Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы прав потребителей и их защиты сегодня стоят остро, любой гражданин является потребителем товаров или услуг, и не всегда оказываются качественные услуги и предлагаются к приобретению качественные товары.
Особенно остро они стоят в сфере товарооборота технически сложных товаров.
Понятие технически сложного товара на законодательном уровне не установлено, а данный вид товаров уже проник во все сферы нашей жизни, и развитие данного вида торговли будет только увеличиваться, в том числе путем введения в оборот новых форм и типов технологически сложных изделий.
Следует отметить, что квалификация товара, как технически сложного имеет важное правовое значение для реализации прав потребителей при обнаружении обычного и существенного недостатка такого товара, определении требований и срока, в течение которого их может предъявить потребитель продавцу [3], при этом стоит учитывать, что обоснование существенности недостатка может быть затруднительным [4].
Законодательство о защите прав потребителей на фоне общего роста потребления в общества достаточно динамично развивается, правовое регулирование данного направления жизни общества не всегда поспевает за изменениями рыночных отношений, так как в этой сфере задействованы все отрасли права и гражданское, и процессуальное и административное.
Российское законодательство не является исключением.
Развитие международной торговли, появление новых технологий но при этом присутствующая фрагментарность регулирования ставят новые задачи, требующие сбалансированных решений с опорой на богатый опыт не только российского, но и зарубежного потребительского законодательства, науки и практики.
Объектом исследования данной работы являются, отношения, участником которых является потребитель товаров розничной торговли в сфере технически сложных товаров.
Предметом данного исследования выступают законодательные нормы, закрепляющие права потребителя и обеспечивающие их защиту в данной сфере.
Целью данной работы является: изучение и анализ российского законодательства в области защиты прав потребителей в сфере реализации прав при приобретении технически сложных товаров.
Исходя из указанной цели, поставлены следующие задачи:
- рассмотреть права потребителей в сфере оборота технически сложных товаров как объекта защиты;
- раскрыть содержания понятия и формы защиты прав потребителя;
- проанализировать защиту прав потребителей в данной сфере на конкретных примерах.
Методы, используемые при написании настоящей работы: анализ и синтез источников литературы, в том числе источников интернет, нормативно – правовых актов, судебной практики, обобщение результатов исследования.
Нормативная основа исследования состоит из: Конституции Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.03.2019) "Об утверждении перечня технически сложных товаров" и других нормативных актов.
1. Общие положения защиты прав потребителей в сфере товарооборота технически сложных товаров
1.1. Права потребителей в сфере товарооборота технически сложных товаров как объект защиты
Технически сложные товары определяется следующими характерными признаками:
- они являются потребительскими товарами достаточно длительного пользования;
- имеют сложное техническое устройство;
- функционируют на высоко технологическом уровне с использованием различных источников энергии.
В этой связи, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) предусмотрен особый порядок возврата и обмена технически сложных товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 924 [5].
Основной фигурой в правоотношениях в рассматриваемой сфере – является потребитель, соответственно защита прав потребителя является особой сферой правового регулирования.
Согласно законодательному определению: потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [8].
Человек может являться потребителем только в том случае, если он приобрел товар именно для личных нужд, и только в этом случае включаются механизмы защиты его прав.
С точки зрения закона РФ «О защите прав потребителей», не является потребителем:
- гражданин, приобретающий товары и использующий их в своей деятельности с целью систематического извлечения прибыли;
- гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве или заказывающий для этих организаций и за их счет работы, услуги в этих же целях (приобретение фотокамеры для работы в редакции, химическая чистка штор и др.);
- гражданин, приобретающий товары (работы, услуги) у другого физического лица.
В целом, приведённое в законе определение представляется достаточно исчерпывающим, несмотря на наличие ряда противоречивых моментов [13],
Рассматривая противоречивые моменты можно отметить, что в определении указано, что потребителем может быть только гражданин, что подразумевается именно гражданство Российской Федерации.
Законодатель, использованием данного термина, который противоречит ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации [1], иностранные граждане и лица без гражданства, по общему правилу, наделены теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, при условии равенства прав в гражданско – правовых отношениях всех указанных категорий граждан вводит в некоторое замешательство участников право применения норм законодательства.
Таким образом, коррелируя все нормы права – можно сделать вывод, что потребителем для целей применения закона РФ «О защите прав потребителей» являются так же иностранные граждане и лица без гражданства.
Следующим критерием является то что, потребитель приобретает товары, работы и услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Из этого следует, что законодатель не предусмотрел чёткого и исчерпывающего перечня целей, определив только критерий что использование товара должны быть для целей не связанных с предпринимательской деятельностью.
Само понятие предпринимательской деятельность так же четко законодателем не установлено, а определенно опять же критериями, указанными в ст. Гражданского кодекса Российской Федерации [3]: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, эта не однозначность самого определения – предпринимательская деятельность, создает в некоторых случаях проблемы с определением сферы применения норм законодательства о защите прав потребителя.
Необходимо отметить, что нормы законодательства о защите прав потребителя, фактически начинают действовать с момента, когда покупатель заинтересовался товаром, т.е. имеет намерение его купить.
На данном этапе потребитель имеет право незамедлительно ознакомиться с информацией о товаре, работе, услуге ещё до заключения договора.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета.— 2020.— 4 июля
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.– Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N138-ФЗ // СЗ РФ.— 2002.— № 46
4. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров" (с изменениями и дополнениями) : https://moluch.ru/archive/414/91510/
6. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // https://base.garant.ru/400170336/#block_12 /
7. "Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365114/
Специальная литература
8. Собрание законодательства РФ. 1996. N 3, Ст. 140
9. Абдуджалилов А. Правовая характеристика договоров, заключаемых в Интернете // Журнал российского права. 2016. №2 (230). : https://cyberleninka.ru/article/n/pravovayaharakteristika-dogovorov-zaklyuchaemyh-v-internete
10. Аккалаева Л.Ф. Понятие личного страхования как одного из основных видов страхования / Л.Ф. Аккалаева, А.Э. Колиева // Современная научная мысль. – 2015. – № 5.
11. Волкова А. Интернет-магазин: заключение договора // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2008. №. 24.
12. Киселева Л. Ю. Интернет-торговля и особенности ее правового регулирования // Научные записки молодых исследователей. 2021. №3. // https://cyberleninka.ru/article/n/internet-torgovlya-i-osobennosti-ee-pravovogo-regulirovaniya
13. Милованов Я. В. Понятие и признаки потребителя / Я. В. Милованов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). https://moluch.ru/archive/414/91510/
14. Морозов И. К. Проблемы заключения договора в электронной форме // Международный студенческий научный вестник. 2018. №. 5.
15. Огородников, А. В. Судебная защита прав потребителей / А. В. Огородников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420).
16. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. / И.А. Покровский.—М.: Статут, 2016
17. Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация // Хозяйство и право. 1999.
Материалы судебной практики
18. Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2015 по делу N 81-КГ14- 19// СПС КонсультантПлюс
19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131885/
20. Апелляционное определение Приморского краевого суда от 09.01.2018 по делу N 33-225/2018 // https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SODV&n=110322#MPbubwTMrIejaKMo /
21. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции № 88-1389/2020 от 29.01.2020 года, по делу № 2-2426/2019 // https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=KSOJ001&n=5881#XjStbwTmaoCONFBq2 /
22. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.02.2020 № 88-2790/2020 // https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=KSOJ001&n=4881#xMc0cwTMpqT8snOG1 /
23. Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.06.2020 N 88-6475/2020 по делу № 2-67/2019 // https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=KSOJ004&n=10489#uKk3cwTOEN2fe3Co /
24. Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.07.2020 № 88-11155/2020 // https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=KSOJ003&n=14524#sX4xbwTf9grHCdnC
25. Решение Промышленного районного суда г. Саратова от 12.03.2020 по делу № 2-860/2020 //https://sudact.ru/regular/doc/QyBl2UIrnndK/