Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В данной курсовой работе рассматривается актуальная проблема учебной мотивации и успеваемости девочек и мальчиков в младшем школьном возрасте.
Актуальность исследования обусловлена тем, что гендерные особенности младших школьников все чаще привлекают внимание психологов. Исследованиями в этой области занимались такие ученые, как В.Д. Еремеева, В.Е. Каган, Е.П. Ильин, А. Анастаси и другие. Многие исследователи обнаружили гендерные различия в способностях. В.Д. Еремеева пишет, что мальчики и девочки - это два разных мира. В целом девочки превосходят мальчиков по школьным предметам в зависимости от вербальных способностей, памяти, скорости восприятия и точности. Мальчики отличаются там, где требуется числовое мышление и пространственные способности, а также в некоторых "когнитивных" предметах. Что касается школьных успехов, то здесь девочки неизменно обгоняют мальчиков.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако, у большинства младших школьников, начинающих школьное обучение, на протяжении длительного периода сохраняется игровая мотивация. В связи с этим, возникает внутренний конфликт: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в ней.
Учебный процесс должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения. В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы, происходят перестановки в мотивационной системе ребенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности оказывается значимым, ценным, то что, имеет отношение к игре, становится менее важным. Поэтому проблема мотивации учебной деятельности школьников, в настоящее время, попрежнему остается актуальной.
Проблема исследования: каково влияние гендерных особенностей на мотивацию .
Объект исследования : младший школьный возраст.
Предмет исследования: влияние гендерных особенностей на
мотивацию к учебной деятельности у младших школьников.
Гипотеза исследования:
-мы предполагаем ,что гендерные особенности(маскулинность ,фемининность, андрогинность) влияют на мотивацию к учебной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты взаимсвязи успеваемости и учебной мотивации учащихся начальной школы.
2. Изучить особенности взаимосвязи мотивации и успеваемости у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
3. Провести экспериментальное изучение взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости мальчиков и девочек начальной школы
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи успеваемости и учебной мотивации учащихся начальной школы
1.1. Сущность и содержание учебной мотивации
Впервые термин «мотивация» был употреблен немецким философом А. Шопенгауэром в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 – 1910), после чего этот термин прочно закрепился в психологической сфере для объяснения причин поведения человека и животных [32].
Сам термин «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», который в свободном словаре терминов и понятий характеризуется как: «побуждение к действию, динамический процесс физиологического, психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности» [65].
В период масштабных изменений в образовательном процессе основной темой обсуждения среди педагогов является вопрос развития личности учащегося как активного участника образовательной деятельности, имеющего индивидуальную мотивационную структуру. Именно структура и содержание мотивов учащегося определяют направленность и содержание активного участия ребенка в образовательной деятельности, инициативность и удовлетворенность образовательным процессом и полученными знаниями, а также понимание учащимся того, что полученная информация и вся образовательная деятельность являются лично значимыми для него как сейчас и в будущем.
Повышенное внимание к развитию положительной учебной мотивации появилось из-за перехода всех образовательных учреждений на ФГОС, особенно этому вопросу стали уделять внимание на ступенях начальной школы. Учебная мотивация на сегодняшний день является не только популярной темой обсуждения среди педагогов, но и актуальным вопросом 12 исследования многих ученых, ведь учебная мотивация стала являться движущей силой прогрессивного развития обучающихся.
Для того чтобы понять весь масштаб и актуальность этого вопроса, необходимо прежде всего разобраться в понятии "учебная мотивация" с точки зрения педагогической психологии? Изучая психолого-педагогическую литературу, мы столкнулись с тем, что у этого термина есть ряд синонимов, из которых наиболее популярными являются "мотивация учения" и "мотивация педагогической деятельности". По мнению доктора психологических наук Марковой А.К., эти термины связаны тем, что они обозначают совокупность мотивирующих факторов, которые вызывают активность субъекта и определяют направление деятельности.
Анализируя использование терминов "мотив" и "побуждение к действию" в психолого-педагогической литературе и обобщая мнения ученых, можно сделать вывод, что мотивация - это то, что побуждает и направляет деятельность человека, а также придает ей личностный смысл.
Исследование по теме диссертации связано с образовательной деятельностью, и, следовательно, в самой работе нас будет интересовать образовательная мотивация, без которой эта деятельность невозможна.
Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что понятие "учебная мотивация" не имеет однозначного толкования, ученые трактуют это понятие по-разному, но многие ученые сходятся во мнении, что "учебная мотивация" подразумевает определенную способность создавать новое и оригинальное. Следовательно, исходя из определений данного понятия, можно сказать, что "учебная мотивация" - это процесс, который формируется непосредственно самим студентом в период учебной деятельности, состоящий из личных мотивов студента, его целей и установок. Этот процесс запускает, направляет и поддерживает усилия студента, которые были направлены на выполнение образовательной деятельности.
