Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В работе рассматривается принятый в 2018 году план «Цифровая экономика России» и анализируется его реализация. Спустя пять лет после реализации плана в общественной жизни мы видим, какие из заявленных целей были достигнуты, а какие постепенно ушли из поля зрения.
Актуальность данной работы обусловлена особенностями перехода России в эпоху цифровой среды, указывая на тенденции, которые преобладают в цифровой экономике и принимаются государственными органами, частными компаниями и гражданами России. Необходимо изучить федеральные проекты, включенные в национальный проект «Цифровая экономика», выявить основные проекты и представить их основные цели, актуальность и социальную потребность.
Цель данной работы изучить национальную программу цифровой экономики РФ в разрезе государственных закупок.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Изучить цели задачи национальной программы цифровой экономики России;
Определить меры поддержки цифровой экономики в рамках государственных закупок;
Провести анализ плана развития национальной программы до 2030
Выявить рекомендации при использовании национальной программы
Объектом исследования выступает национальная программа «Цифровизация Российской экономики»
Предмет исследования особенности функционирования программы «Цифровизация Российской экономики» в рамках государственных закупок.
В качестве теоретической основы данного исследования были использованы работы следующих авторов: Савченка П. В., Богосовой И. А., Жильцовой Е. Н. и др.
Методологической основой для написания работы стали труды отечественных специалистов в данной области, материалы из научных журналов, интернет.
Структурно, данная работа включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
1.1. Цели и задачи программы
В современном обществе информация стала ключевым ресурсом, определяющим не только его развитие, но и влияние на научно-технический прогресс и социальную сферу. Массовое сознание подвергается воздействию различных областей, таких как цифровые технологии, которые радикально изменяют экономику, социальные отношения и образ жизни людей.
В сегодняшнем мире цифровая информация становится ключевым фактором новой экономики. На январь 2023 года приходится уже 5,16 миллиарда интернет-пользователей, что составляет 64,4% от общего населения планеты. Она требует обработки с использованием новых технологий, усиливая значение информации в управлении ресурсами [7, с.140].
В 2018 году в Российской Федерации был утвержден национальный план "Цифровая экономика Российской Федерации", направленный на развитие финансовых технологий и цифровизацию финансовых рынков. Программа включает в себя несколько ключевых направлений:
1. Развитие цифровой экономической инфраструктуры, включая высокоскоростные сети связи и цифровые платформы для предоставления услуг.
2. Развитие цифровых технологий в образовании, здравоохранении, государственном управлении и других областях жизни.
3. Поддержка инновационных проектов и стартапов в сфере цифровых технологий.
4. Создание благоприятной инвестиционной среды для развития цифровой экономики.
5. Развитие кадрового потенциала в области цифровых технологий, включая экспертную подготовку и переподготовку существующего персонала.
Срок реализации плана – с 10 января 2018 года по 31 декабря 2030 года. Куратором национального проекта является М.А. Акимов (заместитель Председателя Правительства Российской Федерации), а руководителем - М.И. Шалаев (Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации). В связи с нестабильной глобальной ситуацией развитие проекта осложнено не только прекращением поставок необходимых технологий, но и ограничением доступа к информации и опыту со стороны развитых стран.
Одним из ключевых стратегических направлений развития Российской Федерации является переход к цифровой экономике. Этот переход предполагает активное использование информационных технологий для оптимизации экономических процессов, повышения уровня жизни населения и создания новых перспектив для бизнеса [9, с.156].
Цифровая трансформация сделает Россию более конкурентоспособной на глобальных рынках, способствуя ускоренному экономическому росту и формированию новых рабочих мест. Однако для успешной реализации этой стратегии необходимо решить ряд актуальных проблем. Выявлены такие препятствия, как нехватка высококвалифицированных кадров (39% экспертов отметили это как главное препятствие в цифровой трансформации), недостаточная инфраструктура (47% респондентов поддержали этот вариант), а также недостаточно развитая инвестиционная среда (более половины экспертов и исследователей выделили недостаток ресурсов и недопонимание процесса как основные проблемы цифровой трансформации) [11, с.140].
В соответствии с национальным планом "Цифровая экономика Российской Федерации", предполагается создание трехуровневой цифровой экономической системы, включающей рынки и отрасли экономики, платформы и технологии, создающие возможности для развития экономической деятельности и обеспечивающие условия для первых двух уровней, а также нормативно-правовой базы. Ключевую роль в этой структуре играют рынки и технологии [12, с.75].
Особое внимание следует уделить цифровой экономической платформе, реализация которой открывает прямое взаимодействие между хозяйствующими субъектами, будь то частные лица или юридические лица. Эта платформа обеспечивает ряд положительных эффектов, таких как снижение затрат в производственных процессах (практика показывает снижение от 10 до 40%) и предоставление услуг, устраняющих барьеры в коммуникации между клиентами и производителями (что приводит к увеличению себестоимости продукции). Прогнозирование покупок или отказов с точностью до 85% позволяет предлагать индивидуальные товары, а широкий спектр услуг существенно влияет на лояльность клиентов.
