Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Эссе как жанр и его особенности
Эссе является одним из наиболее распространенных жанров публицистического стиля речи. Суть его заключается в написании короткого, но информативного текста, который позволяет автору выразить свои мысли, чувства и оценки по определенному вопросу. В таком жанре допускается использование личного и эмоционального подхода.
Стоит отметить, что главной особенностью эссе является субъективность. Этот жанр позволяет читателю посмотреть на мир через глаза автора и проникнуть в его мысли и суждения. В отличие от новости или репортажа, эссе предоставляет свободу для выражения собственных взглядов и идей без строгого придерживания фактов и истинности.
Темы эссе могут быть самыми разнообразными. Оно может затрагивать вопросы жизни и смерти, любви и красоты, искусства и счастья, экологии и воспитания, образования и многие другие. Благодаря своей открытости, эссе предоставляет автору возможность находить необычные и иногда даже нестандартные подходы к проблемам, привлекая внимание читателей к аспектам, которые обычно ускользают от их внимания.
Одной из важнейших целей эссе является пробуждение инициативы и интереса у читателя. Автор стремится вызвать дискуссию, задать вопросы, заставить размышлять – в конечном итоге, стимулировать активность и анализ собственных взглядов. Он не стремится убедить своих читателей, а скорее желает привить определенные идеи и понятия, которые вызвали интерес и неожиданность уже в нем самом [13].
Главная особенность эссе по сравнению с другими формами журналистики заключается в его субъективности и свободе. Автор выбирает интересующую его тему и ведет читателя через свой личный мыслительный процесс, объясняя свои рассуждения и выводы. В эссе автору предоставляется место для маневра, и это позволяет использовать личный опыт, примеры из жизни, наблюдения и эмоции. В отличие от объективной научной статьи, эссе допускает личное мнение и субъективные оценки автора. Для достижения большего эффекта в эссе можно использовать элементы искусства и художественные приемы [11].
Эссе становится все более популярным средством выражения мыслей и его часто можно встретить на публичных платформах в интернете, в печатных изданиях и в других сферах публикации.
Эссе, как жанр публицистического стиля, требует от автора ясного и аргументированного мышления, а также умения выражать свои мысли четко и логично. Читателю предоставляется возможность не только получить информацию, но и задуматься, рассмотреть проблему с разных точек зрения и сформировать собственное мнение.
Авторская позиция является одним из ключевых элементов эссе. Этот жанр дает возможность автору выразить свое субъективное отношение к обсуждаемой проблеме, свои мысли, взгляды и оценку. Важно понимать, что эссе не претендует на универсальную истину, оно всегда отражает авторское и субъективное видение.
1.3. Авторская позиция в тексте эссе
Авторская позиция – это вывод, который сформирован после основательного обдумывания текста. Обычно он представлен в конечной части произведения. Если логика текста позволяет, можно пересказать собственными словами авторскую позицию или процитировать фразу, если она явно выражена в тексте.
Авторская позиция может быть выражена различными способами [4]:
Во-первых, она может быть прямо высказана, цитируя ответ автора на ваш вопрос.
Во-вторых, позиция может быть очевидной, но не высказана прямо. В этом случае вам нужно сформулировать ее самостоятельно и затем в двух словах объяснить, как вы поняли ее. Например, это может быть отношение автора к героям (симпатия, близость или, наоборот, антипатия, осуждение) или солидарность с другим авторитетным для него человеком.
В-третьих, позиция может не быть явно выражена и не быть очевидной. Иногда невозможно утверждать, что мы знаем, какой ответ сам автор дает по данному вопросу.
В-четвертых, позиция может быть неоднозначной. Автор может сомневаться, выбирать между ответами, различными взглядами на проблему, но так и не принимать окончательного решения.
И, наконец, автор может заявить, что не может дать ответ на ваш вопрос или что он не знает, как ответить.
