Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальный и научно-технический прогресс требует дальнейшего совершенствования образова-тельного процесса на всех уровнях государственного образования.
Современное образование отражает общие внутренние цели, прису-щие образовательным системам - содействие человеческому развитию, культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Об-разовательный процесс предусматривает расширение и усложнение инди-видуальных ресурсов для развития личности ребенка культурными сред-ствами. Необходимо, чтобы каждый ребенок в детстве приобрел достаточ-ный личностный социокультурный опыт, который послужит основой для его полноценного развития и готовности к школе.
Одним из этапов развития ребенка является дошкольное детство. Дошкольное детство - это уникальный возрастной период со своей логикой воображения и спецификой развития; это особый культурный мир со сво-ими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, по-ступками. Именно в этот период у ребенка активно развивается мышление, в том числе посредством игровой деятельности. Понимание детства озна-чает поиск наиболее важных механизмов и факторов, влияющих на разви-тие ребенка.
Как мы понимаем мир дошкольного детства? Как мы осознаем его влияние на развитие ребенка? Особенно через детские игры. Не случайно игру называют спутницей детства. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей характеру ребенка, активности дошкольника и естественному выражению его активности.
Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие при-тязаний и достижений ребенка в игре позволяют нам многое понять о его личностном становлении и культурном развитии. На эту особенность игры обратили внимание известные психологи и педагоги. Слова К.Д. Ушинско-го о необходимости пристального взгляда на детские игры стали класси-кой, потому что все, что ребенок переживает в игре, не проходит бесслед-но, а, связывая различные ассоциации, находит прямое отражение в его личном опыте, в общении с людьми и в отношении к миру. Для повышения эффективности использования игровой деятельности как средства развития мышления ребенка необходимо использовать различные вспомогательные средства, в том числе триноминальный куб.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизиро-вать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия использования игр с триноминальным кубом как средством развития детского мышления.
Объектом исследования является процесс игры с триноминальным кубом как средство развития детского мышления.
Предметом исследования являются основы и принципы использо-вания игр с триноминальным кубом как средством развития детского мышления.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление эффективных условий для использования игровых практик с триноминальным кубом как средством развития детского мышления.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей;
- изучить использование игровых методов и приемов в ДОО;
- детально проанализировать педагогическую систему Монтессори, применяющую в качестве пособия триноминальный куб;
- проанализировать описание и методические рекомендации по ис-пользованию многофункционального развивающего пособия «Триноми-нальный куб».
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА
РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1 Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей
Важность игры в воспитании ребенка учитывается во многих педаго-гических системах прошлого и настоящего. Большинство учителей счита-ют игру серьезным и необходимым занятием для ребенка. В истории зару-бежной и российской педагогической науки было два направления, в кото-рых игра использовалась для воспитания детей: для всестороннего гармо-ничного развития и в узких дидактических целях.
Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я. Л. Коломенский. Он считал игру необходимой формой деятель-ности ребенка, соответствующей его характеру и склонностям: игра - это серьезная умственная деятельность, в ходе которой развиваются все воз-можные способности ребенка; игра расширяет и обогащает окружающий мир, развивается речь; в случае совместных игр - это серьезная умственная деятельность, в ходе которой развиваются все возможные способности ре-бенка; игра расширяет и обогащает окружающий мир, развивается речь; в случае совместных игр - это ребенок становится ближе к своему сверстни-ку [12].
Дидактическое направление использования игры получило развитие в 18 веке. Учителя-филантропы (И.С. Базедов, Х.Г. Зальцман и др.) стара-лись сделать занятия детей увлекательными, соответствующими их воз-растным особенностям, а филантропы использовали различные игры. С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педаго-гике Ф. Фребелем, который писал, что процесс игры - это выявление и проявление того, что изначально было заложено в человеке божеством.
Играя, ребенок, по мнению Ф. Фребеля, придает игре большое вос-питательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление и воображение; игра - это активное занятие для дошколь-ников. Вот почему Ф. Фребель считал игру важнейшим средством обуче-ния детей в детском саду". Дидактическая направленность использования игры характерна и для современной английской педагогики.
В детских учреждениях под руководством М. Монтессори дидакти-ческие игры и упражнения с использованием различного материала по-прежнему занимают центральное место, а самостоятельным творческим играм детей не придается никакого значения. Работы К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и других содержат важные идеи о роли иг-ры в воспитании ребенка. К.Д. Ушинский указывал на зависимость содер-жания детских игр от социальной среды. Он утверждал, что игры не про-ходят бесследно для ребенка: они могут определять характер и поведение человека в обществе.
Таким образом, ребенку, привыкшему командовать или подчиняться в игре, нелегко отучиться от этого направления в реальной жизни. К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, поскольку именно они сформировали первые социальные отношения. Он ценил само-стоятельность детей в игре, видел в ней основу глубокого влияния игры на ребенка, но считал необходимым руководить играми детей и нравственно воспитывать впечатления детей.
Большой интерес представляют взгляды Е.И. Удальцовой на игру. Она рассматривает игру как форму организации педагогического процесса в детском саду и в то же время как одно из важнейших средств воспита-тельного воздействия на ребенка. В детском саду под руководством Е.И. Удальцовой существовали и использовались два типа игр: бесплатные иг-ры, стимулируемые окружающей средой, и игры, организованные воспи-тателем, игры с правилами [15].
Особая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли диа-лектической игры. Она справедливо полагала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь и внимание. Она определила особую роль педагога в ди-дактической игре: он знакомит детей с игрой, знакомит с содержанием и правилами игры. Е.И. Тихеева разработала множество дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.