Подходы к классификации учебных мотивов были описаны многими российскими учеными в области психологии и педагогики, наиболее популярными являются работы Л.И. Божовича, И.И. Вартанова, Ю.Н. Кулюткина, В.Г. Леонтьева, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной и др., но сегодня общепринятой и однозначной классификации педагогических мотивов не существует.
По словам автора книги "Педагогика" Т.А. Ильиной: "Мотивация основана на двух тенденциях: во-первых, на достижении успеха, когда учащиеся ставят перед собой позитивные цели и испытывают положительные эмоции, и вторая тенденция - избегание неудачи - учащиеся не уверены в себе и боятся критики, они боятся работа, при выполнении которой может произойти сбой. Задача преподавателя при этом состоит в том, чтобы развивать у учащихся стремление к успеху, поощрять даже небольшие достижения и не зацикливаться на неудачах" [33]. В данном случае мотивация классифицируется на два типа: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
В классификации мотивов, предложенной советским психологом Л.И. Божовичем, также выделяются два типа учебных мотивов, которые имеют разное происхождение и предметное содержание. В книге "Личность и ее формирование в детском возрасте" Л. И. Божович пишет: "Некоторые из них являются когнитивными, порождаемыми главным образом самой учебной деятельностью, которые непосредственно связаны с содержанием и процессом обучения. Другие - социальные, порождаемые всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей действительностью, лежат как бы вне образовательного процесса" [8]. В этой классификации мотивация уже определена в более широком виде и представлена уже в развернутом виде.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что учебная мотивация - это особый вид мотивации, который включается в деятельность преподавателя и в саму образовательную деятельность. Образовательная мотивация определяется рядом специфических факторов: системой образования, учебным заведением, в котором осуществляется образовательная деятельность, организацией образовательного процесса, субъективными характеристиками учащегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учащиеся и т.д.), субъективные характеристики преподавателя и специфика предмета. Следовательно, образовательная мотивация носит системный характер и характеризуется направленностью, стабильностью и динамизмом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты [Текст] / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Просвещение, 2002.
2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс [Текст] / В.И.Андреев. - Казань: Издательство Казанского университета, 1996.
3. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А.С. Белкин. - М.: Логос, 1991.
4. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка[Текст] / М.Р.Битянова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.
6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды [Текст] /Л.И. Божович// Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Юнити, 1995.
7. Венгер, А.Л., Цукерман,Г.А. Развитие учебной самостоятельности [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А.Цукерман. - М.: ОИРО, 2010.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений [Текст] / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1982.
9. Загвязинский, В.И. Методология и методы психологопедагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001.
10. Занков, Л.В. Обучение и развитие [Текст] / Л.В. Занков. - М.: 1975.
11. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды [Текст] / А.В.Запорожец. - М.: Аспект Пресс. 1986.
12. Зегебарт, Г.М., Ильичева, О.С. Учение без мучения. Коррекция дисграфии [Текст] / Г.М. Загебарт, О.С.Ильичева. - М.: Генезис, 2010.
13. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников [Текст] / Ф.И.Иващенко. – Минск, 1996.
14. Ивошина, Т.Г., Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы [Текст] / Т.Г.Ивошина, В.В.Рубцов. - М.: МГППУ, 2002.
15. Игнатьева, Е.И. Психология младшего школьника [Текст] / Е.И.Игнатьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
16. Круглова, Е.А. Как помочь ребенку успешно учиться в школе [Текст] / Е.А.Круглова. - СПб.: Питер, 2004.
17. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. – М.: Просвещение, 1972.
18.Соловейчик, С.А. Учение с увлечением [Текст] / С.А. Соловейчик. – М.: Логос, 1979.
19. Сорокина, В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления [Текст] / В.В. Сорокина. - М.: Генезис, 2007.
20. Степанов, С.С. Азбука детской психологии [Текст] / С.С. Степанов. - М.: Сфера, 2004.
21. Столяренко, А.Д. Основы психологии [Текст] / А.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
22. Столяренко, А.М. Психология и педагогика[Текст] / А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
23. Стоунс, Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения [Текст] / Под ред. Н.Ф. Талызиной. – М.: Педагогика, 1984.
24. Талызина, Н.Ф. Практикум по педагогической психологии [Текст] / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2002.
25. Тешева, М.М. Роль стимулирования и мотивации в обучении [Текст] / М.М. Тешева. - Ежеквартальный научный журнал: Вестник АГУ. – 2005. - №1. – С. 141-144.
26. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978.
27. Эльконин, Д.Б. Психология игры[Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978.
28. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 1996.
29. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П.М.Якобсон. - М.: Просвещение, 1969.
30. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности [Текст] / В.А.Якунин. – М.: Просвещение, 1974.