Фрагмент для ознакомления
2
В предлагаемом исследовании была проанализирована деятельность Китайской Народной Республики (КНР) в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Изучена политика КНР по расширению торгово-экономического сотрудничества с ведущими экономиками форума, направленная на развитие Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в целом. Раскрыты механизмы реализации Китаем «Богорских целей» в современных реалиях. Определено, что руководство Китая продолжает уделять большое внимание торгово-техническому сотрудничеству с экономиками АТЭС, создавая условия для повышения инвестиционной привлекательности своей страны. После саммита АТЭС 2013 года Китай приступил к реализации Балийской декларации, принятой по итогам форума в Индонезии. Для этого китайское руководство внесло коррективы в образовательную политику [4].
Осознавая возрастающую потребность в собственных высококвалифицированных специалистах, правительство КНР поддерживает студентов, выезжающих на обучение за границу. В то же время Пекин содействует обучению иностранных студентов в китайских университетах, увеличивая таким образом привлекаемые финансовые потоки в страну. Подобная политика направлена на повышение конкурентоспособности страны, диверсификацию взаимодействия с экономиками АТЭС, повышение благосостояния Китая. В исследовании применены традиционные методы исторического исследования и методы моделирования, что позволило не только изучить тенденции развития КНР в последнее десятилетие, но и определить наиболее вероятный сценарий расширения международной интеграции в АТЭС в ближайшем будущем. Успешный опыт Китая может быть использован Россией, которая также является членом форума АТЭС, стремясь к равноправному сотрудничеству с ведущими экономиками и сохраняя конкурентные позиции во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Актуальность данного направления исследования обусловлена тем, что в современном мире, характеризующемся процессами глобализации и интеграции, при этом, заметную роль в мирополитических процессах наряду с национальными государствами начинают играть региональные объединения, в результате чего одним из тренов современного мирового развития стал процесс региональной интеграции. Интеграционные процессы получили импульс к интенсивному развитию в различных регионах мира., одним из примеров можно назвать АСЕАН, - структура, которая развивает многосторонние и дружественное отношение с другими странами. Она является одной из региональных структур, деятельность которого имеет сегодня не только региональное, но в некоторой степени глобальное измерение.
Азиатско-Тихоокеанский регион — это регион с наибольшей жизнеспособностью и потенциалом роста в мировой экономике. Как региональная интеграционная организация с важным политическим и экономическим влиянием, АСЕАН стала важном партнером для крупных держав в АТР.
Термин интеграция на политической науке означает процесс объединения ряда стран в одно целое, как следствие, страны- участники действует в качестве одного объединения, в котором страны-участники взаимосвязаны и взаимодействуют, самое главное, является тем, что в результате объединения страны-участники могут получить больше выгод в условии, если они действуют в качестве целого, чем действуют отдельно. Кроме АСЕАН, также можно назвать другие примеры интеграции: ЕС, НАФТА, СНГ, и др. Тем не мнее, сравнивая с интеграцией в АСЕАН, результат и влияние этих перечисленных организаций не так значительные, как АСЕАН.
В настоящее время АСЕАН с численностью населения в 642,07 миллиона человек, совокупным ВВП в 2,7 триллиона долларов, внешнеторговым оборотом в 2,6 триллиона долларов – одна из крупнейших региональных организаций. А регион АТР (Индо-Тихоокеанский регион) обеспечивает две трети мирового роста валового внутреннего продукта (ВВП) и составляет 60% мирового ВВП. В этом регионе присутствуют крупнейшие экономики мира — Соединенные Штаты, Китай и Япония, также Россия и Индия, экономики этих стран играют большую роль в мире, соответственно, АСЕАН, характеризующаяся быстроразвивающейся экономикой, следует рассмотреть свое отношение с странами АТР.
Объект исследования– азиатский регионализм
Предмет исследования - интеграцией АСЕАН в рамках Азиатско-Тихиокеанском регионе (АТР).
Целью работы является характеристика интеграции Сообщество Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть особенности развития интеграции в азиатско-тихоокеанском регионе;
• Проанализировать основные этапы развития интеграционных процессов в АТР;
• Изучить внешние отношения АСЕАН с такими партнерами, как США, Китаем, Россией, Японией и Индией.
Теоретический поход- В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:
В данной работе, используются следующие методы:
• дедукция, в ходе анализа отношений АСЕАН с странами АТР, автор рассмотрел регионы АСЕАН и АТР в целом, на основе полученных информаций, автор отдельно проанализировал страны-участники
• индукция, в ходе анализа характеристики интеграционного процесса в АТР и АСЕАН, рассмотрены международные события АСЕАН с странами АТР на каждом этапе
Степенью изученности темы.
