Фрагмент для ознакомления
1
Введение3
Глава 1. Теоретические основы нарушений произносительной стороны речи8
1.1. Понятие и классификация нарушений речи8
1.2. Психолингвистические аспекты нарушений речи12
1.3. Фонетико-фонологические нарушения и их влияние на речь17
Выводы по главе 122
Глава 2. Влияние нарушений произносительной стороны речи на овладение грамотой24
2.1. Взаимосвязь произношения и графических навыков28
2.2. Методы диагностики и коррекции нарушений28
2.3. Практические аспекты работы с детьми, имеющими нарушения произносительной стороны речи34
Выводы по главе 240
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Фрагмент для ознакомления
2
Исследование влияния артикуляторных нарушений речи в русском языке на овладение грамотой имеет огромное значение в области прикладной лингвистики и логопедии. Актуальность исследования обусловлена сложной взаимосвязью между речевой продукцией и навыками письменной речи, которая является фундаментальной, но недостаточно изученной в современных лингвистических исследованиях.
Артикуляторные нарушения в русском языке – языке с богатыми фонетическими и морфологическими сложностями – создают уникальные проблемы в овладении грамотностью. Эти нарушения могут варьироваться по своей природе и тяжести, начиная от легких фонетических неточностей и заканчивая глубокими фонологическими расстройствами. Это многогранное явление требует всестороннего изучения не только с фонетической и фонологической точек зрения, но и через призму психолингвистики и педагогических методик.
Проблемное поле данного исследования лежит в сложной динамике между звукопроизношением и развитием графических навыков. Взаимосвязь между устной и письменной модальностями очень глубока, и недостатки артикуляции могут оказывать каскадное воздействие на способность к эффективному чтению и письму. Эта взаимосвязь еще больше осложняется когнитивными факторами, когда фонемное понимание, необходимое для грамотности, часто затруднено из-за аномалий речевого производства.
Объектом данного научного исследования является феномен артикуляторных нарушений речи в русском языке, особенно их проявление и последствия в контексте овладения грамотой. Это включает в себя спектр дислалий – от незначительных фонематических отклонений до существенных фонологических расхождений. Предметом исследования является сложная взаимосвязь между этими речевыми нарушениями и многогранным процессом овладения навыками чтения и письма – область, созревшая для академического изучения.
Целью данного исследования является раскрытие сложной динамики между артикуляторными аномалиями и развитием грамотности с особым акцентом на русской языковой среде. Эта цель достигается путем решения ряда взаимосвязанных задач: Во-первых, классифицировать и прояснить различные типологии и степени тяжести речевых нарушений, используя сравнительный анализ, чтобы пролить свет на различные классификационные подходы. Во-вторых, исследование направлено на изучение психолингвистических аспектов этих речевых нарушений, изучая траекторию развития речевых функций и взаимодействие между фонетической артикуляцией и когнитивной обработкой. В-третьих, исследование стремится проанализировать фонетические и фонологические нарушения, тщательно изучая их последствия для вербального выражения и владения грамотой.
Исследование направлено на изучение симбиоза произношения и графомоторных навыков, выявление механизмов, лежащих в основе их взаимодействия, и влияния специфических речевых нарушений на письменную компетенцию. Это включает в себя изучение педагогических и логопедических стратегий для смягчения этих последствий, а также исследование инновационных методик терапевтического вмешательства. Последняя задача – применить эту теоретическую базу к реальным сценариям с помощью изучения и анализа конкретных случаев, тем самым предоставив практические рекомендации и проиллюстрировав успешные практики обучения грамоте в условиях подобных речевых проблем.
Данное исследование стремится проложить новые пути в понимании запутанной связи между аномалиями речевого производства и овладением грамотой, предлагая компендиум теоретических знаний и практических методик, которые потенциально могут революционизировать педагогические подходы к лицам, сталкивающимся с такими речевыми нарушениями в русском языковом контексте.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному (русскому) языку Текст. / Л.И. Айдарова. – М.: Педагогика, 1978. – 144 с.
Астапов В.М. Определение готовности детей к школе/ В.М. Астапов. М, 1991. 31 с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников/ Л.И. