Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассмотрения темы данной работы обусловлена тем, что в условиях нарастающей конкурентной борьбы предприятиям рекреационной сферы необходимо приумножать свои конкурентные преимущества, разрабатывать такие мероприятия, которые будут способствовать их росту. Это позволит более полно удовлетворять потребности клиентов и п овысит уровень конкурентоспособности, улучшит позицию предприятия на рынке туристских услуг. Поскольку сфера туризма в мире очень быстро развивается и Россия имеет огромный потенциал, достаточно разветвленную инфраструктуру туризма, необходимо уделять особое внимание удержанию и развитию конкурентных преимуществ страны в этой сфере, что позволит России в перспективе выйти на международный рынок. Современные российские курорты - это уникальные природные лечебные факторы, высокие медицинские технологии, развитая инфраструктура, современные развлекательные центры и интересные туристические планы. В последние годы компании, работающие в домах отдыха и санаториях, видят ключ к процветанию в улучшении системы обслуживания гостей и повышении качества обслуживания. Была подчеркнута проблема повышения качества обслуживания. Качество играет ключевую роль в экономических и социальных стратегиях. В настоящее время наиболее перспективными компаниями являются те, которые ориентированы на клиентов и их потребности. Независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, Российское агентство отдыха представляет собой единый санаторий - комплекс отдыха при решении общих задач, который требует управления и организационно-методического контроля для реализации государственной гарантии различных контингентов населения и регулируется несколькими законодательными документами Российской Федерации.
Отечественные комплексы отдыха, появившиеся в бывшей советской системе, были интегрированы в рыночные отношения, коммерциализированы и стали играть важную роль в развитии курортных зон. Управление деятельностью санаториев и курортов имеет давнюю историческую традицию и является сложным, но очень перспективным бизнесом. По мере исчерпания роста, связанного с внешними экономическими факторами, и возобновления докризисного объема деятельности внутренние факторы развития будут становиться все более заметными.
Актуальность темы обусловлена тем, что развитие рекреационных предприятий и постоянно растет и меняется, происходит его внутренняя перестройка. Тенденции, ранее занимавшие ведущие роли в курортном комплексе, уходят на вторые и третьи роли, на смену им приходят новые. Рекреационные процедуры являются одним из ключевых элементов системы здравоохранения и играют важную роль в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР), поскольку почти все ЦУР напрямую связаны со здоровьем или влияют на него. В рамках реализации Целей устойчивого развития «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию всех людей в любом возрасте» все государства-члены ООН прилагают дополнительные усилия для полной ликвидации широко распространенного. Это позволяет нам по-новому взглянуть на цель лечения в санаториях, особенно учитывая драматические негативные изменения, вызванные распространением COVID-19. Эпидемия оказала значительное негативное воздействие на все аспекты устойчивого развития, включая достижение целей, поставленных в рамках Целей в области устойчивого развития. Это серьезная проблема для обеспечения национальной экономики достаточными человеческими ресурсами надлежащего качества, которые определяют «набор характеристик, отражающих уровень развития материальной, интеллектуальной и социальной составляющих. Эти характеристики определяют количество людей, участвующих в обеспечении социально-экономического развития и осуществлении инновационных изменений в экономике». Для решения этих задач необходима современная и организованная система, готовая контролировать здоровье всех граждан страны и нести ответственность за его восстановление. Система должна обладать необходимыми возможностями для организации и размещения ее в доступных для населения местах, включая необходимые зоны для лечения в санаториях, использовать новые оздоровительные технологии и средства лечения, а также привлекать высококвалифицированный медицинский персонал с помощью этих технологий.
Цель – анализ проблем и перспектив рекреационных предприятий.
Задачи:
- изучить Современное состояние рекреационных предприятий;
- рассмотреть тенденции развития рынка санаторно-курортной сферы;
- провести анализ современных трендов в развитии рекреационных предприятий в Российской Федерации;
Объект исследования: рекреационные предприятия.
Предмет исследования: система функционирования рекреационных предприятий.
При написании работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, логический, общенаучный диалектический метод познания социальных явлений.
