Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава I. Состояние общественно-политической мысли и культуры в России во второй половине XIX века 6
1.1. Рост национального самосознания — как результат общественно-политических событий в России II половины XIX века 6
1.2. Русская литература второй половины XIX века — как отражение процессов, происходивших в обществе 8
Глава II. Особенности речевого этикета действующих лиц в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» 13
2.1. А. Н. Островский и его пьеса «Бесприданница» 13
2.2. Особенности литературного стиля А. Н. Островского 17
2.3. Речевой этикет персонажей пьесы А. Н. Островского 21
Заключение 33
Список литературы и интернет-источников 35
Фрагмент для ознакомления
2
Эпоха правления Николая I заканчивается ко второй половине XIX века. Смерть Императора ознаменовала собой череду изменений в общественно-политической жизни страны, повлиявших на дальнейший ход отечественной истории: поражение России в Крымской войне (1853-1856), продемонстрировало экономическую и техническую отсталость России от Европейских стран. Не менее важными причинами изменений во всех сферах жизни страны необходимо считать отмену крепостного права (1861), появление новой социально силы — разночинства. В это время происходит вытеснение из общественно-политической жизни дворянской интеллигенции, исчерпавшей к этому времени свои возможности. Социальные реформы Царя-Освободителя — Александра II коренным образом изменили соотношение сил в обществе. Несмотря на освобождение крестьян от крепостной зависимости, половинчатые решения главной реформы столетия привели к многочисленным бунтам по всей стране, самым крупным из которых было восстание 1863-1864 гг. Убийство Александра II в 1881 году послужило началом эпохе реакции и безвременья, что, безусловно, сыграло свою неприглядную роль в дальнейшем демократическом развитии общества: в это время были закрыты многие прогрессивные издания, введена жесткая цензура. Но и внутри самого литературного сообщества происходил серьезный раскол: ярким примером непримиримости мнений служит раскол внутри журнала «Современник», в общественном пространстве в это время происходят жаркие споры относительно путей дальнейшего развития литературы и искусства. Острая полемика о предназначении искусства и литературы способствует утверждению метода реализма в литературе и искусстве — понятия, захлестнувшего не только саму литературу, но также и театр, музыку и живопись.
Напряжение общественно-политической жизни в России происходило на стыке развития внутренних проблем и внешнего влияния, связанного с успехами европейской науки и просвещения. Стремительный прогресс во всех областях жизни внушал передовой части российского общества определенный оптимизм и надежду на выравнивание достижений отечественной промышленности, транспорта с достижениями европейских соседей. Надежда на прогресс и расширение территорий связывались также с политикой в отношении окраинных рубежей страны и сопредельных территорий Средней Азии и Кавказа. Нельзя не отметить, что достаточно тесные связи России и европейских стран способствовали проникновению в страну западноевропейского консерватизма, который соединившись с местной национальной православно-философской традицией определил появление консервативных идей в этот период в России. Таким образом вторую половину XIX века можно определенно считать временем появления полноценного консерватизма в России.Среди наиболее известных фамилий, к консервативному крылу российского эстеблишмента того времени можно отнести таких общественных и культурных деятелей, как М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, И. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, В. Н. Мещерский и многие другие.[9]
Один из апологетов консерватизма — Л. А. Тихомиров считал, что любая реформа должна соответствовать, в первую очередь, «руководящим идеям национальной жизни и условиям национального существования», при этом модернизация не противопоставлялась «традиции», а признавалась в русле её органического продолжения: будущее должно опираться на прошлое, генетически вырастать из него на основе уже существующих структур. Результаты конкретных преобразований должны достигаться путем постоянного развития и реформирования традиционных структур и институтов, а не новым строительством, а реформы должны быть направлены на совершенствование и обновление уже существующего «порядка», без отказа от основополагающих принципов устройства и функционирования общества, от традиционных ценностей и культурных. [10] таким образом, анализируя сложившуюся в общественно-политическом пространстве ситуацию в России во второй половине XIX века можно утверждать, что сама сложившаяся общественно-политическая ситуация создавала все условия для более глубокого обращения к истокам собственной истории, её традициям и культуре. Это нашло ярк
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и интернет-источников
1.Балакай А. Г. Словарь русского речевого языка. М.: АСТ-ПРЕСС. 2001. —672 с
2.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества // сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство. — 424 с
3. Вежбицка, А Дискурс и культура // А. Вежбицка, К. Годдард //Жанры речи: сб. науч. ст. , Выпуск. 3. — Саратов: Колледж, 2002.— с. 240-245
4.Джокович В. и др.; под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой — Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2001.— С. 16—29
5. Кунильский А. Е. Витализм в русской литературе первой половины XIX века // Ученые записки Петрозаводского государственного университета.:Сер. : Общественные и гуманитарные науки.—2017, февраль.—№ 1 (162).—С.55-61
6.Курцева З. И. Речевой поступок в педагогическом общении / З. И. Курцева. — М.: Баласс, 2010. —224 с.
7. Лакшин В. Я. Мудрость Островского // Островский А. Н. Сочинения: в 3 т. Т. 1: Пьесы, 1850— 1861. М. : Художественная литература, 1987. С.10
8.Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.:Высшая школа. —1989. —174 с
9.Матюхин А. В. Общественная мысль России XIX— начала XX века // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 2. с .235 (С. 230-245
10.Матюхин А. В. Идеология русского консерватизма. Традиционализм и модернизация. — М.: 2006. с. 86
11.Сиротинина О. Б. Основные критерии хорошей речи //О. Б. Сиротинина // Хорошая речь // О. Б. Сиротинина, Н.И. Кузнецова, Е.
12.Чернышевский Н. Г.:Эстетические отношения искусства и действительности // Полное. собр. соч.: в 15 т . Т. 2. — М.: Художник. лит., 1984. —511 с
13.Чернышевский Н. Г. Очерки Гоголевского периода русской литературы. —М.: Худож. лит., 1984. — 511 с.
14.Островский А. Н. Бесприданница (Драма в четырех действиях) [электронный ресурс]// https://royallib.com// дата обращения (25.11.2023)