Для успешного перехода к цифровой экономике необходимо акцентировать внимание на социальных аспектах, чтобы избежать увеличения неравенства между технологически развитыми и менее развитыми регионами и социальными группами. Это включает в себя обеспечение доступа к Интернету для всех слоев населения, в том числе малообеспеченных групп и людей с ограниченными возможностями (к 2023 году 78% россиян уже зарегистрированы в социальных сетях [3]) и обеспечение доступа к цифровым технологиям [4, с.73].
Переход к цифровой экономике представляет собой важный этап в модернизации российской экономики и увеличении ее эффективности. Однако для успешной реализации этого процесса требуется учет разнообразных аспектов и проблем, связанных с ним, и внедрение соответствующих мер для их решения.
План трансформации России в цифровую экономику определяет следующие цели, которые мы разделяем на три задачи [14, с.77]:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «Кон- сультантПлюс».
2. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «КонсультантПлюс».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «КонсультантПлюс».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «КонсультантПлюс».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р (об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «Кон- сультантПлюс».
6. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года».- Режим доступа: Правовая система «КонсультантПлюс».
7. Протокол о порядке регулирования закупок (Приложение № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года). - Режим доступа: Правовая система «КонсультантПлюс».
8. The Global Risks Report 2021 16th Edition. World Economic Forum. Reports // URL://https://www.wefo- rum.org/reports/the-global-risks-report-2021.
9. Van Caenegem B., Skordas T. Community rese-arch activities in secure and trustworthy ICT infrastruc-tures / Telecommunication Systems. 2007. Vol. 35 // URL://https://doi.org/10.1007/s11235-007-9043-3.
10. Акимов Н.А., Ященко В.В. Модели стимулирования специалистов, осуществляющих государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд города Москвы // Вестник Университета Правительства Москвы. - 2020. - № 1;
11. Актуальные киберугрозы: итоги 2022 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-2022/
12. Батайкин П.А., Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р. Сегодня и завтра российской экономики: вызовы 2022 года, новые реалии и неопределенности развития // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2022. - № 2 (58). - С. 101-112.
13. В российских вузах резко сократится количество бюджетных мест [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/316274-v-rossiyskih-vuzah-rezko-sokratitsya-kolichestvo- byudzhetnyh-mest/&tab=comments
14. Дёгтев Г.В. Информационные ресурсы как основа формирования эффективной контрактной системы в сфере закупок города Москвы // Вестник Университета Правительства Москвы. - 2018. - № 1.
15. Дёгтев Г.В., Гладилина И.П., Ященко В.В. Действия специалиста в сфере закупок товаров, работ и услуг при возникновении проблемных ситуаций // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 5.
16. Ларионова Н.И., Юрьева О.В., Бурганова Л.А. Рынок труда в условиях цифровой трансформации экономики // Вестник экономики, права и социологии. - 2022. - № 4. - С. 90-97.
17. Любавина Т.В., Мустафина Г.Г., Любавин А.Ю., Чугунова А.А. Цифровая экономика: проблемы и перспективы // Вестник экономики, права и социологии. - 2022. - № 4. - С. 143-146.
18. Научно-исследовательский проект «Влияние социальных сетей на развитие личности» // Наука и образование on-line. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://eee-science.ru/item-work/2020- 2114/?ysdid=lhdfpgho2f2156n390 (дата обращения: 07.05.2023).
19. Национальная программа «Цифровая экономика РФ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/
20. Попов Е., Семячков К. Анализ трендов развития цифровой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2017.№ 10.
21. Протокол между государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования госу-дарственных закупок (Бишкек, 7 июня 2016 года). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Правовая система «Кон- сультантПлюс».
22. Стырин Е. М., Дмитриева Н. Е. государственные цифровые платформы: ключевые особенности и основные сценарии развития: мат. доклада к XXII Апрельской междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2021.
23. Стырин Е. М., Родионова Ю. Д. Единая инфор-мационная система в сфере закупок как государст-венная цифровая платформа: современное состояние и перспективы // Вопросы государственного и муни-ципального управления. 2020. № 3. С. 49-66.
24. Хазиахметова Г.А., Хабутдинова А.Р. На пути к цифровой трансформации сельского хозяйства // Вестник экономики, права и социологии. 2022. - № 3 -С. 223-226.
25. Шлычков В.В. Пандемия COVID-19 как источник новых вызовов и катализатор трендов российской экономики // Вестник экономики, права и социологии. - 2021. - № 1. - С. 39-43.