Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что на протяжении последнего десятилетия вопросы борьбы с коррупцией в России стоят крайне остро, создаются и развиваются многочисленные подразделения по борьбе с ней, вносятся поправки в законодательство, чиновников обязывают показывать свои доходы и расходы, объяснять пути появления того или иного имущества.
Право в этой борьбе играет далеко не последнюю роль – на законодательном уровне устанавливаются ограничения и запреты, меры должного и возможного поведения, в свою очередь, административное и уголовное законодательство призваны контролировать и принимать санкции к нарушителям.
Необходимо отметить, что антикоррупционное законодательство является одним из самых динамично развивающихся, именно в него вносятся постоянные поправки, заимствуется опыт международного сообщества, иных стран, различными партиями России и представителями общественности предлагаются многочисленные проекты, многие из которых носят крайне радикальный иногда даже абсурдный характер, однако, именно это обстоятельство свидетельствует о высокой актуальности рассматриваемой темы.
Трудно однозначно сказать можно ли окончательно победить коррупцию, но ясно одно ужесточение законодательно установленных мер ответственности не дает желаемого результата, в связи с чем, скорее всего, необходимо создавать более эффективные методы мотивации и стимулирования, чтобы государственные служащие были довольны уровнем своих доходов, статусом, социальными гарантиями и страх потерять все это был бы сильнее соблазна сиюминутной наживы.
Целью исследования является изучение коррупции как социально-экономического явления.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере определения такой правовой конструкции как коррупция.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие понятие коррупции как социально-экономического явления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие коррупции.
2. Изучить оценку уровня коррупции на международном уровне.
3. Представить классификацию видов коррупции.
4. Проанализировать профилактику и пресечение коррупционных проявлений.
5. Исследовать совершенствование правового регулирования как приоритетной меры борьбы с коррупцией.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Структура контрольной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала. Работа включает введение, основную часть, состоящую из параграфов, заключение и список использованных источников.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
1.1. Понятие коррупции
На протяжении всего исторического периода развития общества коррупция и власть были неразрывно связаны между собой. Так, если первоначально дача взятки жрецу, главарю или же просто воину считалась нормальным явлением, то в наши дни аппарат чиновников легально имеет право получать лишь строго установленный доход. В свою очередь, такой вид дохода, как откат, с течением времени плавно перешел в сферу теневой экономики.
Как правило, в самом общем смысле под термином «коррупция» принято понимать злоупотребление должностными полномочиями в целях извлечения собственной выгоды .
К числу лиц, которые могут пользоваться своим служебным положением, могут относиться как работники сфер образования и медицины, так и чиновники, политические деятели. Непосредственно коррупция подразумевает собой отмывание и вымогание денег с их последующей растратой, злоупотребление должностными полномочиями, а также мошенничество .
В России эта проблема является очень важной и ей придается большое внимание, что является важным шагом в бесконечной борьбе, которая ведется на внутригосударственных уровнях. Наряду с этим значительное количество нормативно–правовых актов, регламентирующих меры антикоррупционного характера, не раскрывает полностью термин «коррупция», а только ФЗ № 273 – «О противодействии коррупции» , главный антикоррупционный закон в ст. 1 дает его определение. Они говорят об этом деянии, как о злоупотреблении служебным положением и полномочиями. Оно выступает в роли взятки, (дача и получение), подкупа (противоправного применения физлицом должностного положения для приобретения какой-либо личной выгоды в любом материальном изъявлении). При этом неважно, для себя или других лиц оно совершено, главное, что это деяние противоречит интересам общества и государства. Что понимается под коррупцией. Сюда также входит предоставление конкретной выгоды одному или нескольким лицам, если выполняемые действия противоречат действующему законодательству .
Существование различных представлений позволяет рассматривать коррупцию как общий собирательный термин, включающий в себя разнообразные как по содержанию, так и по признакам стороны противоправной действительности.
На наш взгляд, понимание коррупции должно осуществляться как минимум в трех аспектах.
Во-первых, коррупция как явление распространяется в том обществе, в котором отсутствуют детально разработанные прозрачные и открытые механизмы публичного управления в сочетании со слабыми возможностями удовлетворения личностных благ. В связи с этим, коррупция – это сложное социальное явление, в основе которого находятся множество факторов объективного и субъективного характера, недостатки в организации системы государственных и частных институтов.
