Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Российская Федерация, являясь одной из ведущих стран по величине экспорта нефти и нефтепродуктов в мире, находится в прямой зависимости от изменяющихся цен на рынках мирового сырья. В результате снижения цен на сырье происходит уменьшение размера экспортной пошлины при перемещении нефти и нефтепродуктов через таможенную границу. В итоге федеральный бюджет государства не дополучает значительные денежные средства. Что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на государственную финансовую систему в целом.
Соответственно, на таможенные органы Российской Федерации, возлагается обязанность тщательно проводить таможенный контроль правильности заявленного кода товаров, правильности начисления и взимания таможенных пошлин и сборов. Проводится это с целью выявления, прогнозирования и предотвращения нарушений таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в рамках системы управления рисками. В настоящее время, в условиях деятельности ЕАЭС усиливается необходимость в исследовании вопросов и правоприменительной практики, касающейся совершения таможенных операций и таможенного контроля по перемещению товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза в условиях современного мира, тем более для такого стратегически важного товара, как нефть.
Таможенно–тарифное регулирование является одним из способов управления общими рынка нефти и нефтесодержащих продуктов в ЕАЭС. Государства–члены ЕАЭС должны отработать общий для всех участников механизм функционирования тарифно–таможенного регулирования. «Неприменение во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение)» – один из принципов, предусмотренных для создания общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Единый рынок нефти и нефтепродуктов – одно из стратегических направлений экономического развития Российской Федерации и государств–членов ЕАЭС.
Следует отметить, что нормативно–правовая база таможенного законодательства в части начисления и взимания таможенных платежей при перемещении нефти и нефтепродуктов достаточно обширна.
Объект работы – порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении нефти сырой, перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС.
Предмет работы – особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении нефти сырой, перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС.
Цель работы – исследование особенностей совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении нефти сырой, перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС.
Задачи работы:
– охарактеризовать мировой рынок нефтепродуктов на современном этапе;
– проанализировать нормативно–правовое регулирование перемещения нефти сырой через таможенную границу ЕАЭС;
– рассмотреть особенности осуществления таможенных операций в отношении нефти сырой, перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС;
– рассмотреть особенности проведения таможенного контроля в отношении нефти сырой, перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС;
В ходе выполнения работы использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, сравнение, системный.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ НЕФТИ СЫРОЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС
1.1. Понятие нефти сырой
Сырая нефть – жидкая смесь углеводородов широкого физико-химического состава, которая содержит растворенный газ, воду, минеральные соли, механические примеси и служит основным сырьем для производства жидких энергоносителей (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута), смазочных масел, битумов и кокса [2].
Сырой нефтью называют нефть, получаемую непосредственно из скважин.
При выходе из нефтяного пласта нефть содержит частицы горных пород, воду, а также растворенные в ней соли и газы.
Эти примеси вызывают коррозию оборудования и серьезные затруднения при транспортировке и переработке нефтяного сырья.
Таким образом, для экспорта или доставки в отдаленные от мест добычи нефтеперерабатывающие заводы необходима промышленная обработка сырой нефти: из нее удаляется вода, механические примеси, соли и твердые углеводороды, выделяется газ.
Газ и наиболее легкие углеводороды необходимо выделять из состава сырой нефти, т.к. они являются ценными продуктами, и могут быть утеряны при ее хранении.
Кроме того, наличие легких газов при транспортировке сырой нефти по трубопроводу может привести к образованию газовых мешков на возвышенных участках трассы.
Очищенную от примесей, воды и газов сырую нефть поставляют на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), где в процессе переработки из нее получают различные виды нефтепродуктов. Качество, как сырой нефти, так и нефтепродуктов, получаемых из нее, определяется ее составом: именно он определяет направление переработки нефти и влияет на конечные продукты.
1.2. Нормативно–правовое регулирование перемещения нефти сырой через таможенную границу ЕАЭС
Документами, регулирующими экспорт нефти в Российской Федерации, являются:
– федеральные законы;
– приказы ФТС;
– Таможенный кодекс ЕАЭС;
– решения Комиссии ЕАЭС;
– товарная номенклатура ВЭД ЕАЭС;
– международные положения и договоры [8].
