Фрагмент для ознакомления
2
В современной российской психологической области происходит систематическая работа с целью глубокого и всеобъемлющего понимания личностных характеристик, которые сыгрывают решающую роль в успешной адаптации, преодолении жизненных трудностей и обеспечении эффективного функционирования в постоянно меняющейся внешней среде. В этом контексте важное место занимает концепция «личностного потенциала», предложенная выдающимся российским психологом Д.А. Леонтьевым. Эта концепция представляет собой важный инструмент для измерения того, что можно назвать «личностным в личности». Подход, предложенный Леонтьевым, обеспечивает теоретическую основу для анализа и измерения психологических резервов и возможностей личности, позволяя лучше понять, какие факторы способствуют успешной адаптации и эффективному функционированию в различных сферах жизни. Российская психология стремится использовать эти теоретические инструменты для разработки более эффективных психологических методик, направленных на повышение уровня психологической готовности и поддержки личностного роста в условиях современного общества.
В повседневном опыте мы наблюдаем множество индивидуальных характеристик у каждого человека, а также различные аспекты, которые можно назвать «стержнем личности». Для более глубокого и системного понимания этих характеристик и их роли в формировании личности, Д.А. Леонтьев вводит понятие «личностного потенциала». Личностный потенциал представляет собой комплексную систему организации индивидуальных особенностей, которые составляют этот «стержень личности». Он является отражением уровня личностной зрелости, согласно теории Леонтьева. Этот подход предоставляет более глубокие инструменты для анализа и понимания того, какие элементы и качества личности формируют ее основу, а также как они взаимодействуют, влияя на личностный рост и развитие. Российская психология активно использует концепцию личностного потенциала для создания эффективных методик и стратегий, направленных на развитие личности в современном обществе.
По мнению Д.А. Леонтьева, личностный потенциал стоит у основы личностной автономии, самодетерминации и саморегуляции. Эти аспекты, по его мнению, играют ключевую роль в формировании и развитии личности. Основным фактором, оказывающим влияние на раскрытие личностного потенциала, выступает сознание в целом, а также его составляющие: самоотношение, самооценка и саморегуляция. Эти компоненты взаимодействуют, формируя уникальный «стержень личности» и определяя ее способность к самостоятельному принятию решений, управлению собой и адаптации к переменам внешней среды. Концепция личностного потенциала предоставляет ценные инструменты для более глубокого понимания процессов внутреннего развития личности и создания условий для ее успешного функционирования в современном мире.
В наше время существует обоснованное предположение о том, что динамические характеристики сознания, структура личности и ее отношение к самому себе оказывают регулирующее воздействие на многие сферы поведения и деятельности человека. Эти аспекты играют важную роль в формировании взаимоотношений между людьми, достижении поставленных целей и справлении с кризисными ситуациями. Они также содействуют включению индивида в процессы саморазвития и самовоспитания. Авторы, такие как К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, С.Р. Пантелеев, В.И. Слободчиков, В.В. Столин и другие, выделяют ключевую роль этих факторов в формировании и развитии личности. Их труды подчеркивают влияние динамических особенностей сознания и отношения к «Я» на различные аспекты жизни человека, что подчеркивает важность изучения и понимания этих процессов в современном обществе.
Формирование стойкого сознания и устойчивого образа «Я» в период подросткового и юношеского возраста, по мнению таких исследователей, как А.В. Брушлинский, Н.И. Сарджвеладзе, С.Л. Рубинштейн и другие, прежде всего, связано с переосмыслением системы взаимоотношений индивида с самим собой и с теми, кто имеет для него значение. Этот процесс проявляется в значительных изменениях в самоотношении, что является ключевым аспектом в формировании личности в период подросткового и юношеского возраста.
Сознание является одним из ключевых проявлений психики человека. Человек в первую очередь обращает внимание на себя и на свои внутренние переживания, прежде чем принимать во внимание мнение окружающих.
Процесс сознания, являющийся важнейшим психическим аспектом человеческой деятельности, представляет собой сложный и динамичный психический процесс. Он формируется на основе активного восприятия человеком многообразия «образов», которые возникают в различных ситуациях общения и деятельности. Эти «образы» сознания подвергаются постоянному развитию и преобразованию, строятся на основе оценочного отношения к ближайшему окружению и особенностям конкретной деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Александрова, Н.И. Образ физического "Я" в самосознании школьников // Тезисы докладов XI научно-практической конференции психологов спорта. - Минск, 1990
2.Белановская О.В. Генезис Я-форм замещения у детей раннего возраста в условиях нормы и социальной депривации: дис канд. психол. наук. Минск, 2000
3.Белобрыкина, О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации / О. А. Белобрыкина // Психолог в детском саду, 2018
4.Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. [Текст] / Р. Бернс. - М. : «Прогресс», 1986
5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
6.Болотова, А. К. Развитие самосознания личности : Временной аспект [Текст] / А. К. Болотова // Вопросы психологии, 2006
7.Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Изд. 4-е, расш. - Москва : АСТ ; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009
8.Груздева О.В. Социальная ситуация становления и развития самосознания детей дошкольного возраста в современных условиях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2019
9.Канаев И.А. Отношение к другому в структуре самосознания: автореферат дис. ... канд. филос. наук. М., 2012. URL: http:// cheloveknauka.com/otnoshenie-k-drugomu-v-strukture-samosoznaniy
10. Леганькова О., Сахаревич А. Взаимодействие педагогических работников учреждения дошкольного образования с родителями как условие формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях и их функциях в семье // Пралеска, 2018
11.Леганькова О.В., Душейко М.Н. Образовательная среда учреждения дошкольного образования как фактор развития субъектно- сти детей дошкольного возраста // Современное детство в пространстве науки и образовательной практики: матер. Междунар. науч.-практ. конф. и Форума молодых ученых, посвященных 100-летию Ин-та детства Герцен, ун-та, Санкт- Петербург / Рос. гос. пед. ун-т; отв. ред. Е.И. Николаева. СПб., 2019
12.Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / В. Г. Маралов. - 2-е изд., стер - Москва : Издательский центр «Академия», 2004
13.Мухина В.С. Возрастная психология. Москва: Проспект, 2014
14.Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина / под ред. Л. А. Венгера. - Москва : Просвещение, 2003
15. Николаева В.В., Арина Г.А., Леонова В.М. Взгляд на психосоматическое развитие ребенка сквозь призму концепции П.Я. Гальперина // Культурно-историческая психология, 2012
16.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. Москва: Наука, 1977