Большой интерес ряда авторов к теме «интеграция и АСЕАН» быстро развивается. Последние годы развитию сотрудничества стран-членов АСЕАН посвящен целый ряд книг и статей как в зарубежной, так и в отечественной печати.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования Костюнина Г. М., Галищева Н.В., Мищенко Я.В. Королева А.С., информация, взятая с официальных сайтов The Association of Southeast Asian Nations, РСМД (Российский Совет по Международным).
В ходе анализа используются такие работы российских исследователей, как «Азия: процессы региональной экономической интеграции» Ноздрева Станислава Васильевича, опубликованная в сборнике статей «Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии: этапы становления регионального комплекса» под редакцией Ефремовой К. А. «Региональная безопасность, а Юго-Восточной Азии в контексте американского проекта «Индо-Тихоокеанский регион»» Рогожины Н. Г. В этих работах хорошо освещаются аспекты интеграции АСЕАН в АТР и сотрудничества стран АСЕАН с странами АТР.
Данная тема сама по себе не является новой, интерес к её изучению нашёл отражение в работах как российских, так и зарубежных авторов. По мнению автора, в данной работе отличается тем, что особое внимание уделяется не только интеграции АСЕАН, но и внешним отношениям АСЕАН с странами АТР. Для этого автор в целом использовала такие источники, как официальных сайтах АСЕАН, и официальные документы АСЕАН (Устав АСЕАН, бангкокская декларация 1967 г.), литературы исследователей МГИМО МИД России.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
Глава 1. Особенности развития интеграции в азиатско-тихоокеанском регионе
1.1. Понятие «интеграция» в современной политической науке
Проблемы интеграции, с которыми сталкиваются новые страны, следует рассматривать как часть исторического процесса политического развития, через который прошли и западные политические системы. Именно на переходном этапе политического развития, когда правительства начинают брать на себя или пытаются брать на себя больше функций, проблемы интеграции становятся наиболее острыми. Наиболее распространенные проблемы интеграции включают проблемы национальной идентичности, территориального контроля, установления норм разрешения общественных конфликтов, отношений между правителями и управляемыми, а также проблемы организации людей для достижения общих целей.
Официальная позиция на этот счет мало что проясняет, и это объективный фактор. Известный американский дипломат и исследователь Г. Киссинджер объясняет этот феномен следующим образом:
«Существует огромная разница между видением аналитика и государственного деятеля. Аналитик не ограничен временем и может затратить его сколько нужно, чтобы прийти к четкому и ясному выводу, зато государственный деятель все время находится в цейтноте. Аналитик ничем не рискует, государственному деятелю дозволена лишь одна попытка, если он не угадает, ошибки становятся непоправимыми. Аналитик имеет в своем распоряжении все факты, государственный деятель вынужден действовать, исходя из оценок, которые не может доказать в тот момент, когда их выносит» [7, с. 19].
Проблема, на наш взгляд, состоит в том, что разные политические силы и стоящие за ними академические круги вкладывают в понятие свой смысл, напоминая сценку из повести-сказки английского писателя Л. Кэрролла: «Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу — не больше и не меньше», — говорит Шалтай-болтай. И тут же жалуется: «некоторые слова очень вредные. Ни за что не поддаются» [10, с. 176]. То же самое происходит и с понятием «интеграция».
Термин «интеграция» относится к процессу расселения, взаимодействию с принимающим обществом и социальным изменениям, которые следуют за иммиграцией. С момента прибытия иммигрантов в принимающее общество они должны «обеспечить себе место».
Поиск места для себя — это очень буквальная задача: мигранты должны найти дом, работу и доход, школы для своих детей и доступ к медицинским учреждениям. Они также должны найти свое место в социальном и культурном смысле, поскольку им необходимо наладить сотрудничество и взаимодействие с другими людьми и группами, узнать и использовать институты принимающего общества, а также стать признанными и принятыми в своей культурной специфике. Однако это двусторонний процесс. Принимающее общество не остается равнодушным. Численность и состав населения меняются, и возникают новые институциональные механизмы, отвечающие политическим, социальным и культурным потребностям иммигрантов.
Научное изучение процесса расселения приезжих в принимающем обществе имеет давнюю историю. Популяризированная Чикагской школой городской социологии в начале двадцатого века, к ней подходили с разных точек зрения и с использованием множества концепций.