Правительство Российской Федерации ежемесячно определяет своими Постановлениями размер ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Конвенциальные нормы организации объединённых наций международного типа запечатлевают в себе лишь нефтеоборот, но не оказывают влияния на внутригосударственные явления.
«Конвенция ООН по морскому праву» позволяет осуществлять перевозку нефти и нефтепродуктов государствам экспортерам энергоресурсов по территории любых государств, при отсутствии собственного выходы к морским акваториям, любыми средствами перевозки. Также Конвенция регулирует правоотношения по перекачке нефтепродуктов по нефтепроводам.
«Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью». В случае аварийной ситуации на судне – перевозчике нефтепродуктов, с последующим загрязнением морской акватории, обязанность возмещения ущерба пострадавшему государству лежит на владельце судна.
Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003–1 «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации. Для расчета ставок вывозных пошлин на нефть и продукты ее переработки берется последний период отслеживания цены. Цена принимается в долларах США за тонну. Рассматривается средняя цена за нефть на средиземноморском и роттердамском мировых рынках нефти марки «Urals». Ставки вывозных пошлин принимаются Постановлениями Правительства Российской Федерации и принимаются к исполнению с первого числа календарного месяца, наступившего вслед за месяцем изучения цен.
Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183–ФЗ «Об экспортном контроле». Данный закон уточняет сущность контроля экспортного характера, представляя его как ряд обусловливающих осуществление мер реализации международной экономической деятельности мер.
Для контроля экспортного характера применяются нормы таможенного характера касаемые контроля и оформления пересекающих границу РФ товаров [13].
Законодательство в области таможенных отношений принимает во внимание то, что процесс нефтеэкспорта завязан на транспортировочных нюансах (трубопроводные схемы связаны с монополией).
Поэтому в соответствии с кодексом таможни евроазиатского экономического союза переброска нефти и ее производных представляет собой транспортировку нефти и ее производных по специальным трубопроводам, сочетающих в себе ряд субъектных услуг, оказываемых монополистами естественного типа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественной монополии по транспортировке нефти и нефтепродуктов»
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315.
2. Воронова, В. А. Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу / В. А. Воронова // Молодой ученый. – 2022. – № 21 (207). – С. 243-244.
3. Галузо, В.Н. Таможенное дело. Учебник для студентов вузов / В.Н. Галузо. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 375 с.
4. Коник, Н.В. Таможенное дело. Учебное пособие / Н.В. Коник. – М.: Омега-Л, 2021. – 204 с.
5. Лимонов, Л. Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2020. – 464 с.
6. Макрусев, В.В. Управление таможенным делом. Учебное пособие / В.В. Макрусев. – М.: Троицкий мост, 2021. – 448 с.
7. Маховикова, Г.А. Таможенное дело. Учебник / Г.А. Маховикова. – М.: Юрайт, 2021. – 395 с.
8. Покровская, В.В. Таможенное дело. Учебник / В.В. Покровская. – М.: Юрайт, 2021. – 731 с.
9. Прокопов, И.С. Влияние проблем в области контроля таможенной стоимости на экономику РФ / Прокопов И.С. // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики. - 2022. - С.107-109.
10. Прокопьева, М.Н. Выявление правонарушений, касающихся неуплаты таможенных платежей, путем занижения таможенной стоимости товаров / Прокопьева М.Н. // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - С.64-68.
11. Румянцева М.О. Проблемные аспекты доказывания по делам об оспаривании решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости / Румянцева М.О. //Вестник Российской таможенной академии. - 2021. - С.81-86.
12. Степанова, Р.С. Методы определения таможенной стоимости / Степанова Р.С. //Аллея науки. - 2020. - С.157-159.
13. Толкушкин, А.В. Таможенное дело. Учебник для вузов / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2021. – 551 с.
14. Эриашвили, Н. Д. Таможенное дело. Учебник / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 375 с.
15. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru.