Фрагмент для ознакомления
2
1. Диагностика уровня развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста
Изучение текущего уровня коммуникативных навыков младших школьников проводилось в два этапа: констатирующий и формирующий. Я выбрала МАОУ СОШ №102 в городе Екатеринбурге в качестве основы для нашего исследования. В исследовании приняли участие 30 детей второго класса, имеющих возраст восьми лет.
В предыдущей работе мы выяснили, что коммуникативные навыки младшего школьника являются неотъемлемым условием его развития и проявляются в процессе общения. Различные авторы выделяют разные составляющие этих навыков. Для оценки уровня развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста мы применили следующие критерии:
- Коммуникативно-речевые действия, учитывающие позицию собеседника (партнера).
- Действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
- Действия по передаче информации и отображению содержания задач и условий деятельности.
Для оценки формирования коммуникативных навыков на основе этих критериев и показателей, с учетом возрастных особенностей, мы выбрали методики, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Диагностический инструментарий для определения уровня коммуникативных умений у младших школьников (2 класс).
Диагностический инструментарий (методика) Цель диагностической работы
Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)
Возраст детей 6.5-8 лет Выявление уровня сформированности коммуникативно-речевых действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера)
Продолжение таблицы 1
Методика "Кто прав?" Г.А. Цукерман и др. (предназначена для обучающихся 8-10лет) Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»)
(возраст 8-10лет) Выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Методика "левая и правая стороны" (Ж. Пиаже) предназначена для оценки учебно-воспитательных умений детей в возрасте 6,5-8 лет. Основная задача заключается в определении способности ребенка учитывать позицию своего собеседника или партнера. Оценивание проводится посредством индивидуального обследования ребенка, с использованием метода беседы.
В ходе задания, ребенку, находящемуся перед экспертом, задаются вопросы, на которые он должен ответить не только словесно, но и путем совершения действий. В качестве материалов используются два привычных для детей предмета, например, монета и карандаш, чтобы не привлекать их особого внимания.
Инструкция включает несколько вариантов заданий. Например, эксперт может попросить ребенка показать свою правую и левую руку, ногу, при этом сам также демонстрирует эти движения. Еще один вариант задания предусматривает расположение двух детей спинами друг к другу, и каждый из них должен показать левую руку или ногу своего одноклассника, не оборачиваясь.
Кроме того, в ходе беседы эксперт задает вопросы о положении монеты и карандаша на столе перед ребенком, при этом используя свои руки, в левой руке удерживая монету, а в правой - карандаш.
Оценивание происходит на основе следующих критериев: понимание возможности разных позиций и точек зрения, умение ориентироваться на позицию других людей, которая отличается от собственной; соотнесение атрибутов предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, учет различных пространственных положений.
Уровни выполнения задания различаются по достигнутым результатам. Низкий уровень подразумевает неправильные ответы на все четыре теста. Средний уровень предполагает правильные ответы только на первом и третьем тестах, при этом ребенок определяет стороны относительно собственного положения, но не учитывает положение, отличное от его собственного. Высокий уровень выполнения задания характеризуется правильными ответами на все вопросы во всех четырех тестах и учетом различий в позиции другого человека.
Что правильно? Г.А. Цукерман.
Определение уровня сформированности коммуникации как кооперации (коммуникативных умений, отражающих согласованность усилий для достижения общей цели при осуществлении совместной деятельности) является целью данного исследования. Для проведения оценки используется форма индивидуального обследования ребенка. Метод оценивания включает беседу, в ходе которой перед ребенком, сидящим перед ведущим обследование взрослым, последовательно предъявляются тексты трех заданий, после чего задаются вопросы. Необходимые материалы включают три карточки с текстом заданий. Инструкция к заданию звучит следующим образом: "Прочитайте по очереди тексты трех небольших рассказов и ответьте на поставленные вопросы".
Первое задание направлено на оценку понимания различных позиций и точек зрения. Рассказывается о том, как Петя нарисовал змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: "Вот здорово!", а Саша воскликнул: "Фу, ну и страшилище!". Задание заключается в ответе на вопросы: Кто из них прав? Почему Саша так сказал? Почему Володя? О чем думал Петя? Какие ответы даст Петя каждому из мальчиков? Что бы вы ответили на месте Саши и Володи? Почему?
Второе задание направлено на оценку способности понимать разные основания для оценки предметов. Рассказывается о том, как три подруги решили делать уроки вместе. Наташа предлагает решить задачи по математике, Катя предлагает начать с упражнений по русскому языку, а Ира считает, что вначале надо выучить стихотворение. Вопросы задания звучат следующим образом: Кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Что им лучше сделать?
Третье задание направлено на оценку способности учитывать разные мнения и объяснять свои ответы. Рассказывается о том, как две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. Лена предлагает купить ему лото, а Аня предлагает подарить самокат. Вопросы задания звучат следующим образом: Кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Что им лучше сделать? А что бы вы предложили подарить? Почему?