В каждом методе есть игры, которые веками создавались взрослыми для детей, а некоторые - самими детьми. Русские народные игры впервые были собраны и обработаны Е.А. Покровским. Богатство содержания, разнообразие форм, простота, занимательность, юмор - вот их отличи-тельные черты. Поэтому игра в воспитании детей используется в двух направлениях: для всестороннего гармоничного развития и в узко дидак-тических целях. Игра - необходимая форма познавательной деятельности. Игра - это серьезная умственная деятельность, в ходе которой развиваются все виды способностей ребенка, расширяется и обогащается область пред-ставлений об окружающем мире, развивается речь.
Дидактическая игра позволяет развить у ребенка самые разные спо-собности, его мышление, восприятие, речь и внимание. В настоящее время учителями создается множество игр с заранее разработанным содержани-ем и правилами. Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле этого слова и игры-занятия, игры-упражнения. Дидактическая игра характеризуется наличием плана игры или игрового задания. Важным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил га-рантирует, что игровой контент будет реализован. Наличие правил помо-гает осуществлять игровую деятельность и решать игровую задачу. Таким образом, ребенок непреднамеренно учится в игре. В дидактической игре формируется умение придерживаться правил, ведь от точности соблюде-ния правил зависит успех игры.
В результате игры оказывают влияние на формирование свободного поведения, организованности. По характеру используемого материала ди-дактические игры условно подразделяются на игры с предметами, настольные и печатные игры и игры в слова. Предметные игры - это игры с использованием народной дидактической игрушки, мозаики из нату-ральных материалов. Основными игровыми действиями с ними являются: разложить, разложить, вырезать, собрать целое из частей и т. д. Эти игры развивают цвета, ценности, формы. Настольные печатные игры ориенти-рованы на уточнение представлений об окружающей среде, продвижение знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. д.). Настольные печатные игры делятся на несколько типов: парные карты, лото, домино, нарезанные картинки и складные кубики, лабиринтные игры для детей старшего возраста до-школьный возраст, каламбуры [12].
В эту группу входит большое количество
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. 3-е изд., перераб. и доп./А. Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина М.: Изд. «Ось-89», 2001. 272 с.
2. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся./Л. Р. Болотина Начальная школа - 1994 - №11 Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. Пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец./ Л.А. Венгер, В.С. Мухина М.: Просвещение, 1988. 336 с.
3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хресто-матия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Изд. центр «Академия». 2000. 624 с.
4. Волкова С. Н. Задания развивающего характера в новом еди-ном учебнике «Математика»./С.Н. Волкова //Начальная школа. - 1997 - №9 - с. 68
5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший до-школьник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития./ М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Л.М.Орлова М.: Изд. Институт практиче-ской психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.
6. Гаркавцева Т.Ю. Геометрический материал в 1 классе как сред-ство развития пространственного мышления учащихся.// Журнал «Начальная школа». 2006 г. № 10.
7. Голубева Н.Д., Щеглова Т.М. Формирование геометрических представлений у первоклассников./ Н.Д.Голубева, Т.М.Щеглова - //Начальная школа. - 1996. - №3.
8. Гусев В.А., Орлов В.В., Панчищина В.А. и др. Методика обу-чения геометрии: Учебное пособие для студентов Высших. Педагогических Учебных Заведений; под ред. Гусева В.А. - М.: издательский центр "Ака-демия".
9. Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к обу-чению в школе.//Диагностическая и коррекционная работа школьного пси-холога./ Н.И. Гуткина М.: 1987. с. 19-38.
10. Долбилин Н.П., Шарыгин И.Ф. О курсе наглядной геометрии в младших классах.// Журнал «Математика в школе». 1990 г. № 6.
11. Журова Л.Е. и др. Педагогическая диагностика готовности де-тей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей./Л.Е.Журова и др.- //Начальная школа. 1999. - №8, с. 5-11.
12. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах./Н.Б.Истомина - //М.: Академия, 2001г.. Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникнове-ния./Ю.М.Колягин, О.В.Тарасова. //Начальная школа. - №4 - 2000г.
13. Коннова В. А. Задания творческого характера на уроках мате-матики./ В.А. Коннова. //Начальная школа. 1995 - №12 - с. 55.
14. Курс общей, возрастной и педагогической психологии: /под. Ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1982.
15. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды./Н.А. Менчинская - М.: Просвещение, 1985.
16. Методика начального обучения математике. /Под общ. ред. А.А.Столяра, В.Л.Дроздова - Минск: Высш. школа, 1988.
17. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошколь-ников». М., «Просвещение», 1990 г.
18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд./Р.С.Немов М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 608 с.
19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд./Р.С.Немов М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 688 с.
20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, пробле-мы./Л.Ф.Обухова //М.: Тривола, 1996. 360 с.
21. Пичугин С.С. Организация творческой работы с геометриче-ским материалом. //Журнал «Начальная школа». № 4, 2007.
22. Подходова Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников. // Журнал "Начальная школа". № 1, 1999.
23. Савинова Р.В., Белолюбская А.А. Логические игры и упражне-ния для развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Метод. Пособие. /Р.В.Савинова, А.А.Белолюбская Я., Изд-во Департамента НиС-ПО МО РС (Я), 2002. 38 с.
24. Стойлова Л. П. Математика. Учебное пособие./Л. П.Стойлова - М.: Академия, 1998.
25. Тихоненко А.В., Трофименко Ю.В. О развитии ключевых ком-петенций младших школьников при выборе рациональных способов ре-шения геометрических задач.// Журнал «Начальная школа» 2007 г. № 3.
26. Чепок В.И. Подготовка студентов к формированию у школьни-ков пространственного мышления. Метдические рекомендации./В.И.Чепок - Киев., 1988.
27. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования позна-вательных интересов учащихся./Г.И. Щукина - М.: Педагогика, 1988.
28. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников./И.С. Якиманская М. 1980.