Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная общеобразовательная школа, являющаяся важнейшим образовательным учреждением общества, призвана решить проблему успешного развития учащихся разных возрастов. Однако уже в начальной школе наблюдается тенденция к снижению у учащихся, у которых нет клинических диагнозов, но которые демонстрируют выраженные трудности в обучении.
Поскольку учебная деятельность - это прежде всего интеллектуальная деятельность, ее успешность определяется как качеством и уровнем организации когнитивных процессов, так и степенью их сформированности. По данным Института возрастной физиологии Российской академии наук, трудности в обучении отмечаются у 15-40% младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования устанавливает требования к результатам учеников, осваивающих базовую образовательную программу общего начального образования, среди которых - овладение умением принимать и поддерживать цели и задачи образовательной деятельности, поиск средств для их реализации; - овладение логическими показателями для сравнения, - овладение навыками, необходимыми для достижения целей и задач образовательной деятельности, - овладение логическими показателями для сравнения, - овладение навыками принятия и сохранения целей и задач образовательной деятельности, - поиск средств для их реализации. Мыслительные способности человека - это способности человека, которые составляют основу продуктивной человеческой жизни.
Большое количество педагогов и психологов подтверждают в своих исследованиях, что уровень развития мыслительных способностей дает человеку преимущества в различных достижениях на его жизненном пути (И.В. Дубровина [18], Л.Н. Вахрушева [11], А.Ф. Ануфриев [5] и др.). Проблемам проблем в обучении в школе посвящены работы известных педагогов и психологов (Г.С. Абрамова [1], Г.Д. Доман [17], А.З. Зак [19] и др.), подчеркивающие необходимость формирования мыслительных процессов: памяти, восприятия, внимания. Зависимость успеваемости в школе от когнитивного развития выявлена во многих работах отечественных и зарубежных психологов.
Согласно выводам Л.С. Выготского [12], Г.Д. Глейтман [16], Е.В. Землянской [22], И.А. Зимней [24] и др., деятельность учителя должна быть направлена не только на передачу информации, но и на развитие высших психических функций учащихся, а процесс обучения должен быть способом формирования высших психических функций. Ученые доказывают, что необходимо соблюдать баланс между образовательными требованиями ребенка и его способностями. В то же время постоянно растущие требования, предъявляемые преподавателями к личности учащегося, к вниманию, памяти и мышлению, не всегда соответствуют уровню развития мыслительных процессов учащегося.
Несоответствие приводит к трудностям в усвоении учебного материала, что, в свою очередь, требует разработки и практического применения психолого-педагогической поддержки младших школьников. В практике общеобразовательных школ выбор адекватных методов обучения детей осложняется тем, что учитель не может точно объяснить, на какой стадии психического процесса возникают наибольшие трудности, и, следовательно, не может найти их внутреннюю причину. И такой причиной может быть неадекватный метод обучения личности учащегося, а также несформулированная или ослабленная высшая психическая функция.
Проблема развития мыслительной сферы учащихся в настоящее время является одной из наиболее актуальных, поскольку именно мыслительная сфера ребенка остается необходимым условием формирования психических качеств личности. Кроме того, важность этой темы обусловлена отсутствием точной проработки проблемы современными учениками начальной школы, а также многочисленными противоречиями и подходами к рассмотрению мыслительной сферы.
Актуальность обсуждаемой нами темы подтверждается социальным статусом общества, поскольку в современном обществе востребована полноценная развитая личность, человек, способный самостоятельно разбираться в меняющихся ситуациях жизненного процесса, быстро принимать правильные решения, быстро адаптироваться к новым условиям жизни. Формирование такой личности невозможно без целенаправленной работы по развитию мыслительных способностей.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить особенности мышления младших школьников, испытывающих трудности в обучении.
Объектом исследования является процесс изучения особенностей мышления младших школьников, испытывающих трудности в обучении.
Предметом исследования являются основы и принципы изучения особенностей мышления младших школьников, испытывающих трудности в обучении.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для изучения особенностей мышления младших школьников, испытывающих трудности в обучении.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть сущность и содержание понятия «мышление»;
- изучить особенности развития мыслительных способностей у младших школьников, испытывающих трудности в обучении;
- детально проанализировать диагностику особенностей мышления у младших школьников с проблемами в обучении и анализ результатов исследования;
- проанализировать методики опытно-экспериментального исследования и выводы исследования.
