Фрагмент для ознакомления
2
В современном обществе растет важность среднего профессионального образования как основного фактора, способствующего формированию нового уровня общества, возрастает влияние человеческого капитала. Управление образовательным учреждением в настоящее время является сложным и многогранным процессом.
Включает в себя правильный выбор целей и задач, а также анализ эффективности учебно-воспитательной работы, планирование деятельности студенческого и педагогического коллективов, выбор оптимальных стратегий для повышения уровня обучения и воспитания, а также эффективный контроль над процессом.
При этом руководитель и преподаватели должны творчески применять последние научные достижения и передовой опыт, активно включаться в учебную и воспитательную работу, а также развивать взаимоотношения в коллективе. Управление образовательным учреждением приобретает все большую важность в свете гуманизации и демократизации общества, роста роли защиты прав человека, развития рыночных отношений, а также формирования новых социальных структур и форм управления.
Поэтому для успешного влияния на свою команду современному руководителю необходимо обладать глубоким пониманием основ управления и организации. Хотя механизмы управления образовательным учреждением все еще слабо изучены, имеющиеся результаты научных исследований могут помочь руководителям создавать условия, способствующие вовлеченности членов коллектива в продуктивную работу организации.
Эта тема актуальна, так как освещает основы и современные методы эффективного управления педагогическим коллективом и имеет практическую значимость, которая заключается в улучшении условий работы преподавателей и повышении эффективности управления образовательным учреждением путем развития профессиональных навыков руководителей и их заместителей.
Предмет: принятие и исполнение государственных решений.
Объектом исследования в курсовой должен быть Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение «Варгашинский образовательный центр» (ВОЦ)
Цель работы – исследовать совершенствование управления государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением.
В соответствии с целью, объектом и предметом выдвигаются следующие задачи:
-рассмотреть понятие управления профессиональным образовательным учреждением;
-изучить функции и принципы управления профессиональным образовательным учреждением;
-разобрать организационную структуру управления профессиональным образовательным учреждением;
-дать общую характеристику ГБПОУ "Варгашинский образовательный центр";
-выполнить анализ системы управления организацией профессионального образования ГБПОУ «ВОЦ»;
-разработать направления оптимизации системы управления организацией профессионального образования.
Для решения задач был использован комплекс методов исследования: изучение нормативно-правовых документов в области профессионального образования; исследование и обобщение опыта управления организацией профессионального обучения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты управления государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением
1.1 Понятие управления профессиональным образовательным учреждением
Образовательное учреждение обладает социальной организацией, внутри которой существует система коллективной деятельности различных участников - педагогов, учащихся и родителей. Именно поэтому разумно говорить о необходимости эффективного управления таким учреждением.
Социальное управление представляет собой воздействие на обстоятельства, в которых функционируют люди, а также на их мотивацию и ценностные ориентации.
Множество ученых объясняют понятие "управление" через такие термины, как "воздействие", "деятельность" и "взаимодействие". Согласно Пидкасистому П.И., управление - это процесс, направленный на изменение состояния системы на основе присущих ей объективных законов [13].
"Управление в общем смысле, - отмечает В.А. Сластенин, - представляет собой деятельность, связанную с принятием решений, организацией, контролем и регулированием объекта управления с целью достижения заранее заданной цели, проведением анализа и объективной оценкой результатов". Розанов В.А. добавляет, что управление - это система взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение важных целей [17].
В настоящее время философия "взаимодействия" и "сотрудничества" заменяет философию "воздействия" в сфере управления. Следовательно, определение понятия "управление образовательным учреждением" должно быть сформулировано через понятие "взаимодействие". Таким образом, управление образовательным учреждением представляет собой систематическое, планомерное, осознанное и целенаправленное взаимодействие между участниками управления на разных уровнях с целью обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения.
На сегодняшний день понятие менеджмента из бизнес-сферы все чаще применяется и в других областях деятельности, включая образование. Теория менеджмента привлекает своей индивидуальной ориентацией, при которой деятельность менеджера строится на основе искреннего уважения, доверия к его сотрудникам и создания условий для их успеха.
При обсуждении управления образовательным учреждением следует применять системный подход для теоретического понимания управленческой деятельности [7].
Под системой управления понимается совокупность взаимосвязанных и согласованных мероприятий, направленных на достижение целей организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, осуществление принципов и использование эффективных методов управления.
1.2 Функции и принципы управления профессиональным образовательным учреждением
Управление образовательными системами играет важную роль в их функционировании. Оно включает в себя различные функции, которые направлены на достижение определенных результатов в образовательной сфере в целом и в отдельных учреждениях в частности.
Основные функции управления образовательными системами включают:
1. Информационно-аналитическая функция. Она обеспечивает сбор, обработку, передачу и использование информационных ресурсов, которые являются основой принятия различных управленческих решений.
