Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты современной телевизионной документалистики
1.1 Специфика документальных фильмов на социальную тему
Проведенный анализ выявил следующие особенности современной кинодокументалистики. Документальный фильм – род кинематографа, снимающий и показывающий реальных людей в окружении реального мира, либо сам этот мир с его событиями и явлениями.
Документальный фильм – образное обобщение показываемого события, раскрытие причин связи этого события с общечеловеческими вопросами бытия. Часто документальное кино называют неигровым как противоположность художественному – игровому. Но в некоторых источниках определение документального кино относят только к тому, где полностью отсутствует игра актеров, даже в целях воссоздания полной картины подлинной истории. Оба понятия являются многогранными и точного разграничения между ними нет, в российской правовой практике используется термин «неигровое кино»; в типологии фильмов, рецензиях и разговорной речи – «документальное кино».
Неигровое кино – другое название этого вида кинематографа, в противоположность игровому, то есть художественному, как его чаще всего называют. Это название представляется более точным, поскольку, что очевидно, «документальное» кино вполне может быть художественным, то есть явлением искусства, а «художественное» – антихудожественным, малохудожественным или художественным лишь по названию.
Существует и такой термин как теле-документалистика. Она способна намного сильнее затрагивать проблемы личной и интимной жизни, а также образовательные задачи.
Главное отличие телевизионной документалистики от привычного документального фильма на социальную тему, заключается в том, что телевизионный формат строится на слове, а последнее непосредственно на изображении. В словаре В. Егоров сформулировал понятие «документальное телевидение» следующим образом — это вид вещания, который объединяет в себе публицистику, научное вещание, кино и телехроники, а также другие неигровые жанры передач и фильмов.
Документальный фильм должен сочетать в себе две вещи – он должен иметь образовательную сторону, а также развлекать. Если говорить иными словами, то задача документального фильма на социальную тему – вызвать у зрителя интерес, заставить его чувства работать и последняя задача – это вовлечь в процесс просмотра фильма.
Сегодня появился термин – телевизионный документальный фильм, но стоит заметить, что такие фильмы в большей степени рассказывают не о каких-то проблемах, а больше повествуют о современных форматах или жанрах.
Современные телевизионные документальные фильмы должны иметь, во-первых, журналистскую (авторскую) составляющую и, во-вторых, иметь современную организацию и подачу материалов. Современная документалистика также необходимо оригинальное содержание и новая технологическая структура.
Установлено, что сегодня существуют расхождения в отношении разновидностей документальных фильмов на социальную тему и их жанровых характеристик, поскольку в современных документальных фильмах происходит размывание границ между игровыми и неигровыми фильмами. На сегодняшний день существует и такой термин, как истинно документальное кино. Считается, что данный тип документалистики с участием людей может быть снять только при помощи скрытой камеры.
Связано это с тем, что человек, который оказывается перед камерой чаще всего начинает играть. А это уже не постановочный фильм, а подвид художественного фильма.
Главные критики этой точки зрения говорят, что главная идея документальных фильмов на социальную тему - правдивость и реализм. Если человек делает то, что ему написали в сценарии, значит он играет определенную роль, тем самым выражая свое мнение. Качественный фильм нельзя снять без использования скрытой камеры, поскольку тогда не получится удерживать интерес зрителя на протяжении всей картины. Как правило данный метод используется для того, чтобы сделать сюжет более правдивым и исключительно для небольших фрагментов.
В документальном фильме не допускается участие актеров, в большей степени это связано с тем, что сама специфика документального кино не подразумевает этого, однако вполне допускается использование различных эффектов, но при условии, что не будет нарушена основная сюжетная линия. Делается этого для того, чтобы придать фильму больше зрелищности.
1.2. Типология документальных фильмов на социальную тему
Документальные фильмы и их жанры развиваются с каждым годом. Они очень тесно смешиваются друг с другом, превращаясь таким образом в нечто более совершенное. Сегодня в документалистике активно используют и различные технологии, в том числе компьютерную графику. Но автор фильма все равно старается отразить реальность в своей работе.
В современной теории кино есть попытки дать классификацию документальных фильмов на социальную тему. Б. Николс сделал попытку дать типологию документального кино.
Билл Николс — американский кинокритик и теоретик кино, сделавший огромный вклад в развитие и изучение документалистики как жанра. В своей книге Introduction to Documentary он выделил шесть основных стилей, методов или даже поджанров. Документалистика по Николзу бывает:
1. Поэтическая – основная цель такого фильма, является создание настроения у зрителя. Осуществляется это при помощи художественно-выразительных средств. Основной упор в таком фильме делается на композицию. Основная цель поэтического фильма — не показать объективную реальность, а продемонстрировать то, как ее видит сам документалист.
