Фрагмент для ознакомления
2
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) — это дети с различными психическими или физическими отклонениями, вызывающими общие нарушения развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В эту группу могут быть включены как дети-инвалиды, так и те, кто не признан инвалидом, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется ограничениями или невозможностью осуществления деятельности в порядке или пределах, считающихся нормальными для лица этого возраста.
Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с различными нарушениями: нарушениями зрения, слуха, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными нарушениями эмоционально-произвольной сферы, с задержкой и сложными нарушениями развития [14].
Дети с органическим поражением центральной нервной системы являются наиболее представительной группой среди детей с ОВЗ. У этих детей нарушаются все стороны развития: социально-эмоциональная, мотивационная, двигательно-двигательные потребности, познавательная деятельность (память, восприятие, речь и мышление). Последствия поражения центральной нервной системы выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности, и в особенности основной ведущей деятельности с раннего возраста - тематической игры.
Итак, дети с ОВЗ — это определенная группа детей, которая требует особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристики детей с ОВЗ зависят от многих показателей, определяющим из которых является сам дефект. Ведь от этого зависит последующая практическая деятельность личности.
Л. С. Выготский отмечает необходимость включения детей с ОВЗ в различные общественно значимые виды деятельности, направленные на формирование детского опыта. Также вводится понятие «дефектная структура».
Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление [10].
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ. Такие дети имеют следующие особенности:
В целом нарушений развития может быть много, в связи с чем выделяют разные категории детей с ОВЗ.
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ. Эти дети имеют следующие особенности:
1. У детей низкий уровень развития восприятия. Это проявляется как потребность в большем количестве времени для получения и обработки сенсорной информации; этим детям не хватает знаний об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированные пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут произвести полный анализ формы, установить симметрию, тождество частей построенных фигур, разместить конструкцию на плоскости и соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Недостатки в организации внимания обусловлены низким развитием интеллектуальной деятельности у детей, несовершенством умений и навыков самоконтроля и недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к обучению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, наглядная над словесной, механическая над логической.
5. Познавательная активность снижена, темп обработки информации замедлен.
6. Мышление - наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижение потребности в общении со сверстниками и взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры распространены, средства коммуникации и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций или сформированы не все компоненты языковой системы.
10. Низкая работоспособность наблюдается в связи с повышенной истощаемостью, в связи с возникновением у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Отмечается отсутствие сформированности произвольных форм поведения по типу психической неустойчивости, расторможенности побуждений, мотивации к обучению [17].
В результате у детей обнаруживается недостаточная сформированность психологических предпосылок для овладения полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности в формировании учебных умений (планирование будущей работы, определение путей и средств достижения учебной цели, умение работать в определенном темпе, контроль деятельности).
Общие проблемы у детей с ОВЗ:
Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, представления об окружающем мире ограничены; скорость выполнения задачи очень низкая;
нуждается в постоянной помощи взрослых; свойства пониженного уровня внимания (сосредоточенность, устойчивость, переключаемость); низкий уровень развития мышления, речи; трудности с пониманием
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. – Москва: Просвещение, 2004. – 276 с.
2.Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общей редакцией Н. В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 - 95.
3.Александр, Михайлович Трещев Игровые технологии как условие развития детей. Педагогическое общество России, 2014.
4.Анфисова, С.Е. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи / С.Е. Анфисова. - М.: Педагогическое общество России, 2014
5.Винникот Д. Игра и реальность. М., 2002,266с.
6.Герасимова, О.Е. Игровые технологии как средство развития ориентировки в пространстве у детей 4-6 лет. ФГОС ДО / О.Е. Герасимова. - М.: Учитель, 2017
7.Джинотт Х. Групповая игротерапия с детьми. М., Эксмо, 2001.
8.Евгения, Сергеевна Асбаева und Ольга Владимировна Булатова Игротерапия / Евгения Сергеевна Асбаева und Ольга Владимировна Булатова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 100 c.
9.Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 35
10.Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. Изд–е 2-е, перераб. И доп. – Москва: ИКЦ “МарТ”; Ростов–на–Дону: Издательский центр “МарТ”, 2009. – 352 с.
11. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. М.: Речь. - 2005. - 320 с.
12.Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
13.Казакова, Г.М. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / Г.М. Казакова. - М.: АРКТИ, 2010
14.Каттанах Э. Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной. М., Эксмо, 2001. 286с.
15.Киселева, Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развития / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. – Москва: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
16.Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.:Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с.
17.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. 365с.
18.Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Д., Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. М.,Воронеж, 2001.319с.
19.Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. – Москва: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
20.Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академия образования. – Москва, 2008.
21.О”Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. Питер, 2002.461с.
22.Петрова, Н. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр / Н. В. Петрова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3. — С. 48-51.
23.Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Гусляковой Л. Г. – Москва: Социальное здоровье России, 2007. – 210 с.
24.Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. - М.: КноРус, 2016
25.Томчикова, С. Н. Игровые технологии в ДОУ / С.Н. Томчикова. - М.: Флинта, 2015
26.. Турик, Л. А. Дебаты. Игровая, развивающая, образовательная технология / Л.А. Турик. - М.: Феникс, 2012
27. Турик, Л.А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология / Л.А. Турик. - М.: Феникс, 2012
28. Чернякова, Валентина Николаевна Игровые технологии в формировании звукопроизношения у детей 4-7 лет / Чернякова Валентина Николаевна. - М.: Сфера, 2018
29.Шаповал И.А. Специальная психология [Текст] : учеб.пособие / И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.
30.Экслайн В. Игровая терапия. Эксмо,2000.472с.