Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня как никогда в образовании раскрываются роли и функции каждого субъекта образовательного процесса. В первую очередь, решающую роль в воспитании и обучении обучающихся лежат на «плечах» учителей и родителей. Поэтому для достижения результатов необходима тесная работа двух этих сторон.
Взаимодействие учителя и родителей обучающихся прописано в Законе «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО).
В ФГОС ООО определено, что родители обучающихся имеют законное право участвовать в планировании программы работы образовательного учреждения (ОУ), по желанию изложить свои пожелания и требования в части изменения содержания и работы ОУ [14].
Основная миссия ОУ заключается в активизации и взаимовыручке в обучении и воспитании школьников с родителями обучающихся.
Направлениями взаимодействия школы с родителями обучающимися являются:
1) консультации и тренинги по психолого-педагогическим проблемам (лекции, семинары, индивидуальные консультации, мастер-классы);
2) привлечение родителей к образовательному процессу (встречи, совместная творческая деятельность);
3) вовлечение родителей в управление школой (школьный совет, родительские комитеты) [1].
Успех реализации задач, поставленных перед школой, во многом зависит от характера взаимоотношений педагога и родителей. Основой таких отношений должны быть взаимные доверительные контакты. Основная роль в их создании принадлежит учителю. Учитель должен иметь большое чувство ответственности за воспитание и образование детей перед родителями, - учитель должен быть другом каждой семьи, всегда помнить о слабости родительских чувств и не оскорблять грубой оценкой недостатки учения.
В процессе работы с семьями обучающихся учителю необходимо учитывать психологические, культурные, этнические особенности каждой семьи, выстраивать индивидуальную схему работы с каждым ребёнком и его семьёй.
Необходимо отметить важность и обязательного взаимодействия школы с родителями обучающимися, так как достижение цели обучения невозможно в одностороннем порядке.
Тем не менее, несмотря на важность форм взаимодействия, наличие в нормативных документах условий контакта, практика показывает, что у педагогов возникают большие проблемы во взаимодействии с родителями [3].
Актуальность темы исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной - необходимостью включения родителей обучающихся в образовательный процесс как субъектом образования;
- педагогической – необходимостью включения психологических, коммуникативных основ при взаимодействии учителями и обучающихся, а также на их основе выбора методов, форм и средств взаимодействия;
- методической – необходимостью поиска эффективным интерактивных методов взаимодействия между родителями обучающихся и учителем.
Цель исследования – описать особенности взаимоотношений учителей и родителей обучающихся подросткового возраста.
Объектом исследования – учителя и родители обучающихся младшего подросткового возраста.
Предметом исследования – особенности взаимоотношений учителей и родителей обучающихся подросткового возраста.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть цели и задачи взаимодействия учителя с родителями обучающихся подросткового возраста;
2. Выявить направления взаимоотношения учителей и родителей обучающихся подросткового возраста
3. Провести исследование и выявить особенности взаимоотношения учителей и родителей обучающихся подросткового возраста.
Методы исследования:
-теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование.
Методики исследования. В процессе работы были использованы следующие методики:
1. Методика «Изучения информационных запросов родителей» (анкета И.А Хоменко)
2. Методика «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» (методика Е.Н Степанов)
3. Анкета для родителей.
База исследования. Экспериментальное исследование проходило на базе … . В ней приняло участие 20 родителей обучающихся 5 класса и 1 классный руководитель.
Практическая значимость результатов данного исследования усматривается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе педагога-психолога, а именно могут позволить выстроить правильный маршрут во взаимодействии с обучающимися и их родителями, считающими, что их ребенка недооценивают, а также помочь классному руководителю осуществить работу по дистанционному взаимодействию с родителями обучающихся.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности взаимоотношения учителей и родителей
Образовательный процесс строится на единстве целей, задач, принципов, условий, метод и форм достижения результатов учебно-воспитательного процесса.
Главными участниками образовательного процесса являются учителя, обучающиеся и их родители. Именно их взаимодействие позволяет обеспечить полноценный образовательный процесс.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет нормы взаимодействия педагогов, образовательных учреждений с родителями обучающихся, права родителей несовершеннолетних обучающихся в сфере образования, в том числе: выбор форм обучения, защита прав и интересов детей, участие в управлении школой, получение объективной информации о развитии образовательной программы ребенка, консультации по образовательным вопросам.
