Фрагмент для ознакомления
2
Термин «социально-культурная деятельность» возник и сформировался на рубеже 90-ых годов прошлого столетия, понятийно-категориальный аппарат уходит к истокам гуманитарных дисциплин: философии, культурологии, социологии культуры, психологии культуры, а также этики и педагогики.
Опираясь на работы Л. А. Беляева и М. А. Беляева, которые отмечают главной обобщающей категорией при рассмотрении СКД (социально-культурной деятельности) – деятельность. Именно деятельность формирует систему из элементов, которые связаны между собой определенными правилами образования и взаимозависимости. Только через рассмотрение СКД как деятельность можно определить ее сущность и охарактеризовать структурный механизм, раскрыв субъект, объект, цели и средства, условия и ее функциональность.
Ариарский Марк Ариевич (Санкт-Петербург) отмечал, что «представители разных научных школ единодушно признали, что социально-культурная деятельность - это взаимодействие людей в создании, усвоении, сохранении и распространении общественно значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, совершенствуется человек и окружающий его мир»[ Ариарский М. А. Новый этап в развитии теории социально-культурной деятельности //Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2013. №1 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-etap-v-razvitii-teorii-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.11.2023).].
По мнению М.А. Ариарского, все, что представляет собой объективно сложившуюся среду обитания во всем многообразии материальных, социальных, нравственных, эстетических и других факторов и условий оказывает на индивида свое воздействие и в совокупности все эти факторы дают возможность человечеству рационально осваивать окружающий мир. Среда, как отмечает Ариарский М.А., может быть благоприятной и поддерживать, и развивать в индивидах благородные и светлые чувства, а может способствовать развитию в человеке негативных, асоциальных качеств. Поэтому продуктивным механизмом, при помощи которого можно разрешить эту проблему является погружение человека в социокультурную среду, где совместными усилиями многих людей человек снова обретает потерянные ценности, восходит к новому мировоззрению, изменяет свои установки и поведение. Таким образом, социально-культурная деятельность, как педагогически организованная среда по формированию новой личности дает свои положительные результаты при использовании технологий социально-культурной деятельности, как специфическим образом отстроенную совокупность приемов, средств и форм социально-культурной деятельности.
Другой известный исследователь - Туев Виктор Владимирович (Кемерово) в течение долгого времени (1983-2008 гг.) руководил кафедрой социально-культурной деятельности Кемеровского института культуры и, благодаря своим публикациям, остается весьма уважаемым специалистом в сфере социально-культурной деятельности. Личность исследователя и ученого В.В. Туева связана с теорией социально-культурной деятельности, той ее части, что в классическом представлении А.В. Сасыхова и Ю.А. Стрельцова мы привыкли называть клубоведением. Самодеятельные клубные формирования, клубная педагогика, клубное дело в теории социально-культурной деятельности нашли свое выражение в научных публикациях В.В. Туева. В 2017 году состоялись «Первые Туевские чтения», посвященные 80-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора В.В. Туева[ Первые Туевские научные чтения. Научное наследие профессора В. В. Туева и современные тенденции развития социально-культурной деятельности. Кемерово : Кемеровский гос. институт культуры, 2017. 231 с.]. Представленные в сборнике материалы позволяют сформировать актуальные концептуальные понятия для социально-культурной деятельности. Приведем некоторые выдержки из статьи Н.Г. Смирновой «Идеи профессора Туева в развитии теории и практики социально-культурной деятельности». В частности, Н.Г. Смирнова отмечает, что «научный поиск, дискуссии по вопросу о сущности понятия «социально-культурная деятельность» раскрывают неординарность подходов (В.В. Туева). Он предлагает педагогический и культурологический подходы рассматривать во взаимосвязи, что может быть обозначено как культурно-антропологическая конструкция. Действительно, реализация антропологического подхода применительно к задачам современной теории социально-культурной деятельности позволяет изучать пути гармонизации взаимодействия человека и социума в пространстве культурных ценностей»[ Смирнова Н. Г. Идеи профессора В. В. Туева в развитии теории и практики социально-культурной деятельности // Первые Туевские научные чтения. Научное наследие профессора В. В. Туева и современные тенденции развития социально-культурной деятельности. Кемерово: КемГИК, 2017. С. 64-70].
