Фрагмент для ознакомления
2
Как видишь, – сказал Учитель, – чем больше знаешь, тем больше твое знание соприкасается с непознанным.».»
За минувшие сотни лет с момента этой притчи, ее актуальность не исчезла, а наоборот приобрела новый характер. Научное познание окружающего мира увеличивается, что ведёт к увеличению непознанного, при этом увеличение круга знания неразрывно связано с дифференциацией науки.
Единая наука дробится на разделы, которые стремительно становятся обособленными областями знаний. Примером может быть классическая физика, от которой уже отделились теория машин и механизмов, акустика, астрофизика, гидравлика, теплопередача и другие предметные области. В «ньютоновской» физике дифференциация названных наук привела к появлению множества дисциплин, среди которых особняком стоит квантовая механика. Примечательно, что в ХХ в. аналогичной декомпозицией подверглись гуманитарные науки. Построение единого научного знания становится все более сложной задачей.
Первые технические теории формировались как приложение физических теорий к конкретным областям практики. Их становление было обусловлено прикладными исследованиями, формированием новых областей знаний, формализованных посредством математического языка.
При этом базовая, естественная форма, научного знания, а также его структурная схема, опиралась на аксиоматику смежного технического, а общепринятые математические законы формировали функциональную схему познания. Далее происходило сопоставление этих схем к новому эмпирическому материалу, а также введением новых абстрактных компонент.
Первоначально происходила переработка схем экспериментальных ситуаций, заимствованных из базовой естественно-научной теории, в структурные схемы конкретных технических устройств, совершенствование и модификация их конструкции. Объект исследования и проектирования рассматривается в этом случае как разновидность объекта исследования базовой естественно-научной теории.
После проведенных Генрихом Герцем (1857–1894) экспериментов с изобретенной им антенной-вибратором он на практике доказал существование электромагнитных волн, подтвердив теоретические положения уравнений Максвелла [1].
Построение технической теории было обусловлено заимствованием некоторых общих принципов из похожих областей знаний или из базовой естественно-научной теории, при этом, зачастую, специальной задачей было построение ее новых разделов, необходимых для описания тех или иных исследуемых процессов. Ученые и исследователи обращались к новым
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1.Огородников В. П. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов. — СПб.: Питер, 2011. — 352 с.
2.В. С. Стёпин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. Философия науки и техники. Философия науки и техники. — М., 1999. https://gtmarket.ru/library/basis/5348/5361?ysclid=lprd38r8qn525656961 (дата обращения: 3.12.2023).
3.Что такое математическая физика? — Препринт, Математический институт им. В. А. Стеклова РАН. — М.: МИАН, 2006. — 20 с.
4.Аверченков В.И., Федоров В.П., Хейфец М.Л. Основы математического моделирования технических систем: учеб. пособие. – Брянск: Изд-во БГТУ, 2004. – 271с.
5.Математические методы в исследовании экономических систем // Вестник науки Костанайского социально-технического университета имени академика Зулхарнай Алдамжар URL: https://articlekz.com/article/28899?ysclid=lprfgv4psx241303097 (дата обращения: 3.12.2023)
6.Экономико-математическое моделирование. Учебник для вузов / под общ. ред. И.Н. Дрогобыцкого. М.: Изд. «Экзамен», 2004.
7.Чернышев Л.А. Экономико-математические методы и модели: учеб. пособие / Л.А.Чернышев. – Екатеринбург, 2013. – 206 с.