Теоретической основой при написании работы послужили учебники, учебные пособия и монографии ряда российских ученых, посвященные теме исследования, научные статьи.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения, списка использованных источников. Название глав отображает их содержание. По завершении каждая глава сопровождается выводами.
1 Современное состояние рекреационных предприятий
1.1 Обзор крупнейших российских рекреационных предприятий
Процесс импортозамещения, который активно идет во всех секторах российской экономики с 2014 года, не смог повлиять на такой важный сектор, как туризм. Девальвация национальной валюты, санкции Запада, ограничение поездок в политически нестабильные государства, пандемия и закрытие границ - далеко не исчерпывающий перечень факторов, которые заставили присмотреться к отечественным курортам. На волне национального интереса правительство предприняло ряд шагов, которые не только приучат россиян отдыхать на родине, но и сделают нашу страну привлекательной для иностранцев, и в конечном итоге туризм станет важной частью национальной экономики.
Сегодня туризм приносит России всего 3,5% ВВП, но потенциал отрасли, по прогнозам экспертов Минэкономики России, намного больше, и в среднесрочной перспективе этот показатель стоит увеличить до 6%. И к 2035 году мы должны войти в топ-10 туристических направлений в рейтинге Всемирной туристской организации ООН. На это власти Российской Федерации готовы серьезно потратиться.
Уже сейчас в России реализуются десятки масштабных инвестиционных проектов в сфере туризма и отдыха. По данным аналитического центра международного холдинга «ЕвроМедиа», крупнейшим из них является проект развития круглогодичного горнолыжного курорта «Архыз» в Карачаево-Черкесии. На его территории реализуют свои проекты почти 40 жителей, в том числе такие гиганты, как ООО «Маунтин Ривер» (строит гостинично-курортный поселок на 2168 мест с ресторанами и СПА-центром), а также мелкие предприниматели, инвестиции которых составляют всего несколько миллионов рублей. В целом пул частных инвесторов строит в Архызе объектов на сумму более 15 миллиардов рублей. Основные инвестиции в развитие курорта осуществляются через АО «Курорты Северного Кавказа», которое расширяет его инфраструктуру. Только в 2021 году запланировано строительство двух 3,9-километровых канатных дорог с пропускной способностью 3,7 тыс. человек в час, двух 2,1-километровых горнолыжных трасс на общую сумму 3,4 млрд рублей. С 2021 по 2023 год здесь будут построены шесть канатных дорог протяженностью 6,5 км с пропускной способностью 12 000 метров. с 2023 по 2025 год будет построено еще 11 канатных дорог протяженностью 13,4 км и пропускной способностью 28 200 человек в час, 28 горнолыжных трасс протяженностью 30,9 км.
Второй лучший проект - туристско-рекреационный кластер «Новая Анапа», расположенный на площади более 800 гектаров в Благовещенском районе Краснодарского края. Здесь будет построено более 50 отелей 3, 4 и 5 звезд, детский реабилитационный центр, онкологический центр, набережная кинозвезд, творческий коворкинг, театральная деревня, аквапарк, СПА-комплекс, университетский городок, негосударственная школа и другие объекты. По данным регионального департамента инвестиций, развития малого и среднего бизнеса, общий объем инвестиций в строительство основных секторов кластера составит 135 миллиардов рублей, из них затраты на строительство гостиниц — около 110 миллиардов, развлекательных зон — 15 миллиардов, спортивных объектов — 5 миллиардов, реабилитационных центров — столько же. Также предусмотрены инвестиции в инфраструктуру, которые оцениваются в 28 миллиардов рублей, в том числе на строительство Виноградной и Благовещенской улиц — 6 миллиардов рублей.
Третий проект реализуется компанией Интеррос, которая уже имеет опыт строительства глобальных туристических объектов. Компания, которая построила «Роуз Фарм» к Олимпиаде в Сочи, привлечет около 80 миллиардов рублей на создание круглогодичного горного курорта «Долина Васта». Предполагается, что источниками финансирования будут собственные и заемные средства, а техническая и транспортная инфраструктура будет построена за счет бюджета. Проект предусматривает создание бальнеологического и санаторно-курортного центра, включающего санаторий, пансионаты, СПА-отели, водолечебницу с минеральными бассейнами. Для лыжного отдыха запланировано 80 км трасс и несколько подъемников общей протяженностью 13 км.