При этом помимо обязанностей учителя взаимодействовать с родителями обучающихся, у последних имеется ряд прав и обязанностей.
Основной обязанностью родителей как субъектов образовательного процесса является осуществить право ребёнка на получение основного общего образования.
При этом в момент поступления ребёнка в школу перед родителями встаёт ряд обязанностей, отражающий их поведение в отношении ОУ. В Законе «Об образовании» отмечается, что родители не должны воспрепятствовать правилам внутреннего распорядка ОУ, требованиям его локальной документации, не препятствовать соблюдению ребенком режима учёбы и выполнять порядок регистрации или прекращения образовательных отношений между законным представителем ребёнка и ОУ [7].
Учителя находятся в постоянном контакте с родителями, понимая, что домашняя среда имеет основополагающее воспитательное значение, образуя неразрывную троицу «ребенок-родитель-учитель» [8, с. 113].
Сегодня педагоги и дидактики говорят о необходимости повсеместного взаимодействия родителей и педагогов. Однако в современной ситуации все больше наблюдается неравенство отношений. В основе этой противоречивости могут лежать особенности личностного взаимодействия и система предубеждений, препятствующих активному участию семьи в педагогическом процессе. Нынешняя ситуация ставит несколько задач:
- между низким уровнем педагогического образования и достаточным знанием педагогического процесса родителями;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход) / И.В. Абакумова. - Ростов - на - Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. - 480 с.
2. Андреева, С.И. Сотрудничество учителей с родителями: учимся вместе / С.И. Андреева, А.А. Фоменко // Современное образование Витебщины, 2017. - № 2 (6). - С. 22-25.
3. Гурьянова, Т.А. Трудности взаимодействия молодых учителей с родителями / Т.А, Гурьяновва // Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 2017. - с. 38-40.
4. Джексон, Н. Классный учитель: как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии: учебное пособие / Н. Джексон. – Москва : Альпина Паблишер, 2016. - 286 с.
5. Демидова, Е.В. Система работы классного руководителя с родителями учащихся. Какова стратегия взаимодействия с родителями? / Е.В, Демидова // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-raboty-klassnogo-rukovoditelya-s-roditelyami-uchaschihsya-kakova-strategiya-vzaimodeystviya-s-roditelyami (дата обращения: 15.11.2023).
6. Евстропова, Е.В. Проблема сотрудничества педагога и родителей в современном образовательном процессе / Е.В. Евстропова // VII Международная студенческая научная конференция, 2015. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: https:// scienceforum.ru/2015/article/2015011636/ (дата обращения 18.11.2023).
7. Закон «Об образовании в РФ» // http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 12.03.2023)
8. Западаева, М. Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект / М.Б. Западаева // Социальная педагогика. - 2014. - № 3. - С.112–119.
9. Ким, Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой / Т.К. Ким. – Москва : Прометей, 2013. - 166 с.
10. Прокопьева, Ю.П. Совместная работа семьи и школы в воспитании ребенка / Ю.П. Прокопьева, Е.Н. Неустроева // Концепт, 2017. - Т 26. - С. 255-256.
11. Самойленко, Е.В. К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями учащихся / Е.В. Самойленко, Е.А. Костынина // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 735-738.
12. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы образования / О. Скоролупова, Н.В. Федина. - 2019. - №8 С. - 127-139.
13. Учкач Санийе Родительское собрание как одна из важных форм работы педагогов с семьями учащихся / Санийе Учкач // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskoe-sobranie-kak-odna-iz-vazhnyh-form-raboty-pedagogov-s-semyami-uchaschihsya (дата обращения: 17.11.2023).
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016. – 45 с.
15. Хадикова, И.М. Принципы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде / И.м. Хадикова // БГЖ. - 2019. - №3 (28). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-vzaimodeystviya-shkoly-i-semi-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-shkolnikov-v-polikulturnoy-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 15.11.2023).
16. Шрыкова, Г. В. «Родительский университет» как форма родительского просвещения и образования / Г.В. Шрыкова // Аллея науки. - 2018. - № 4. - С. 145-153.
17. Черткоева, Д.Н. Роль семьи в воспитание ценностных ориентаций детей / Д.Н. Черткоева, И.М. Хадикова // В сборнике: Педагогическая деятельность как творческий процесс Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.А. Кан-Калика. Чеченский государственный педагогический университет. - 2018. - С. 423-429.