Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из актуальных проблем физического воспитания в старшем дошкольном возрасте является поиск инновационных технологий, направленных на повышение общей выносливости, работоспособности и увеличения мышечной силы ребенка. Проведенный анализ научно-методической литературы и обобщения практического опыта показали, что в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются, как традиционные, так и нетрадиционные средства физического воспитания, однако, применительно к первым наблюдается отсутствие у детей интереса из-за их однообразия . Поэтому в содержании физкультурной образовательной деятельности дошкольников все чаще появляются инновационные программы и технологии, которые оказывают стимулирующее воздействие не только на воспитание физических или психических способностей, но и мотивационную сферу ребенка .
В практике дошкольных образовательных учреждений двигательная активность ребёнка, различные формы её целенаправленного развития занимают более чем скромное место. Они вынесены на периферию образовательного процесса, а ведущее место в нём занимает воспитание интеллектуальной, эстетической, духовной культуры. В связи с этим мы считаем, что проблема двигательной активности детей раннего возраста является одной из актуальных проблем дошкольного образования.
Целью данной работы является рассмотрение темы использования танцевальных движений на уроках физкультуры в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
- описать проблему сохранения и укрепления здоровья в дошкольном возрасте;
- рассмотреть важность двигательной активности в старшем дошкольном возрасте;
- изучить использование аэробных фитнес-программ в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- описать двигательную активность старших дошкольников посредством игровой технологии «JUST DANCE» и танцевальные движения;
- рассмотреть танцевальные движения: пример использования с этномузыкой.
Объект исследования – использование танцевальных движений на уроках физкультуры в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования – возможности включения танцевальных движений на уроках физкультуры в старшем дошкольном возрасте.
Глава 1. Теоретические основы двигательной активности в старшем дошкольном возрасте
1.1 Проблема сохранения и укрепления здоровья в дошкольном возрасте
Человек, представляет собой сложную систему, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, взаимосвязанных между собой этапах функционирования – биологическом, психологическом и эмоциональном. На каждом этапе, здоровье человека имеет свои особенности проявления. По определению ВОЗ, здоровье – это то, состояние человека, которому свойственно не только отсутствие заболеваний или патологии, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие .
То есть, здоровье – это полное физическое, душевное и социальное благополучие человека. Эти составляющие, тесно взаимосвязаны между собой, и находятся в зависимости друг от друга. С одной стороны, здоровье – это значимый структурный элемент, а с другой – многостороннее динамическое состояние, взаимосвязанная совокупностью трех составляющих – физического, психического и социального здоровья. Дисбаланс одной, связывается с другой, что вызывает снижение адаптивных качеств организма к влиянию неблагоприятных факторов, нарушая взаимосвязь человека с окружающей средой и препятствуя осуществлению его биологических и социальных функций.
Под физическим здоровьем в педагогике понимают совершенство саморегуляции в организме, единство физиологических процессов, наивысшую адаптацию к окружающей среде. Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, высокая внутренняя и моральная сила, способствующая созидательной работе.
Психическое здоровье - это необходимый компонент здоровья человека. Психическое здоровье предполагает наличие у индивида возможностей и способностей устанавливать эквивалентность в оптимальном темпе, в социально приемлемых пределах на различных уровнях структурной организации нервной системы, что выражается в устной и письменной форме, в эмоциях и поведенческих реакциях. Именно оптимальный темп установления эквивалентности в психической сфере обеспечивает, на наш взгляд, благополучие человека, реализацию его способностей и работоспособность. Но как же можно понять, что темп установления эквивалентности далек от оптимального? По нашему мнению, следствием превышения темпа образования избытка информационных, физических и химических факторов над темпом установления эквивалентности является формирование стресса.
В современное время проблема сохранения и укрепления здоровья становится в нашей стране все более острой и ведущая роль в решении данной проблемы принадлежит физической культуре - важнейшему элементу здорового образа жизни.
На основании важных направлений государственной политики и национальных проектов, которые направлены на укрепление здоровья нации и формирование здорового образа жизни, увеличивается роль совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, создания условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья с помощью современных направлений физической культуры и спорта, формированию физической культуры личности с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Дворкина Н. И. Система формирования базовой личностной физической культуры дошкольников : научная монография, Москва, 2015. 464 с
2) Дворкина Н.И., Абид С.А., Маркина К.С. Использование аэробных фитнес-программ в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста//СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА И РЕАБИЛИТАЦИЯ: ТРАДИЦИИ, ОПЫТ И ИННОВАЦИИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия Е.М. Бердичевская, Н.И. Дворкина, И.Н. Калинина, С.П. Лавриченко. Краснодар, 2022. С. 132-140
3) Зарубина Т. Б., Текуева Д. И. Роль здоровьесберегающих технологий в современном образовании//ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2020. С. 84-90
4) Ильина, Г. В. Практикум по образовательной области «Физическое развитие» : учебное пособие [для вузов] /Г. В. Ильина ; Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова. - Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2020.
5) Круговых А.А. Двигательная активность старших дошкольников посредством игровой технологии «JUST DANCE»//МИР ДЕТСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ. Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2023. С. 170-171
6) Маринович М. А., Трофимова О. С. Влияние занятий современными фитнес-технологиями на физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста //Материалы VII-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма» г. Казань, 2021. С. 184–185
7) Ончукова Е. И., Трофимова О. С. Содержание работы по повышению двигательной активности детей раннего возраста с использованием элементов детского фитнеса в условиях ДОУ // Материалы IX Всероссийской научно-практ. конф. с междунар. участием «Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста». г. Краснодар, 31 октября 2019. С. 243–244.
8) Ончукова Е.И. Организационно-методические основы физкультурно-оздоровительных технологий / Е.И. Ончукова. – Краснодар, 2018.
9) Романенко Н. И., Михитарова В. А. Развитие физических качеств детей 5-6 лет с использованием средств фитнеса // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Краснодар, 28 октября 2021 года / Ред. С. М. Ахметов, Ю. К. Чернышенко, Г. Б. Горская, Е. А. Пархоменко. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2021. С. 299–300.
10) Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 256 с.
11) Сударь В. В., Трофимова О. С., Буланая М. И. Методика применения танцевального фитнеса в физическом воспитании девочек младших классов // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ. 2020. № 1. С. 201–202.
12) Сембирээ Д. Д., Мендот Э. Э. Этномузыкальное сопровождение на занятиях физической культуры в ДОУ// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ САЯНО-АЛТАЯ. Материалы VII международной научно-практической конференции. Кызыл, 2022. С. 131-133
13) Трофимова О. С., Ряхин А. Е., Фоменко В. В. Формирование интереса к занятиям физической культурой детей 6-7 лет с использованием средств фитнеса // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». 2018. № 8 (162). С. 186–190
14) Шебеко, В. Физическая культура дошкольника / В. Шебеко / Дошкольное воспитание. - 2009.-№5.-С.18-22