Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема детства всегда была и остается актуальной для человеческого общества. Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин неоднократно подчеркивали, что детство — важнейший период в жизни человека, являющийся важным объектом не только педагогики и психологии развития, но и философии, социологии, этики и культурологии.
Д. Б. Эльконин показал, что с развитием общества меняется продолжительность детства и появляются новые психологические периоды. Детство связано с овладением ребенком смыслами и способами человеческого существования.
Для анализа психического развития ребенка Л. С. Выготский предложил изучать в каждом конкретном возрасте взаимоотношения ребенка с окружающей средой - социальную ситуацию развития. Считалось, что социальная среда является источником психического развития.
Одним из передатчиков социальной среды являются средства массовой информации [1]. Они участвуют в формировании повседневного сознания, опосредуя поведение современных родителей [10;96].
Анализ рынка печатных и электронных СМИ показывает, что в последнее время появилась так называемая «родительская» пресса – популярные, красочные (и так называемые «толстые») журналы, такие как «Счастливые родители», «Мама, это я! " », «Малыш», «Мой ребенок» и многие другие.
Эти тематические журналы ориентированы на аудиторию с активной родительской позицией. Большинство взрослых открывают для себя истории из детства на страницах легкодоступных и популярных газет и журналов, привлекающих универсальную читательскую аудиторию.
Сегодня все работники СМИ занимаются вопросами детства: на эту тему организуются круглые столы, тренинги и семинары. Например, в Алматы недавно прошел республиканский семинар для журналистов по этическим принципам освещения проблем детей и представлению основных результатов индикаторного кластерного исследования по многим показателям.
Объект исследования- проблемы детей и детства
Предмет исследования- проблема детей и детства в современной периодике
Цель исследования- раскрыть основные проблемы детей и детства в современной периодике
Задачи исследования:
-рассмотреть детство как один важнейших периодов в жизни человека
-раскрыть современные проблемы детства
- изучить особенности освещения проблемы детства в федеральных СМИ
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1. Детство как один важнейших периодов в жизни человека
Детство – один из самых важных периодов в жизни человека. В этот период ребенок проходит величайший путь своего индивидуального развития, переходя от беспомощного существа к личности, приспособленной к природе и обществу, способной брать на себя ответственность [4, с. 96].
Сегодня существуют многочисленные определения понятия «детство», а также разграничения его темпоральности.
Итак, с точки зрения социологии, детство — это не что иное, как постоянная и закономерно изменяющаяся часть общества, выполняющая ряд специфических функций, а также активно взаимодействующая с обществом и его отдельными элементами. В физиологии и психологии детство представляет собой этап жизненного цикла, во время которого организм начинает и продолжает развиваться, формируя свои важнейшие функции. А в социальной педагогике этот период жизни считается начальным этапом социализации личности, включающим усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, выработку социальных ролей, позволяющих ребенку развиваться и функционировать в обществе. [2, с.125].
Проблему детства и закономерности психического и личностного развития ребенка изучали такие ученые, как Л.С.Выготский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, А.Ф.Лазурский, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович и др.
Авторы предлагают большое количество понятий и принципов психофизического развития ребенка в этот период жизни. Однако сегодня нет единого мнения и ответа на вопрос, каким должно быть детство и как воспитывать подрастающее поколение.
Эволюция статуса детства прошла долгий и трудный путь. Даже в средние века восприимчивость к образованию считалась положительным аспектом детства. Видный представитель этой эпохи Филипп Наваррский подчеркивал, что этот период является фундаментом всей остальной жизни, на котором может быть построено хорошее и прочное будущее. Позднее большой вклад в отношение к детству внес учёный Эразм из Роттердама, который определил, что крайне важно учитывать возраст и не допускать ничего, что могло бы превысить силы ребёнка в любом виде деятельности. [3, с. 167-169].
С научной точки зрения понимание детства как особого и уникального явления начало складываться во второй половине XIX века, но только в XX веке интерес к детству как своеобразному социальному явлению появился благодаря усилия М. Монтессори, Н. Ф. Песталоцци и других педагогических реформаторов.
Стремительное развитие современного мира оказывает огромное влияние на детство. Сегодня ребенок признан независимым субъектом права и пользуется определенным социальным статусом. Однако активная технологизация и внедрение инноваций во все сферы жизни выдвигают насущную необходимость связать мир детей с миром взрослых [1, 3].
