Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Самым важным средством воспитания и развития детей является дидактическая игра. Дидактическая игра имеет большое образовательное значение. Если сочетать обучение с игрой, ребенку будет легче освоить и запомнить изученный материал. Игры с раннего возраста способствуют развитию умственных способностей, воображения, памяти и внимания. Дети, особенно дошкольники, всегда очень наблюдательны. В повседневной жизни они копируют манеру поведения своих близких, их настроение и привычки. Именно через игры ребенок воспринимает жизнь взрослого.
Самое главное в игровом воспитании-заинтересовать ребенка, привлечь к игре. Дошкольник практически всему учится через восприятие, поэтому он должен заботиться о положительных эмоциях ребенка во время игры.
Для детей игра - это способ исследовать, учиться и ориентироваться в реальном мире, не нужно лишать ребенка такого удовольствия, а наоборот, лучше чаще играть и развиваться, для каждого ребенка это способность осознавать себя и своих детей. его окружение.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитием его лучших качеств, формированием разносторонней и цельной личности.
Большая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре-важнейшему виду детской деятельности. Это эффективное средство формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность влиять на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это большое светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается животворящий поток идей, представлений об окружающем мире. Игра - это искра, которая зажигает свет любопытства и любознательности".
Дидактические игры - одно из средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит большие возможности в учебно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста. Его можно успешно использовать как форму обучения, как самостоятельную игровую деятельность и как средство воспитания различных аспектов личности ребенка.
Обучение должно быть познавательным, обогащать ребенка знаниями и формами умственной деятельности, формировать интересы и познавательные способности. Выполнение этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Сегодня это насущный вопрос.
Цель исследования: изучение теоретических и практических основ дидактической игры «Распорядок дня» как средства воспитания дошкольника.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть влияние дидактической игры на воспитание детей дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по организации дидактической игры «Распорядок дня».
4. Разработать конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с применением дидактической игры «Распорядок дня».
Объект исследования – процесс воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – дидактическая игра «Распорядок дня» как средство воспитания дошкольников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы дидактической игры «Распорядок дня» как средства воспитания дошкольников
1.1 Виды и компоненты дидактической игры
Основная характеристика дидактических игр определяется их названием - это развивающие и обучающие игры. Они созданы взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Но для играющих детей воспитательное и обучающее значение дидактической игры не действует открыто, а реализуется через игровое задание, игровые действия, правила.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, которая характеризует игру как форму обучения и игровой деятельности. Выделяют следующие структурные компоненты дидактической игры: учебное (дидактическое) задание; игровые действия; правила игры; результат.
Дидактическая задача - это основной элемент дидактической игры, который определяется целью обучения и воспитательным влиянием. Он формируется учителем и демонстрирует его учебную деятельность. Например, в серии дидактических игр в соответствии с заданиями программы закрепляется умение составлять слова из букв, отрабатываются навыки счета. Для детей учебное задание сформулировано как игра. Игровое задание выполняют дети. Он определяет игровые действия, стимулирует желание их выполнять. Игровая деятельность - это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей будет сама игра и тем успешнее будут выполняться познавательные и игровые задания. В разных играх игровые действия различаются по своей направленности и по отношению к игрокам. Это, например, ролевые действия, загадки, пространственные преобразования. Они связаны с игровым дизайном и исходят из него. Игровые действия - это средства реализации игрового намерения, но они также включают действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому воспитатель всегда должен следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект напрямую зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если воспитатель, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, его воспитательная и обучающая ценность исчезает.
Правила игры предусматривают реализацию содержания игры. Его содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми заданиями и игровыми действиями. В дидактической игре даны правила. С помощью правил педагог контролирует игру, процессы познавательной деятельности и поведение детей. Правила делают игру демократической: им подчиняются все участники игры.
Существует тесная взаимосвязь между учебной задачей, игровыми действиями и правилами. Учебная задача определяет игровые действия, а правила помогают выполнять игровые действия и решать задачу.
Результат подводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше всего выполнили игровое задание; определение команды-победителя. В то же время необходимо отмечать достижения каждого ребенка, подчеркивать успехи отстающих детей. Во время игр необходимо поддерживать все элементы конструкции. Потому что именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Как отметил А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к играм, которые представляют собой форму перехода к неигровым занятиям, к которым они готовятся. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые составляют основу обучения. Дидактические игры характеризуются наличием задачи воспитательного характера - образовательного задания. Им руководят взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но они облекают ее в развлекательную форму для детей. Мы приводим примеры заданий: научить детей правильно различать и называть цвета ("салют", "цветные коврики") или геометрические фигуры ("лед"), прояснить представления о посуде ("Катя Куклу ест") или одежде ("Катя Куклу подарит прогулка"), тренировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве ("что изменилось"), развивать зрение и координацию мелких движений ("Поймай рыбку"). Учебная задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.
Ребенка привлекает к игре не учебная
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Арапова - Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. -М.: Мозаика – Синтез, 2006.
2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателей детского сада 2- ое издание. М.: «Просвещение», 2001
3.Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности». Система работы в средней группе детского сада. - М.: Мозаика – Синтез, 2009.
4.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 2001.
5.Дымина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико – ориентированная монография. –М.: Педагогическое общество России, 2007.
6.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
7.Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999
8.Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий, - М.: Мозаика – Синтез, 2006.
9.Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
10.Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
11.Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 2007.
12.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 2012.
13.Степанкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. –М.: Мозаика – Синтез, 2005.
14.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании, обучении дошкольников. Минск, 2006.
15.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер и др., Составитель Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко. – М: Просвещение, 2009.
16.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет /Л.А. Венгер и др., под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвеще