Фрагмент для ознакомления
2
Важнейшим компонентом этой научной работы является эмпирическое исследование взаимосвязи между негативным образом тела и склонностью к самоповреждению. В рамках данного аспекта исследования будет использован синтез количественных и качественных методик, включающий в себя опросы, интервью и проективные тесты, чтобы получить целостное понимание этой сложной взаимосвязи. Исследование направлено на раскрытие психосоциальных основ самоповреждающего поведения, выявление ключевых психологических и социальных детерминант, а также изучение влияния семейного воспитания и социокультурного окружения на эти явления.
Методологическая основа исследования построена на эклектичном слиянии теоретических конструктов и эмпирических парадигм, взятых из широкого спектра научных работ, охватывающих области психологии, психиатрии и изучения образа тела. В центре этого исследования находится концептуальная схема, очерченная М.А. Падуном и А.В. Котельниковой в их трактате о модифицированной психотерапии, которая дает бесценное представление о психологических основах восприятия тела. Их комплексный подход, подробно описанный в книге «Модифицированная психотерапия: Руководство практического психолога», предлагает нюансированное понимание когнитивных и аффективных процессов, вовлеченных в формирование образа тела.
Основополагающая работа В. Г. Булыгиной «Клиническая суицидология» играет ключевую роль в понимании психопатологических аспектов самоповреждающего поведения. Данная работа предлагает глубокое исследование клинических проявлений и этиологических факторов, лежащих в основе такого поведения, тем самым устанавливая критическую связь с восприятием образа тела.
В дальнейшем исследование интегрирует результаты работы О.А. Ваулиной «Особенности отношения к телу у лиц с пищевой зависимостью», которые проясняют сложную взаимосвязь между восприятием тела и поведенческими расстройствами, особенно в контексте пищевой зависимости. Подобную точку зрения дополняет всесторонний анализ образа тела в нормативных и психопатологических состояниях, проведенный И.А. Григорьевой в работе «Образ тела в норме и при психических расстройствах». Проницательность В.А. Агарковой в вопросах самоповреждающего поведения, в частности рассмотрение клинических, диагностических и терапевтических подходов, о которых идет речь в работе «Самоповреждающее поведение: Клиника, диагностика и подходы к лечению», предлагают жизненно важное понимание клинических аспектов этого поведения.
Исследование Е.В. Бабинцевой образа тела у людей с расстройствами пищевого поведения, изложенное в работе «Образ тела у людей с расстройствами пищевого поведения», дает критический взгляд на искажения восприятия тела, часто наблюдаемые при таких расстройствах. Еще больше обогащают методологическую базу исследования Т.П. Бартош и О.П. Бартош, посвященные дисморфофобии в работе «Дисморфофобия: клиника, диагностика, лечение», и работы А.Ю. Егорова и С.А. Игумнова, посвященные расстройствам личности в работе «Расстройства личности», способствующие более глубокому пониманию психопатологических аспектов образа тела.
«Нейропсихология» Е.Д. Хомской предлагает нейронаучную перспективу, позволяющую понять неврологические субстраты, которые могут влиять на восприятие тела и связанное с ним поведение.
Рассмотрение образа тела в норме и при психосоматических расстройствах в работе Л.В. Миллер «Образ тела в норме и при психосоматических и невротических расстройствах», а также В.А. Руженков, В.В. Руженкова и А.В. Боева «Клиническая суицидология» дают тонкое понимание клинических аспектов самовосприятия и самоповреждающего поведения.
Включение таких работ, как «Возрастно-гендерный аспект образа физического «Я»« О.В. Митиной и таких зарубежных авторов, как Диана Неймарк-Штайнер, Кристофер Г. Фэйрберн, Сара Гроган, Хильде Брух и Эрик Стайс, обеспечивает широкую кросс-культурную перспективу в вопросах образа тела, расстройств пищевого поведения и их психосоциального воздействия.