В публицистических текстах чаще всего позиция автора либо высказана прямо, либо не сформулирована прямо, но очевидна. В таком случае вы можете ее найти в одном или нескольких предложениях в самом тексте.
Для того чтобы найти авторскую позицию, нужно задать следующие вопросы: что автор хотел сказать читателям, создавая текст? Как автор оценивает ситуацию и поступки героев?
Ответы на эти вопросы будут авторской позицией. Чтобы их получить, нужно внимательно прочитать начало и конец текста, где обычно находится основная мысль и позиция автора. Она может быть представлена в начале текста и подтверждаться доводами, или быть сформулирована в конце в виде ответа на проблемный вопрос. Важно понимать, что герой-рассказчик текста не всегда выражает авторское мнение [11].
Эффективная аргументация играет ключевую роль в эссе, помогая автору убедительно представить свою точку зрения и убедить читателя в ее правильности. В данной части исследования рассмотрим, как авторы используют аргументацию для подтверждения своей позиции и выражения своей индивидуальности.
Логические аргументы.
Логическая аргументация основана на использовании логики и рационального мышления для подтверждения авторской позиции. Авторы представляют факты, статистику, логические выводы и примеры, чтобы показать, что их точка зрения является логически обоснованной и верной. Эта форма аргументации позволяет авторам убедить читателя с использованием четкой и объективной логики.
Эмпирические аргументы.
Эмпирическая аргументация основана на опыте, наблюдениях и конкретных примерах. Авторы представляют конкретные случаи, ситуации или истории, чтобы подтвердить свою позицию. Эти примеры служат вескими доказательствами и добавляют убедительности к аргументам автора.
Этические аргументы.
Этическая аргументация основана на принципах морали, нравственности и ценностей. Авторы могут ссылаться на общепринятые этические нормы или представлять собственные моральные убеждения, чтобы поддержать свою позицию. Эти аргументы позволяют автору вызвать эмоциональное воздействие и подчеркнуть важность своей точки зрения.
Опровержение противоположных аргументов.
Часто авторы включают в свои эссе опровержение противоположных аргументов. Это позволяет им не только подтвердить свою позицию, но и рассмотреть альтернативные точки зрения. Это делает аргументацию более сбалансированной и убедительной.
Использование авторитетов и экспертов.
Авторы могут цитировать авторитетных экспертов, исследователей или общественных деятелей, чтобы подкрепить свои аргументы. Это придает аргументации автора дополнительную вескость и убедительность. [11]
Использование аргументации в эссе позволяет авторам не только выразить свои убеждения, но и убедить читателя в их правильности. Это важный элемент выразительности, который позволяет авторам проявить свою индивидуальность и убедить аудиторию в важности своей точки зрения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., С. 43, 1986.
2. Гаек Иржи. Литература факта // Вопросы литературы №12, С. 156, 1965.
3. Зыкова Е. П. "Опыты" Монтеня // Филологические науки № 4, С.345, 1985.
4. Кайда Л.Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция // Язык современной публицистики. Сборник статей. - М., С. 12, 2005.
5. Кожевникова О.С. Параонтологические риторические приёмы в языке газет // Русская речь, С. 5, 2005.
6. Литературный энциклопедический словарь//М: Сов. Энциклопедия, С. 45, 1987.
7. Покровская Е.В. Газета в современной культурно-речевой ситуации // Русская речь, С. 15, 2005.
8. Руднев В.П. Словарь культуры XX века// М., С. 129, 1997.
9. Русский язык. Энциклопедия // Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - М., С. 23, 1997.
10. Советский энциклопедический словарь// М.: Советская энциклопедия; 4-е изд., С.678, 1987.
11. Солганик Г.Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики. Сборник статей. - М., С. 54. 2005.
12. Шеффер Ж.-М. ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР?//Пер. с франц. и послесл. С.Н. Зенкина. — М.: Едиториал УРСС, С. 192, 2010.
13. Язык современной публицистики//Сборник статей. - М., С. 66, 2005.