База исследования: Исследование проводилось среди 12 учеников 3-го класса школы № ____. ___________ (нужно указать Ваш город). Средний возраст – 8-9 лет.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
1.1 Сущность и содержание понятия «мышление»
Мышление - это мыслительный процесс для отражения наиболее важных свойств объектов и явлений реальности, а также наиболее важных взаимосвязей и отношений между ними, которые в конечном итоге приводят к новым знаниям об окружающем мире.
Мышление, как и чувство и восприятие, - это умственный процесс. Однако в отличие от этих психических процессов чувственного познания, которые позволяют нам распознавать внешние стороны предметов и явлений (цвет, форму, размер, пространственное положение), процесс мышления проникает в сущность предметов и явлений, выявляя различные связи и зависимости между ними [21].
Воображение тесно связано с мышлением, при котором можно преобразовать прошлый опыт человека в идеальную форму, чтобы получить новый образ или идею. Рисунок этого нового в воображении может быть разрушен, воссоздан, заменен в деталях, дополнен и переработан. Воображение, как определил его Иван Михайлович Сеченов, представляет собой «небывалую смесь пережитых впечатлений».
Мышление и воображение получают весь свой материал только из одного источника – из чувственного познания. Но только с развитием мышления и воображения психика человека совершает качественный скачок, который позволяет снять границы воспринимаемого, воображаемого и мыслимого. Они позволяют человеку мысленно перемещаться по оси времени из прошлого в далекое будущее, мысленно проникать в макро- и микромир. Мышление и воображение расширяют способности человека к познанию мира, поскольку они оперируют не только первичными и вторичными образами действительности (восприятием и представлением), но и абстрактными понятиями [12].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебное пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. – 4-е изд., стер. – Москва : Академия, 2001. – 672 с.
2. Акимова, М. К. Психологическая диагностика : учебник для студ. вузов / М. К. Акимова, К. М. Гуревич. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 652 с.
3. Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие / А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян. – Москва : Эксмо, 2008. – 128 с.
4. Алферов, А. Д. Психология развития школьников : учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 384 с.
5. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – Москва : Ось, 2007. – 103 с.
6. Ахутина, Т. В. Динамика функций программирования и контроля и ее связь с трудностями обучения младших школьников / Т. В. Ахутина, Н. Н. Полонская, Л. В. Яблокова // Вестник Московского университета. – 2005. – № 2. – С. 69–80.
7. Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников : учебник для студентов учреждений высшего образования / С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова ; под ред. С. П. Баранова. – Москва : Академия, 2015. – 464 с.
8. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. – 6-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 1056 с.
9. Бескова, И. А. Эволюция и сознание: новый взгляд / И. А. Бескова. – Москва : Индрик, 2002. – 254 с.
10. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2008. – 400 с.
11. Вахрушева, Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. – 2006. – № 4. – С. 63–68.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский — М., 2003, — 285с.
13. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – Москва, 2004. – 225 с.
14. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский — М., 2003, — 251с.
15. Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. – 2-е изд. – Москва : Университет, 2000. – 336с.
16. Глейтман, Г. Основы психологии / Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг. – Санкт-Петербург : Речь, 2001. – 247 с.
17. Доман, Г. Как развивать интеллект ребенка / Г. Доман. – Москва : АСТ, 2005. – 152 с.
18. Дубровина, И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина. – Москва : Просвещение, 2003. – 305 с.
19. Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников / А. З. Зак. – Москва : Просвещение, 2003. – 407 с.
20. Зак, А. З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников / А. З. Зак. – Москва : Просвещение, 2000. – 170 с.
21. Зак, А. З. Совершенствование познавательных умений у детей 5–12 лет / А. З. Зак. – Москва : Просвещение, 2003. – 310 с.
22. Землянская, Е. В. Учебное сотрудничество младших школьников на уроке / Е. В. Землянская // Журнал Начальная школа. – 2008. – № 1. – 16 с.
23. Зеньковский, В. С. Психология детства / В. С. Зеньковский. – Москва : Просвещение, 2006. – 110 с.
24. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебное пособие / И. А. Зимняя. – 3-е изд., пересмотр. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. – 447 с.
25. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес — М., 2001, — 173с.