Данное исследование опирается на разнообразную и богатую методологическую базу, синтезирующую теоретические представления и эмпирические данные из широкого круга источников. Междисциплинарный подход играет ключевую роль во всестороннем понимании сложной взаимосвязи между восприятием тела подростками и самоповреждающим поведением, предлагая надежную платформу для предстоящего эмпирического исследования.
Научная новизна исследования заключается в его интегративном подходе, объединяющем психосоциальные, нейробиологические и культурные перспективы для тщательного изучения малоизученной связи между восприятием тела подростками и самоповреждающим поведением. Данное исследование является новаторским в своем стремлении построить комплексную, многоуровневую модель, которая объясняет сложные взаимосвязи между телесным восприятием себя и склонностью к самоповреждениям у подростков. Модель выходит за рамки общепринятых парадигм, переплетая нюансы понимания из области нейропсихологии, клинической психологии и культурологии, тем самым предлагая новую точку зрения в этой области психосоматических исследований.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза о многофакторной причинно-следственной связи между негативным восприятием образа тела в подростковом возрасте и повышенной склонностью к самоповреждающему поведению. Согласно данной гипотезе, сочетание нейробиологических предрасположенностей, психосоциальных стрессовых факторов и культурных представлений об образе тела в совокупности провоцирует уязвимость к самоповреждению. В ходе исследования предполагается, что интернализация общественных стандартов красоты, усиленная вездесущностью цифровых медиа, усугубляет неудовлетворенность телом среди подростков, тем самым усиливая риск самоповреждений.
Научная новизна данного исследования заключается в том, чтобы распутать сложную паутину факторов, влияющих на образ тела подростков, и выдвинуть гипотезу о том, что искажения в восприятии тела являются не просто отражением внутренних психологических потрясений, но и проявлением более широкой социокультурной динамики. Проясняя многогранные факторы, которые переплетаются между собой и влияют на восприятие тела и самоповреждение у подростков, это исследование призвано внести значительный вклад в данную область, предлагая свежие идеи и открывая новые пути для исследований и вмешательства в сферу подросткового психического здоровья.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Агаркова, В.А. Самоповреждающее поведение: клиника, диагностика и подходы к лечению // Современная терапия психических расстройств. – 2018. – No 2. – С. 2-9.
2. Бабинцева, Е.В. Образ собственного тела у лиц с пищевыми расстройствами // Вестник психотерапии. – 2016. – No57. – С. 28-38.
3. Бартош, Т.П., Бартош О.П. Дисморфофобия: клиника, диагностика, лечение. – М.: МИА, 2014. – 152 с.
4. Булыгина, В.Г. Клиническая суицидология. – М.: ФОРУМ, 2017. – 272 с.
5. Ваулина, О.А. Особенности отношения к своему телу у лиц с пищевой аддикцией // Ученые записки СПбГИПСР. ‒ 2018. ‒ Том 30. ‒ No 2. ‒ С. 33-39.
6. Воронцова, М.Ю., Грачева, Л.В. Отношение к своему телу у подростков с пищевыми расстройствами // Клиническая и специальная психология. – 2020. – Том 9. – No 1. – С. 90–107.
7. Григорьева, И.А. Образ тела в норме и при психических расстройствах. – М.: МЕДпресс, 2017. – 192 с.
8. Егоров, А.Ю., Игумнов, С.А. Расстройства личности. – СПб.: Речь, 2015. – 384 с.
9. Иванова, А.А. Влияние перфекционизма на формирование образа физического «Я» в юношеском возрасте // Образование и наука. – 2019. – Т.21. – No 6. – С. 90-110.
10. Карвасарский, Б.Д., Иванова, Е.М., Колышко, А.М. Несуицидальное самоповреждающее поведение (обзор) // Суицидология. – 2013. – Том 4. – No 3. – С. 3-11.
11. Миллер, Л.В. Образ тела в норме и при психосоматических и невротических расстройствах // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 2016. – Т. 116. – No8. – С. 115-118.
12. Митина, О.В. Половозрастной аспект образа физического «Я» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т.7. – No 4. – С. 246-248.