С одной стороны, мир взрослых и мир детей стали ближе, что связано с тем, что ребенку доступно все, что раньше было запрещено: он имеет практически неограниченный доступ к информации, более того, она становится разрешенной. . , и оттуда появилась некая самостоятельность детей.
С другой стороны, взрослые отдалились от детей, и не только потому, что первые перестали заботиться о детях. В последнее время дети держались в стороне от деятельности общества, обсуждая различные взрослые проблемы [3, с. 173].
Сегодня мы все больше говорим о дискриминации детей. Мир детства в некотором роде искажен миром взрослых.
Современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых обозначен учеными как кризис детства, основным показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.
Ученые выделяют ряд характерных особенностей этого кризиса.
Во-первых, складываются отношения между взрослыми и детьми, в которых взрослые выступают в роли учителей и воспитателей, где их усилия направлены не на взаимодействие с ребенком, а на влияние на него.
Во-вторых, разрушаются ранее сформированные представления о развитии мира по мере взросления и наступает период распада взрослой картины мира. Если раньше дети стремились войти во взрослый мир, то сегодня возникает определенный страх взросления.
В-третьих, дети оказались полностью исключены из социально значимых вопросов. Сегодня наблюдается тенденция дистанцировать мир взрослых от мира детей.
1.2. Современные проблемы детства
Л. С. Выготский подчеркивал, что мы не можем говорить о детстве «вообще». История детства как культурно-исторического явления соотносится с историей общества. Детство – сложное социокультурное явление, имеющее историческое происхождение и природу. Классические исследования французского историка Ф. Арьеса показывают, как развивалось понятие детства на протяжении исторического развития человечества и как оно различалось в зависимости от эпох.
Он пришел к выводу, что развитие общественной жизни и появление новых социальных институтов приводит к изменению периодизации человеческой жизни. Таким образом, внутри семьи рождается период раннего детства, связанный с «баловством» и «нежностью» малыша. Впоследствии ответственность за регулярную подготовку к взрослой жизни берет на себя другой социальный институт: школа.
Таким образом, Ф. Арье показал историческую тенденцию к удлинению детства путем построения нового периода на основе существующего. Тот же учёный исследовал решение проблемы детства в изобразительном искусстве и нашёл его вплоть до 13 века. Искусство не привлекало детей, художники даже не пытались их изобразить. Видимо, никто не верил, что у ребенка есть личность.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 Абраменкова, В. Г. Во что играют наши дети? / В. Абраменкова// Профессионал. - 2017. - № 3. - С. 31.
2 Абраменкова, В. Г. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырев // Воспитание школьников. - 2021. - № 6. - С. 28.
3 Абраменкова, В. Г. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. - Москва: МПСИ, 2020. - 416-420 с.
4 Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева // Психологический журнал. - 2018. - № 1. - С. 89.
5 Бабурова, И.Б. Воспитательный потенциал СМИ : взгляд педагога / И. Бабурова // Народное образование. - 2018. - № 2. - С. 268.
6 Баханов, Е. Н. Чем грозят нечитающие дети? / Е. Баханов// Журналистика и медиарынок. - 2017. - N 2. - С. 48-50.
7 Браун, С. Всемирная паутина для доступа к Internet / C.Браун; пер.с англ. А.Н.Котова. - Москва: Гелеос, 2021. - 167 с
8 Владимиров, И.А. Дети Интернета / И. Владимиров // Крылья. - 2017. - № 2/3. - С. 40-41.
9 Вульфов, Б.В. Интересы и потребности современных детей и подростков / Б.В. Вульфов. - 2-е изд. - Москва: Росмэн, 2017 - 52 с.
10 Вяземская, А.К. Я никогда не буду одна /А. Вяземская // Fakел - 2021. - № 6. С 15-17.
11 Гинзбург, Э.Н. Когда компьютер приносит беду / Э. Гинзбург// Обучение в России. - 2021. - № 11. - С. 61.
12 Гудилина, Э.Б. Сущность отклоняющего поведения и формы его проявления в нравственности / Э.Б. Гудилина; под ред. В.Л. Леонович. -Москва: Вагриус, 2017 - 121 - 128 с.