Таким образом, задача поэтической документалистики не логично рассказать о чем то, а создать определенные ассоциации, которые достигаются при помощи монтажа, ритма.
2. Разъясняющая — это самый популярный стиль документального кино. Разъясняющие документальные фильмы создаются для образовательных и просветительских целей. Они должно рассказывать о каких-то событиях, проблемах, либо образе жизни. Данный стиль документального кино чаще всего представляет из себя - видео-эссе или кино-расследование. Главной особенность создания разъясняющего документального фильма на социальную тему, является изучение большего количества источников информации. Разъясняющие документальные фильмы включает в себя: интервью, различные документы и инфографики, в них используется техника повествования от «всеведущего автора» . Сценарий такого фильма собирает все факты в одно целое и собирает из них определенную версию событий.
Наглядный пример: документальный сериал «Космос: Пространство и время». Здесь присутствует инфографика и архивные материалы. Ведущий Нил Деграсс Тайсон подчеркивает образовательную составляющую тем, что у него есть определенная манера повествования, при помощи нее, он будто бы говорит со зрителем на прямую, это создает атмосферу лекции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айрапетова В. Документальный фильм как жанр киноискусства и регистр // 2019. – C. 129. [Электронный ресурс] // URL.: publications.ysu.am/wp-content/uploads/2019/05/13_V_HAYRAPETOVA.pdf (дата обращения 28.11.2023)
2. Андрей Т. «Запечатленное время» // Медиа-архив [Электронный ресурс] // URL.: http://tarkovskiy.su/texty/vrema/vrema4-2.html (Дата обращения: 28.11.2023)
3. Ахметов К. С. Кино как универсальный язык. Лекции о кинематографе. СПб.: 2019, С.136.
4. Борисов С. И. Технология создания документального фильма на социальную тему. М.: Аспект Пресс, 2018, С. 28
5. Беленький И. История кино: Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство. М.: Альпина Паблишер, 2020. С. 201.
6. Гордиенко Т. В. Журналистика и редактирование. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. С.158.
7. Дворцевой Сергей: "Крупный чиновник в Астане сказал, что "Тюльпан" вреднее, чем "Борат" - «Известия». 2014 // URL.: http://izvestia.ru/news/342931 (Дата обращения: 28.11.2023).
8. Долин А. В. Как смотреть кино М.: Альпипа Паблишер, 2021. С. 78.
9. Дробашенко С. В. Феномен достоверности. М.: Наука, 1972. С.62
10. Дробашенко С.В. Очерки теории документального фильма на социальную тему. М.: 1972. С. 92.
11. Завильгельский Д.Г. Как снимать документальное кино. Записки кинодокументалиста М.: 2019. С. 23.
12. Конюкова М. Журналистика для всех. СПб.:Азбука-Аттикус, Азбука, 2017. С. 85
13. М. Кувшинова Кино как визуальный код. М.: 2019. С. 63.
14. Никифоров А.Г. Очерк в кино. М.: Искусство, 1962. С. 35.
15. Николс Б. Introduction to Documentary. ЛитМир.: 2001. – С. 21
16. Прожико Г.С. Концепция реальности в экранном документе. М.: ВГИК, 2009. С. 270.
17. Пронин А.А. Основы сценарного мастерства: учеб. пособие для студентов-журналистов / А.А. Пронин. – 12. СПб., 2008. С. 41.
18. Пронин А.А. Сценарий документального телефильма: учеб. пособие. СПб.: 2010. С. 49.
19. Ратгауз М. Документальное кино в переломный момент. М.: Colta.ru и фонд имени Генриха Бёляя, 2014. С.58.
20. Романовский И. И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий. М.: 2004. С. 101.
21. Симакова, С. И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ / С. И. Симакова. Знак.: 2017. С. 107–118.
22. Смирнова В. В. Документальное кино в системе массовой коммуникации. Коммуникология: электронный научный журнал Том 4. С. 1. [электронный ресурс] // URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnoe-kino-v-sisteme-massovoy-kommunikatsii-istochnik-formirovaniya-znaniy-i-predstavleniy-u-auditorii/viewer (Дата обращения 28.11.2023)
23. Футерман Е. Б. Современная телевизионная документалистика: особенности журналистского контента [Электронный ресурс] // URL.: cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-televizionnaya-dokumentalistika-osobennosti-zhurnalistskogokontenta/viewer (дата обращения 28.11.2023)
24. Шацкая А. Д., Макеенко М. И. Телеконтент в новых медиа: Работа телевизионных каналов с эфирным контентом в интернете. М.: Аспект Пресс, 2021. С. 87.