Первая область вариаций связана с объектом исследования. В то время как некоторые исследователи сосредоточили внимание в первую очередь или исключительно на приезжих и (изменениях) в их идеях и поведении, другие вместо этого сосредоточились на принимающем обществе и его реакции на приезжих [11].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 368 с.
2.АСЕАН: структура и основные направления // Международная студенческая научная конференция.2018. [сайт]. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018003036
3.Алешин А. А. Внешнеполитическая стратегия Австралии: средняя держава в высококонкурентной среде. Анализ и прогноз. // Журнал ИМЭМО РАН. 2020 (2): 63-75.
4.Альшевская О. И. Развитие интеграционных процессов в АТР на примере АСЕАН[J] // Мировая наука, 2020 (7): 8-13.
5.Арунова Л. В. Этапы интеграции стран АСЕАН в единое экономическое сообщество // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития (15) (2010).90-105.
6.Балакин В. И. «Китай и АСЕАН в современной восточноазиатской интеграции» // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2016. no. 33.С28-39.
7.Бостан Сергей Иванович. «Особенности развития интеграции как формы международной политики в контексте современных глобализационных процессов» //Studia Humanitatis. 2014. no. 4.
8.Верещагина Н. Л. Шпаковская М. А. «2.2. ПОДХОДЫ АСЕАН К ИЗМЕНЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АТР.» // Авторский коллектив (2021): 94.
9.Галищева Н. В. Ильичева Ю. А. Особенности инвестиционного сотрудничества Индии со странами АСЕАН на современном этапе // Вестник РУДН. Серия: Экономика.2020. №2.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-investitsionnogo-sotrudnichestva-indii-so-stranami-asean-na-sovremennom-etape.
10.Гарнов А. П. Топчий В. А. Киселева К. А. Понятие межгосударственной интеграции: виды и особенности // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2017. 6(4): 35-39.
11.Гогорян С. Л. Основные подходы к определению понятия межрегиональной интеграции[J] // Terra Economicus. 2011, 9(3-3).
12.Диалоговое партнерство//постоянное правительство Российской Федерации при Ассиоции государств Юго-Восточной Азии(АСЕАН)[сайт]. URL: https://asean.mid.ru/dialogovoe-partnerstvo
13.До. И. «Основные соглашения АСЕАН как основы для инвестиционной деятельности в государствах–членах АСЕАН». // Экономика. Право. Общество 1 (2020): 106-109.
14.Дульский Иван Владимирович. «Федерализм и функционализм в теории европейской интеграции» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право, no. 18 (194), 2010, pp. 10-14.
15.Ефремова К. А. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии: этапы становления регионального комплекса // Проблемы Дальнего Востока. 2020 (1). С 15-26.
16.Забелла А. А. Каткова Е. Ю. Об особенностях периферийной дипломатии КНР и отношениях со странами АСЕАН // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2020. 1(1 (46)).
17.Золотухин И. Н. АСЕАН как уникальная модель регионализма // Известия Восточного института. 2020 (1 (45)).
18.Канаев Е. А. Бэ Бумки. «Сотрудничество АСЕАН с Австралией и безопасность на морях АТР» // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. no. 1 (38). 2018. С76-88.
19.Канаев Е. А. Родосская М. А. «АСЕАН как «Движущая сила» РВЭП: японский фактор» // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016. no. 33. С10-27.
20.Ковригин Е.Б. Япония – Асеан: Эволюция официальной помощи развитию // Пространственная Экономика. 2014. 2. С40—74. [эл.доступ].URL:http://spatial-economics.com/eng/images/spatial econimics/2_2014/SE.2014.2.040-074.Kovrigin.pdf
22.Копысов. М. А. Светлана С. К. Взаимодействие США со странами АСЕАН как фактор нестабильности в районе Южно-Китайского Моря // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. 2020.
23 Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. Д-ра экон. Наук, проф. Н.Н. Ливенцева. – М.: Экономистъ, 2006. – 430 с. 2. Современные международные отношения и мировая политика: учебник / [Торкунов, И.Г. Тюлин, А.Ю. Мельвиль и др.]; Моск. Гос. Ин-т междунар. Отношений (МГИМО – Университет) МИД России; отв. ред. А.В. Торкунов. – М.: Просвещение, 2005. – 990 с.
24. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов/. Щербанин Ю.А., К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 128 с.
25.Соловьев Э. Россия во внешнеполитической стратегии Б. Обамы: Преемственность и обновление // Мировая экономика и международные отношения – 2010. – №8 – с. 46-55.
26.Шарипова А. Азиатско-Тихоокеанский регион и экономическая безопасность Республики Казахстан / А. Шарипова // Мысль, 2003. Т. № 5.