2. Мотивационно-целевая функция. Здесь речь идет о выборе целей и задач образования, а также создании мотивационного подхода к управлению образовательными ресурсами.
3. Планово-прогностическая функция. Эта функция направлена на формулирование конкретных целей и задач обучения, которые реалистичны и способствуют обеспечению качественного образования.
4. Организаторская функция. Она связана с организацией работы образовательной системы и ее учебных учреждений, а также обеспечением взаимодействия всех участников этого процесса.
5. Координационная функция. В рамках нее осуществляется контроль за технологическими аспектами образовательной деятельности и устранение возможных сбоев.
6. Контрольно-диагностическая функция. Она направлена на анализ соответствия итоговых показателей работы образовательной системы установленным стандартам и законодательным актам [1].
Принципы управления образовательными системами определяют основные принципиальные аспекты этого процесса. Они включают:
1. Принцип демократизации и гуманизации управления. Здесь речь идет о том, что все участники процесса управления должны иметь равные возможности и права при принятии управленческих решений. Управление должно базироваться на принципах демократии и субъект-субъектного подхода, а также обеспечивать диалог и оптимальное взаимодействие между всеми сторонами управления.
2. Принцип целостности и системности управления. Этот принцип предполагает, что управление должно быть едино и логично, включать поэтапную работу всех органов управления и гармонично реализовывать все управленческие мероприятия [15].
3. Принцип оптимального сочетания централизованного и децентрализованного подхода в управлении. Здесь имеется в виду, что управление должно быть защищено от развития администрирования и снижения инициативности участников процесса. Полная децентрализация управления может негативно сказаться на его качестве и эффективности, поэтому требуется оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных подходов.
4. Принцип взаимодействия единоличного принятия решений и коллегиальности. В процессе управления важно опираться на опыт и знания организаторов учебно-воспитательной деятельности и вовлекать их в управленческие процессы. При этом коллегиальность должна быть ограниченной и должна быть сохранена ответственность каждого участника за принятые решения. Единоличное принятие решений помогает поддерживать единое направление управления и обеспечивать дисциплину. Значит, требуется грамотное сочетание этих принципов, которое достигается созданием органов контроля за деятельностью управленческих организаций [20].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андрущенко, Г. П. Государственно-общественный характер управления образованием // Высшее образование РФ. -2023.– № 3.– С. 5-8.
2.Баева, О.А. Государственно-общественные принципы управления образованием // Образование и управление. – 2023.– № 1.– С. 143-149.
3.Бакунович, М.Ф. Технологии управления организацией в образовании. – М.: МГПУ, 2020. – 73 с.
4.Власова, Т.А. Профессиональное образование в России: история и традиции // Научный вестник Крыма. – 2021. - № 2. – С. 8-12.
5.Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2019. – 476 с.
6.Драгунов, И. Управление формированием профессиональной компетентности в условиях инновационного развития общества // Инновационное развитие общества - 2022. – С.329-332.
7. Лавриненко, Т.Д. Как можно управлять образовательной системой. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2022. – 239 с.
8. Майкова, С.Э. Моделирование организационной структуры управления университетом // Интеграция образования. – 2020. – № 3. – С. 421–440.
9. Мальцева Т.И. Система управления персоналом образовательного учреждения //Пермь: Меркурий - 2022. – С. 43–44.
10.Мерзликин А. Ю. Матричная структура управления как основа системы инновационного управления образовательной организацией // Молодой ученый. — 2020. — №12. — С. 1355-1359.
11.Новоточина, Л.В. Анализ научных подходов в исследовании проблемы управления общеобразовательным учреждениями // Педагогика. – 2021. - № 8. – С. 52-59.
12.Пачиков, Л.П. Управление образовательными учреждениями. – М.: МФПУ, 2019. – 290 с.
13. Пикельнова, В.С. Управление школой. – Хабаровск: Основа, 2021. – 112 с.
14. Поташник, М.М. Управление развитием профессиональной школы – М.: Юрайт, 2021. – 180 с.
15. Потуданская В. Ф., Мамонтов С. А., Литвинова О. И. Современные подходы к развитию организационных структур управления вузом // Российское предпринимательство. – 2022. – № 16. – С. 88–92.
16.Скоробогатов, А.В. История становления и развития профессионального образования в России // История образования. – 2020. - № 2. - С. 181-186.
17.Столяренко Л.Д. Педагогика профессионального образования. - М.: Норма, 2019. – 179 с.
18. Тубер, И.И. Профессиональный стандарт педагога профобразования – основа для пересмотра системы повышения квалификации в профессиональной образовательной организации // Вестник Челябинского государственного педагогического. – 2021. - № 5. – С. 100-106.
19.Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 2020. – 208 с.
20.Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособ. – М.: Академия, 2021. – 384 с.