Рекреационная индустрия относится к древнейшим видам туристского обслуживания. С античных времен люди осваивали минеральные источники, научились использовать лечебные грязи в рекреационных целях. В течение длительного времени санаторно-курортное лечение развивалось стремительно, благодаря чему занимало первое место на рынке индустрии туризма. На современном этапе развития туристической отрасли санаторно-курортное дело становится одним из самых развивающихся видов, привлекающих не только многих клиентов, но и инвесторов [13, с. 54].
В последнее время возрастает значение рекреационных предприятий, что связано с растущей потребностью туристов в предоставлении качественных и дешевых курортно-оздоровительных услуг. Актуальность курортной тематики заключается в том, что в этой сфере существует множество нерешенных проблем. По своей деятельности рекреационное предприятие относится к лечебно-профилактическим учреждениям. Эти учреждения расположены в благоприятных природных зонах, в основном за пределами городов. Существует множество определений понятия санаторий, рассмотрим некоторые из них. Согласно большой медицинской энциклопедии, санаторий-это учреждение медицинского типа, использующее природные лечебные факторы (грязи, климат, минеральные воды и т. д.) В сочетании с лечебной физкультурой и физиотерапией в рекреационных, лечебных и профилактических целях [20, с. 59].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме : учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 214 с.
2. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятель-ности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
3. Андреев, В. Д. Организация и методика риск-ориентированного аудита в туризме : учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва : Магистр : ИН-ФРА-М, 2021. – 392 c.
4. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдаса-рян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
5. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
6. Безопасность в туризме : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел : МАБИВ, 2020. – 118 с.
7. Бизнес-планирование в туризме : учебник для студентов бакалавриа-та, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» / под общ. ред. Т. В. Харитоновой, А. В. Шарковой. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 310 с.
8. Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризма : учебник / Е. И. Богда-нов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская ; под ред. проф. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 318 с.
9. Боголюбов, В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций : учебник и практикум для вузов / В. С. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 256 с.
10. Боголюбов, В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для среднего профессионального образования / В. С. Бого-любов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
11. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые ос-новы : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Бугорский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
12. Быстров, С. А. Организация туристской деятельности. Управление турфирмой : учебное пособие / С. А. Быстров. – Москва : Форум : ИНФРА-М, 2019. – 400 с.
13. Ветитнев, А. М. Олимпийский туризм: организационно-экономические аспекты и влияние на принимающую дестинацию : монография / А.М. Ветитнев, Н.В. Бобина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 227 с.
14. Грошев, И. В. Туризм для лиц пожилого возраста : монография / И.В. Грошев, Е.П. Корчагин. — Москва : ИНФРА-М, 2021. – 303 с.
15. Губа, Д. В. Лечебно-оздоровительный туризм : курорты и сервис : учебник / Д. В. Губа, Ю. С. Воронов. – Москва : Спорт, 2020. – 240 с.
16. Дехтярь, Г. М. Стандартизация, сертификация и классификация в туризме : практическое пособие / Г. М. Дехтярь. – 4-е изд. – Москва : Издатель-ство Юрайт, 2021. – 412 с.
17. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование : учебное пособие для вузов / Е. А. Джанджугазова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 257 с.
18. Докторов, А. В. Организация транспортного обслуживания в туриз-ме : учебное пособие / А.В. Докторов, О.Е. Мышкина. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
19. Долженко, Г. П. История туризма : учебник для вузов / Г. П. Дол-женко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Из-дательство Юрайт, 2021. – 227 с.
20. Дурович, А. П. Организация туризма : учебное пособие / А. П. Ду-рович. – Минск : РИПО, 2020. – 295 с.
21. Дурович, А. П. Реклама в туризме : учебное пособие / А. П. Дуро-вич. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 158 с.
22. Золотовский, В. А. Правовое регулирование в сфере туризма : учеб-ное пособие для вузов / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. – Москва : Изда-тельство Юрайт, 2020. – 247 с.
23. Иванов, А. А. История российского туризма (IX-XX вв.) : учебное пособие / А.А. Иванов. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. – 320 с.