Как отмечает Н.Г. Смирнова, профессор В.В. Туев предлагает итоговое определение, которое он вывел в ходе долговременной генерации этого понятия в своих многочисленных публикациях: «Социально-культурная деятельность – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс»[ Смирнова Н. Г. Идеи профессора В. В. Туева в развитии теории и практики социально-культурной деятельности // Первые Туевские научные чтения. Научное наследие профессора В. В. Туева и современные тенденции развития социально-культурной деятельности. Кемерово: КемГИК, 2017. С. 64]. Можно заключить, что В.В. Туев, с опорой на собственный опыт социокультурной деятельности, предложил концепцию социально-культурной деятельности в русле практической клубной педагогики.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1)Ариарский М. А. Прикладная культурология. СПб., 2001. 561 с
2)Ариарский М. А. Новый этап в развитии теории социально-культурной деятельности //Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2013. №1 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-etap-v-razvitii-teorii-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.11.2023).
3)Бельский В.Ю., Человек: индивид, индивидуальность, личность: Монография. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. — 351 с.
4)Глазков Д. Ю. Цифровое волонтерство как средство формирования социального опыта студентов университета//НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В VUCA-МИРЕ. Материалы Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2021. С. 276-279
5)Дмитриева Р. В., Плотникова Г. Г. Социально-культурная деятельность: культурологический аспект//ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ: МОЛОДЕЖНЫЙ ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. Сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции. Том 1. Курск, 2021. С. 343-347
6)Дмитриева Р. В., Плотникова Г. Г. Потенциал художественного творчества как стимул активности личности в процессе социально-культурной деятельности//ЮНОСТЬ И ЗНАНИЯ - ГАРАНТИЯ УСПЕХА -2021. Сборник научных трудов 8-й Международной молодежной научной конференции, в 3-х томах. Том 1. Курск, 2021. С. 244-248
7)Дубицкий В. В. Развитие социально-культурной активности студентов в процессе деятельности молодежного общественного объединения// РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-УСТОЙЧИВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Науч. редактор О.Е. Ефимова, отв. редактор Л.Х. Тургинекова. Абакан, 2022. С. 18-20
8)Жарков А. Д. Теории социально-культурной деятельности // Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы: проблемы и перспективы : сб. ст. по результатам гор. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. сост. К. И. Чижова. М. : Моск. гор. пед. ун-т 2014. С. 108-119.
9)Кириллова Е.Д. Неформальные студенческие объединения, направления их деятельности. Субкультура волонтерства // Скиф. 2021. No8 (60).
10)Матвеева Е. В. Социально-культурная деятельность: обзор концепций// https://elibrary.ru/download/elibrary_48722961_53923013.pdf (дата обращения 23.11.2023)
11)Осокина А. Э. Социально-культурная деятельность как средство формирования культуры и личности//ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА 2021. Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2021. С. 191-194
12)Первые Туевские научные чтения. Научное наследие профессора В. В. Туева и современные тенденции развития социально-культурной деятельности. Кемерово : Кемеровский гос. институт культуры, 2017. 231 с.
13)Плотников, А. В. Развитие одаренности студента вуза средствами театральной педагогики / А. В. Плотников, И. Н. Подольская, Г. Г. Плотникова // Проблема одаренности в трудах отечественных и зарубежных ученых: генезис и развитие : коллективная монография. – Ялта : Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2020. – С. 170-179.
14)Плотникова, Г. Г. Роль социально-культурных событий в трансляции смыслообразующих ценностей / Г. Г. Плотникова, А. В. Плотников // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация : Материалы V Международной научной конференции, Москва, 23 апреля 2021 года. – Москва: Учреждение высшего образования «Московский художественно-промышленный институт», 2021. – С. 213-217
15)Подольская, И. Н. Массовое зрелище как социально-культурное явление / И. Н. Подольская, А. В. Плотников, Г. Г. Плотникова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – № 9. – С. 230-237.
16)Смирнова Н. Г. Идеи профессора В. В. Туева в развитии теории и практики социально-культурной деятельности // Первые Туевские научные чтения. Научное наследие профессора В. В. Туева и современные тенденции развития социально-культурной деятельности. Кемерово: КемГИК, 2017. С. 64-70
17)Турханова Р. И., Иванова А. В. Инновационные технологии развития социально-культурной активности личности в условиях глобализации// СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ МЕЖДУНАРОДНОГО САММИТА ПО КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИЮ, ПОСВЯЩЕННОГО 50-ЛЕТИЮ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ. Материалы научно-практических конференций. Под научной редакцией Р.Ш. Ахмадиевой, З.М. Явгильдиной. 2019. С. 232-235
18)Фролов, А. А. «культурная революция» в СССР: идеология, практика, результаты (1920-1930-е годы) / А. А. Фролов, С. И. Аксенов // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе : труды II Всероссийской научной конференции, Нижний Новгород, 29 ноября – 01 2019 года. – Нижний Новгород: Общество с ограниченной ответственность «Красная ласточка», 2019. – С. 220-223