Фрагмент для ознакомления
1
Актуальность
1.3 Личностные и средовые факторы становления мотивации в младшем школьном возрасте
Список источников и литературы
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Сфера мотивации представляет собой центральный компонент личности, обозначенный в рамках различных психологических подходов, таких как деятельностный подход Л.И.Божович, концепция формирования личности, психоанализ, и гуманистическая психология [4]. Мотивация, осуществляя функции побуждения, направления деятельности и смыслообразования по А.Н.Леонтьеву, занимает первое место в структуре поведения [18]. Изучение мотивации является предметом исследования во многих направлениях психологии, включая работы таких авторов, как Л.И.Божович, В.К.Вилюнас, К.Левин, А.Н.Леонтьев, У.Макдауголл, Д.Макклелланд, А.Маслоу, Г.Мюррей, Ж.Нюттен, В.Франкл, Х.Хекхаузен, Б.Спайнэс, У.Хьюитт, Д.Стипек и других.
Особое внимание уделяется вопросу о становлении мотивации в онтогенезе. Начиная с дошкольного возраста, начинает формироваться иерархически организованная мотивационная система, что соответствует концепции А.Н.Леонтьева о появлении механизма соподчинения мотивов, подтвержденной эмпирическим исследованием В.В.Назаренко. Эта система продолжает развиваться и модифицироваться в последующие периоды возраста. Таким образом, актуальной задачей становится изучение возрастных закономерностей развития мотивационной сферы [18].
В современном обществе, где образование играет ключевую роль в формировании успешной личности и социокультурной адаптации, внимание к процессам становления мотивации в младшем школьном возрасте представляется крайне актуальным и важным. Этот период является временем значительных изменений в развитии ребенка, и понимание факторов, влияющих на формирование его мотивации, имеет решающее значение для создания эффективных образовательных стратегий и поддержки личностного развития [13].
Изучение личностных факторов, таких как индивидуальные черты, потребности, и установки, позволяет более глубоко понять, какие мотивы активируются у младших школьников в условиях обучения. Это важно для персонализации образовательных методик и создания поддерживающей среды для разнообразных потребностей учащихся [5].
Средовые факторы, такие как семейная обстановка, социокультурные особенности, и характер взаимодействия с образовательной средой, играют значительную роль в формировании мотивации. Исследование этих факторов помогает лучше понять влияние окружающей среды на внутренние мотивационные механизмы ребенка.
В младшем школьном возрасте происходит активное развитие учебных мотивов, влияющих на отношение к обучению и формирование устойчивой учебной активности. Исследование этого процесса позволяет выявить ключевые моменты, которые способствуют положительным тенденциям в образовательном развитии [17].
Результаты исследования личностных и средовых факторов становления мотивации в младшем школьном возрасте предоставляют основу для разработки и внедрения более эффективных образовательных стратегий. Это направлено на создание условий, которые максимально способствуют развитию мотивации и интереса к учебе.
Таким образом, данное исследование имеет значимость как для академического сообщества, так и для практиков в области образования, и представляет собой важный вклад в понимание процессов формирования мотивации в раннем школьном возрасте.
1.3 Личностные и средовые факторы становления мотивации в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст – период, о котором имеется меньше информации в сравнении с дошкольным детством и отрочеством. Наиболее обширные данные у нас относительно интеллектуального развития младших школьников и его зависимости от методов обучения в начальных классах. В отношении личностного развития, в частности формирования мотивации, доступных сведений меньше [11].
Классические исследования в отечественной психологии, проведенные в середине и конце прошлого века в научной школе Л. И. Божович (Москва) и М. В. Матюхиной (Волгоград), стали основополагающими. Эти исследования демонстрируют разнообразие мотивов, характерных для младших школьников [4].
Мотивация включает три основные группы мотивов: познавательные мотивы, социальные мотивы учения и мотивы достижения [1] Первая группа связана с интересом к содержанию и процессу обучения. Вторую группу представляют широкие социальные мотивы (желание успешно закончить школу, поступить в институт, выполнение обязанностей и др.) и узкоспециализированные мотивы, связанные с отношениями, в которые вовлечен ребенок.
Исследования, проведенные в середине прошлого века под руководством Л. И. Божович и в 70–80-е годы М. В. Матюхиной, выявили учебные мотивы, характерные для младших школьников. Отмечено, что в структуре учебной мотивации младших школьников познавательные мотивы не занимают ведущего места, и что интенсивное развитие учебной мотивации происходит в первые два года обучения в начальных классах, но примерно с 3-го класса наступает перелом в отношении к учению. Исследования, проведенные Н.И. Гуткиной, показали снижение интереса к учению уже начиная со 2-го класса [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2018. - 688 с.
2. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие личности. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2018. – 280 с.
3. Белякова, Е. Г., Строкова, Т. А. Психолого-педагогический мониторинг. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. — 240 с.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2021. — 352 с.
5. Власова, Н. Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2021. – 150 с.
6. Габай, Т. В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2022. - 240 с.
7. Гани, С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2019. - 210 с.
8. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии. М.: Ось-89, 2018. - 144 с.
9. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога. Мн .: Харвет, 2019. - 354 с.
10. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Академия, 2018. — 336 с.
11. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: Психологическое образование, 2018. — 235 с.
12. Дубровина, И. В. Психология. Учебное пособие. VII класс. М.: МПСИ, Модэк, 2018. — 240 с.
13. Есина, Е. В. Педагогическая психология: конспект лекций. М.: Эксмо, 2019. - 160 с.
14. Зимняя, И. А. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. Изд. 2-е. доп. и перераб. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2019. - 480 с.
15. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2019. - 512 с.
16. Корсини, Г., Ауэрбах, А. Психологическая энциклопедия. СПб., 2019. - 954 с.
17. Кулагина, И. Ю., Маркова А.К. Младшие школьники: особенности развития. М., 2018. – 450 с.
18. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2020. – 640 с.
19. Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2020. - 416 с.
20. Мамич, И. Н. Взаимосвязь мотивации достижения успеха и самооценки у младших школьников / И. Н. Мамич, О. В. Бажук // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей / Под общей редакцией Т.М. Сигитова. Том Выпуск 11. – Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2017. – С. 55-56.
21. Рублева, А. С. О мотивации учебной деятельности младших школьников / А. С. Рублева // Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции, Красноярск, 28–29 апреля 2022 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. – С. 75-76.
22. Рыспаева, Ч. К. Экспериментальное исследование динамики развития учебной мотивации младших школьников / Ч. К. Рыспаева // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – № 2-5(46). – С. 163-167.
23. Соловьева, М. В. Проблема мотивации в учебной деятельности современного школьника / М. В. Соловьева // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : сборник научных статей и материалов VI международной научно-практической конференции, Коломна, 27–28 мая 2019 года. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2019. – С. 143-147.
24. Сухомлинский, В.А. 100 советов учителю. / В.А. Сухомлинский // М.: Советские учебники, 2021. – 272 с.
25. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. /Н. Ф. Талызина // М.: Академия, 1998. – 288 с.
26. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин // М.: Владос –
1999– 360 с.