Во-вторых, коррупцию рассматривают в традиционном аспекте через систему наказуемых деяний. Такое понимание коррупции следует рассматривать как общепринятое в узком аспекте.
В бытовом аспекте коррупцию связывают с такими терминами как действие, сводящееся к подкупу, взяточничеству, злоупотреблению, продажностью и т. д. Обыденное понимание коррупции формируется из сложившейся в нашем обществе системы взаимоотношений между чиновником и обычным гражданином. Следует признавать, что определенное поведение со стороны представителей власти, их государственная воля по разрешению различных социальных проблем человека – есть косвенное формирование убеждений, стереотипов мышления, мировоззренческих позиций о правилах игры в масштабах всего общества. Истинное отношение государственной власти к проблемам простого человека и качеством их разрешения становятся некоторым отражением понимания проблемы коррупции обществом в целом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС Консультант Плюс.
2. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // СПС Консультант Плюс.
3. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма" (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005) // СПС Консультант Плюс.
4. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // СПС Консультант Плюс.
5. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS N 174) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 04.11.1999) // СПС КонсультантПлюс.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
8. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
9. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
10. Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" // "Собрание законодательства РФ", 23.08.2021, N 34, ст. 6170.
11. Абадиев А. М. Коррупционные сети в российском государственном управлении: политико-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Ростов н/Д, 2018. 243 с.
12. Агильдин В.В., Волков К.А. К вопросу об определении понятия «коррупция» / Следователь. № 2, 2018. С. 50-58.
13. Аналитическое исследование. Развитие нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации. - М. 2017. 352 с.
14. Астанин В. В. Антикоррупционные стандарты и повышение эффективности государственной службы //Административное и муниципальное право. – 2020. – № 6. – С. 6-10.
15. Воробьев Ю.Л. Анализ основных международных правовых актов в области противодействия коррупции. Сборник материалов о противодействии коррупции. Выпуск III, 2020. 375 с.
16. Вахрушева, Е.А. Коррупция и антикоррупционная политика в Египте до и после «Арабской весны»: в замкнутом круге египетской модернизации // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции, 2019. – №1. С.77-91.
17. Винникова, Р.В. Механизмы мониторинга реализации антикоррупционных конвенций ООН, Греко и ОЭСР / Р.В.Винникова // Правопорядок: история, теория, практика, 2020. – №3 (14). – C. 16-20.
18. Гончаренко Г. С. Понятие, сущность и виды коррупции современной России // Административное и муниципальное право. - 2018. - №. - С. 58-61.
19. Дзодзиева З. Б. Коррупция как социальное и экономическое явление: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Владикавказ, 2018. 273 с.
20. Измаилова Е. В. Антикоррупционная политика РФ // Крымский Академический вестник. 2020. № 13. С.77-79.
21. Каюпов Д. В. Коррупция в органах государственной власти // День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности: сборник статей. М., 2018. 173 с.
22. Королева К. С., Антонова Е. Н. Проблемы борьбы с коррупцией в современной России // Конституционно-правовое регулирование общественных отношений: теория, методология, практика: материалы Межд. науч.-практ. конференции. Воронеж, 2018. 349 с.
23. Кузнецова Ю. А. Причины возникновения коррупции и стратегии борьбы с ней // Global and Regional Research. 2020. Т. 2. № 2. С.73-78.
24. Коррупция: причины возникновения, влияние и методы борьбы /А. Наумов. //Следователь. – 2020. – № 8. – С. 44-48.
25. Овчинский А. С. Информационные воздействия и организованная преступность: курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2020. 143 с.
26. Противодействие коррупции. Монография под ред. Т.Я. Хабриевой. - М. 2018. 346 с.
27. Рейсмен В. М. Скрытая ложь. Взятки: «крестовые походы» и реформы. - М.: Прогресс, 2018. - С. 124-125.
28. Сатаров Г. А., Левин М. И. Россия и коррупция: кто кого? // Российская газета. - 2018. - 19 февр.
29. Сухаренко А. Трансграничная коррупция. ЭЖ-Юрист. 2020. № 20 С.51-56.
30. Фадеев А. В. Антикоррупционное законодательство России и зарубежных стран: криминологическое исследования. - М.: ВНИИ МВД РФ, 2020. - С. 9-10.
31. Хабриева Т.Я. Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы. Журнал российского права. 2022. № 6. - С. 6-9.