13. Морозова, М.Б. Нарушение образа собственного тела при тяжелых пограничных состояниях // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2014. — No 7 (86). — C. 125—127.
14. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. — М.: СФЕРА, 2014. — 512 с.
15. Падун, М.А., Котельникова, А.В. Модифицированная психотерапия: справочник практического психолога. — М.: Издательство «Свято-Троицкая лавра», 2012. — 400 с.
16. Психология самоповреждающего поведения: хрестоматия/Сост. К.В.Сельченок. — Минск: ТетраСистемс, 2011. — 224 с.
17. Ребекко Д., Райт Ф., Малах-Пайнз Д. Характерологическая и психодинамическая модель несуицидального самоповреждающего поведения // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Дэвида Дж. Коуэна, А.М. Бук. М.: Когито-Центр, 2019. – C. 77-103.
18. Руженков, В.А., Руженкова, В.В., Боева, А.В. Клиническая суицидология. — М.: МЕДпресс.информ, 2016. — 264 с.
19. Самыкина Н. Ю., Баженова В. Г. Поведенческие расстройства в детском возрасте: клиника, систематика, подходы к диагностике и коррекции. − Орел: АПЛИТ, 2015. − 340 с.
20. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.А., Видерман Н.С. Профилактика наркомании и алкоголизма. — М.: Издательство «Академия», 2013. — 272 с.
21. Смирнова, Е.А. Изменение образа тела на разных этапах онтогенеза человека//Ананьевские чтения – 97: Тезисы научно-практической конференции. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017.
22. Старшенбаум, Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. — М.: Когито-Центр, 2018. — 376 с.
23. Ушакова, Е. С. Психологические особенности образа тела у подростков и старших школьников: Автореф. дисс. к.пс.н. ‒ М., 2012. ‒ 24 с.
24. Хомская Е. Д. Нейропсихология 4-е изд. — СПб.: Питер, 2013. — 496 с.
25. Цивилько М.А. Психология суицидального поведения: Учебно-методическое пособие. Ижевск: ERGO, 2006. 154 с.
26. Чуркин, А.А., Марута, Н.А. Клиническая суицидология: монография. — М.: Когито-Центр, 2018. — 800 с.
27. Шнейдер, Л. Б. Основы консультативной психологии. — М.: Академический проект, 2015. — 800 с.
28. Шустов, Д. И. Роль аутоагрессии в формировании суицидального поведения // Психологическое консультирование: современные проблемы и направления. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Краснодар, 2010. — С. 56-60.
29. Щелкова О. Ю. Клинико-психологический анализ расстройств личности. — М.: Медицина, 2014. — 464 с.
30. Bruch Hilde. The Golden Cage: The Enigma of Anorexia Nervosa. 2001. 216 p.
31. Cash Thomas F. Body Image: A Handbook of Theory, Research, & Clinical Practice. 2002. 530 p.
32. Cash Thomas F., Smolak Linda. Body Image: A Handbook of Science, Practice, and Prevention. 2011. 490 p.
33. Fairburn Christopher G. Cognitive Behavior Therapy and Eating Disorders. 2008. 324 p.
34. Grabe Shelly, Hyde Janet Shibley, Ward L. Monique. The Role of the Media in Body Image Concerns Among Women: A Meta-Analysis of Experimental and Correlational Studies. 2008. 141 p.
35. Grogan Sarah. Body Image: Understanding Body Dissatisfaction in Men, Women, and Children. 2008. 304 p.
36. Neumark-Sztainer Dianne. Preventing Obesity and Eating Disorders in Adolescents. 2016. 276 p.
37. Orbach Susie. Bodies: Big Ideas/Small Books. 2009. 192 p.
38. Stice Eric. Risk and Maintenance Factors for Eating Pathology: A Meta-Analytic Review. 2002. 77 p.
39. Thompson J. Kevin. The (Mis)measurement of Body Image: Ten Strategies to Improve Assessment for Applied and Research Purposes. 2001. 48 p.