и общественная практика происхождения государства. М., 2018.
6) Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983.
7) Артамонова Я.С., Лиханова И.В. Институты гражданского общества как ресурс обеспечения информационной безопасности демократического государства//ЭТНОСОЦИУМ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. 2019. № 1. С. 31-37
8) Базыкин А. Ю. Трансформация права граждан на участие в управлении делами государства в цифровую эпоху// ПРАВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ТЕНДЕНЦИИ, РИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной памяти профессора Ф.М. Рудинского. Под общей редакцией В.В. Строева, Д.А. Пашенцева, Н.М. Ладнушкиной. Москва, 2021С. 67-71
9) Баканова, Л. И. Перспективы развития электронного голосования как формы реализации электронной демократии / Л. И. Баканова // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке : Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ростов-на-Дону, 19 апреля 2016 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. – С. 9-13.
10) Борисов И. Б. На пути к электронной демократии. Цифровые технологии в системе демократического воспроизводства властных институтов//ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА. 2019. № 3. С. 3-10
11) Бронников И.А. Кризис представительной демократии и новые практики гражданского активизма/И.А.Бронников // PolitBook. – 2018. – No. 1. С. 17-20
12) Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства. М., 2019
13) Грудинин Н.С. Развитие институтов демократии в эпоху цифровизации общества и государства// Роль юридических и социальных наук в развитии современного общества : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (30–31 марта 2023 г., г. Владивосток) / Дальневосточный юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации ; отв. ред. д-р юрид. наук, профессор Е. Ю. Антонова. – Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2023. С. 34-46
14) Жангараев Н.Т., Мамазакиров Р.У. О многообразии подходов к определению понятия государства //Вестник филиала РГСУ в г. Ош Киргизской Республики. 2019. No 1 (19). С. 39-45
15) Залоило М.В., Базыкин А.Ю. Современные технологии участия информационного российского общества в выработке правотворческих решений (на примере краудсорсинга)/М.В.Залоило, А.Ю.Базыкин // Трансформация правовой реальности в цифровую эпоху: сборник научных трудов /под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило. – М.: ИНФРА-М, 2019.
16) Соколова М. А. Проблемы становления и развития демократии в России: историко-правовой анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. № 1. С. 154–163.
17) Сорокин В. В. Дистанционное электронное голосование: его роль в развитии электронной демократии//НАУКА МОЛОДЫХ - БУДУЩЕЕ РОССИИ. Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 305-307
18) Суталинова Н. А. Демократия и гуманизм права: сфера гуманизации, субъекты //Theoretical & Applied Science. 2018. № 5 (61). С. 255–258
19) Фадеева С.С. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления: институт публичных слушаний//НАУКА - ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ МИРА. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский. 2018. С. 91-94
20) Харнутова К.А. О некоторых изменениях функциях государства (в РФ) в условиях кризиса// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Сборник материалов ХV Всероссийской научно-практической конференции. Составитель Е.В. Василенко. Красноярск, 2022. С. 31-35
21) Чижов, Д.В. Векторы развития электронной электоральной демократии / Д.В. Чижов // Информационное общество. – 2019. – № 3. – С. 11-22.
22) Эбзеев Б.С. Конституционное право России : учебник / Б.С. Эбзеев. Москва: Проспект. 2019. 768 с.