Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность курсовой работы заключается в том, что предприятия сталкиваются с проблемами, типичными для данного периода времени, но интервал между ними можно разделить на циклы, называемые жизненными циклами организаций.
Организационный жизненный цикл - это серия этапов, через которые проходит бизнес от самого начала до окончательного закрытия. Это предсказуемая и стабильная модель. Зная о жизненном цикле организации, человек может принять меры для решения проблемы сокращения бизнеса до того, как это произойдет. Неспособность адаптироваться к изменениям в бизнесе или экономическом климате может привести к возможной потере бизнеса, поскольку он теряет свою актуальность и эффективность.
Некоторые компании улучшают свои позиции на рынке, растут быстрее других на рынке и выполняют свою работу более эффективно. Менеджер должен знать, на какой стадии развития находится жизненный цикл компании, в которой он работает. Культура при рождении компании или цивилизации принадлежит к одному типу, и это полностью отличается от культуры в зрелости или в упадке.
Поведение лидеров, их взаимоотношения, навыки и намерения различны в каждом возрасте. Понятно, что компания при рождении не богата финансовыми активами. Но она может быть богата инновациями или духовными качествами сотрудников за преданность достойной цели компании. На стадии зрелости компания все больше и больше фокусируется на оптимизации процессов и увеличении своего социального капитала, как по отношению к бренду, так и во внутренних отношениях.
Не только зарубежные исследователи такие как: К. Боулдинга, Л. Е. Грейнер, И. Эйдис, Д. Миллер, П. Г. Фризен, С. Г. Хэнкс, Р. В. Джонсон, Б. Хайнс, Р. Гринвуд, Дж . Робертс, К. Д. Ватсон, Э. Янсен, Г. Н. Чандлер, Д.К. Галбрейт, Д.Л. Лестер, Д.А.Парнелл, А.Карагер рассматривали проблематику управления организацией в зависимости от стадии жизненного цикла, но также отечественные авторы, такие как В. Винокуров, А.Кондратьев, И.Шумпетер, И.Адизес, Л.Грейнер, С.Хофер, Р.Чаран, Р Бухеле, Е. Яковенко, Н. Махров, М. База, Ю. Масленчеков, Н. Масленникова, С. Поварицина, И. Ивашковский, С. Филонович, Г. Широкова и другие.
Проблема практического применения модели жизненного цикла организации заключается в определении стадии развития для конкретной организации в конкретный момент времени.
Целью работы является рассмотрение жизненного цикла ООО «ДжэСМ».
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты жизненного цикла организации;
- провести анализ и современные тенденции жизненного цикла организации;
- сформулировать направления повышения эффективности деятельности организации .
Объектом исследования является ООО «ДжэСМ».
Предметом работы является жизненный цикл ООО «ДжэСМ» на современном этапе развития.
Теоретической и методологической основой данной работы являются положения современных теорий управления и организационного развития, труды зарубежных и отечественных исследователей, посвященные развитию предприятий на основе модели жизненного цикла; учебно-методическая литература; периодические издания.
Методами исследования выступили теоретические, эмпирические и математически-статистические методы. Информационная база исследования состоит из теоретических и практических аспектов финансового анализа предприятий на базе информации финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Теоретические аспекты жизненного цикла организации
1.1 Понятие и модели жизненного цикла организации
В системе экономических взаимоотношений функционирует множество организаций, причем одни имеют достаточно длительную историю своего существования, в которой чередуются взлеты и падения, другие – достаточно быстро прекращают свою деятельность.
Независимо от продолжительности периода активной деятельности, каждая из них проходит стадии замысла (рождения), развития, достижения определенного результата и спада бизнеса, который приводит либо к очередному витку развития, либо ее ликвидации (смерти). То есть не каждая организация достигает успеха, именно его отсутствие и является причиной ликвидации многих коммерческих организаций, а, следовательно, и влияет на длительность истории их существования.
Значит, на стадии развития существуют некие характеристики, а также определенная совокупность внешних и внутренних факторов, практическое проявление которых приводит компанию к успеху. Вместе с тем, каждая организация развивается по индивидуальному сценарию, который может значительно отличаться от других своими специфическими проявлениями и длительностью каждого этапа развития организации.