Критерии оценивания включают понимание возможности различных позиций и точек зрения, понимание возможности разных оснований для оценки предметов, понимание относительности оценок или подходов к выбору, учет разных мнений и умение обосновать свое, а также учет разных потребностей и интересов. Показатели уровня выполнения задания могут быть низким, если ребенок занимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной. Однако, дети различного возраста и уровня развития могут разнообразно оценивать предметы и ситуации. Некоторые из них понимают, что мнения могут быть разными, но не могут объяснить свои ответы. В то время как более продвинутые дети способны понимать относительность оценок и подходов к выбору, они учитывают различие позиций персонажей и способны высказать и обосновать свое собственное мнение.
Одно из заданий, направленных на выявление уровня развития детей, названо «дорога к дому».
Его целью является определение способности передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности. В данном задании, которое оценивает коммуникативно-речевые действия, двух детей сажают за стол, разделенный экраном. Один из них получает карточку с линией, изображающей путь к дому, а другому дают карточку с ориентирами-точками. Затем первый ребенок объясняет, как нужно идти к дому, а второй старается провести линию - дорогу к дому - по его инструкции.
Представьте, что вы опытный профессиональный автор и вам необходимо модифицировать данный текст, добавив оригинальности, при этом сохраняя его основной смысл.
Допускается задавать разнообразные вопросы, но запрещено обращаться к карточке с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями и начинают намечать новый маршрут к дому (см. рис. в).
Ниже приведены критерии оценивания:
- Степень соответствия нарисованных дорожек образцам определяет продуктивность коллективной работы.
- Способность ясно и понятно излагать свои мысли взаимопартнеру, учитывая его знания и видимые ему объекты. При выполнении данной задачи необходимо предоставить точные, последовательные и полные указания ориентиров на траекторию дороги.
- Умение задавать вопросы, с помощью которых можно получить нужную информацию о деятельности от партнера.
- Методы взаимного контроля и взаимопомощи в процессе реализации задания.
- Эмоциональное отношение к осуществляемой совместной деятельности: положительное (в работе испытывается удовольствие и интерес), нейтральное (взаимодействие сотрудников обусловлено необходимостью), отрицательное.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с. c.30
2. Божонок, О. В. Развитие коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста: метапредметные результаты / О. В. Божонок // Вестник Национального исследовательского Томского государственного университета. – 2015. – № 5. – С. 94-101.
3. Вершинина, Т. М. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников в процессе изучения русского языка / Т. М. Вершинина // Вестник Псковского государственного университета. – 2017. – Вып. 2 (32). – С. 17-22.
4. Горячев, С. В. Педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста / С. В. Горячев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 10 (154). – С. 56-61.
5. Даронова, Л. А. Формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в процессе литературного чтения / Л. А. Даронова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3 (37). – С. 70-73.
6. Ивлев, С. Н. Коммуникативное развитие детей младшего школьного возраста в контексте народно-педагогической традиции / С. Н. Ивлев // Вестник Читинского государственного университета. – 2018. – № 3 (63). – С. 100-104.
7. Кузнецова, Н. А. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста как задача современного образования / Н. А. Кузнецова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Филология. – 2015. – № 1 (57). – С. 113-118.
8. Ларина, Н. В. Роль родителей в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста / Н. В. Ларина // Вестник Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина. – 2017. – Т. 8, № 1. – С. 150-158.
9. Мещерякова, О. В. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка / О. В. Мещерякова // Педагогика и психология. – 2019. – № 2. – С. 29-33.
10. Петрова, Е. А. Возможности детского чтения как средства развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста / Е. А. Петрова // Вестник БелГУ. Серия: Педагогика. Психология. – 2018. – № 10 (272). – С. 61-65.
11. Репьева, Т. В. Формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста на уроках математики / Т. В. Репьева // Молодой ученый. – 2016. – № 19 (135). – С. 37-40.
12. Симонова, Н. И. Формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста через художественное чтение / Н. И. Симонова // XXI век: традиции и инновации. – 2015. – № 3. – С. 94-97.
13. Татарова, Л. К. Формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения / Л. К. Татарова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. – 2017. – № 1-2. – С. 86-92.
14. Усачева, З. Г. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в условиях образовательной организации / З. Г. Усачева // Новая наука: от эмоций к креативности. – 2017. – № 3-2. – С. 76-87.
15. Филиппова, О. Г. Формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в исследовательской деятельности / О. Г. Филиппова // Педагогика и психология. – 2016. – № 5. – С. 82-88.
16. Чистова, О. К. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в интегрированном курсе "Чтение и письмо" / О. К. Чистова // Вестник Балтийского государственного технического университета "Военмех" им. Д. Ф. Устинова. – 2018. – № 3. – С. 108-114.ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011г. №2357) [Электронный ресурс]. URL: http:минобрнауки. рф/документы/ajax/922 (дата обращения: 02.12.2023). 49]
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М-но образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. С. 48. (Стандарты второго поколения).36, с. 3
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10. 2009 № 373 (ред. от 18.05.2015) Министерство образования и науки РФ. 2015. 31 с.
19. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. 2-е издание. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
20. Яндукова, Т. А. Средства формирования коммуникативной культуры младших школьников Т.А. Яндукова -Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. №6- 2. 61.