Следовательно, важным отличием функционирования организации является время. Периоды жизни организации разные, потому что существуют те, которые действуют на рынке более ста лет и те, которые исчезают достаточно быстро.
Существует много моделей жизненного цикла организации. Все модели предполагают, что изменения в организации следуют предсказуемой схеме, которая может быть представлена в виде серии этапов развития. Эти этапы, описанные разными авторами, имеют различные интерпретации, но можно выделить и несколько общих черт: этапы сменяются по порядку; имеют последовательный характер; они влияют на многие виды деятельности и структуры в организации. То есть мы видим, что все явления или процессы, протекающие в организации, характеризуются определенными этапами развития, которые образуют замкнутый круг за определенный период.
Жизненный цикл организации, на наш взгляд, понимается как естественная последовательность этапов, которые проходит большинство организаций во время их роста и созревания.
Таким образом, периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. Сегодня в научной литературе мы можем встретить описание большого количества характеристик моделей жизненного цикла организации, предложенных различными авторами в разные временные периоды. Они разнятся по числу периодов развития организаций, составу и содержанию переменных, отображающих особенности построения и функционирования организаций на этих стадиях [7, с. 28].
Большинство из них употребляют понятие «жизненный цикл организации», однако в литературе встречается термин «жизненный цикл предприятия», где, на наш взгляд, эти понятия тождественны по содержанию.
Так, например, А.Б. Намазов считает, что развитие каждой организации имеет циклический характер, то есть проходит через определенные стадии жизненного цикла, которые определяют особенности производственно-хозяйственной, инвестиционной, финансовой и других видов деятельности [13, с. 323].
В исследованиях М.В Меринова используется понятие «жизненный цикл организации», что рассматривается как совокупность пяти фаз развития (эволюции), которые заканчиваются революционным кризисом [12, с. 124].
Представляет интерес и мнение А.А. Белобровской, который высказывается следующим образом: «управление функционированием организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, означающего как процессуальность развития, так и его стадийность» [3, с. 62].
По мнению Н.С. Иващенко: «Эволюция внутренней среды предприятия рассматривается как его жизненный цикл, включающий последовательность определенных этапов развития от возникновения до ликвидации.
Главной причиной смены этапов этого цикла является изменение масштабов деятельности предприятия, которая приводит к росту неопределенности условий работы, накоплению внутриорганизационных проблем и до появления структурных конфликтов». Поэтому автор считает, что изменения этапов жизненного цикла предприятия целесообразно рассматривать в тесной связи с эволюцией организационного развития [8, с. 33].
В.Н. Пастухова рассматривает жизненный цикл предприятия как определенные закономерности в развитии любого предприятия, которые могут отличаться скоростью течения и амплитудой уровня развития [14, с. 85].
Удачным, на наш взгляд, является понимание процесса развития предприятия как результата суперкомпозиции длинных циклов, основой которых является инвестиционная деятельность и короткие операционные циклы.
Признано, что оптимальная согласованность совместного прохождения циклов разного характера и их сбалансированное включение в единый процесс определяют возможности поддержки динамического равновесия микроэкономической системы и обеспечение ее устойчивого экономического развития.
Е.В. Куцко анализирует функционирование большой производственно-финансовой системы в любой из возможных организационных форм, что реализуется в течение жизненного цикла. При этом жизненный цикл рассматривается как совокупность этапов функционирования системы, которые последовательно сменяют друг друга, с учетом того, что каждому из них присущи определенные характеристики, обусловленные целями и состоянием деятельности организации, в рамках большой производственно-финансовой системы [10, с. 117].
Следовательно, жизненный цикл организации характеризуется присущими ему внутренними типичными особенностями.
В целом, подобными особенностями являются: размер и возраст организации; задачи и проблемы, с которыми она сталкивается в период своего развития и функционирования; тип организационной структуры; уровни иерархии и делегирования; показатели финансово-экономической деятельности; качественные характеристики сферы деятельности.
Причем переход на каждый последующий этап жизненного цикла организации связан с некими действиями, которые можно сравнить с преодолением не значительного кризиса, ведущего к изменениям, то есть без решения основных проблем одной фазы, нельзя перейти к следующей.
Рассмотрим модели жизненного цикла организации на рис. 1.1.
Показать больше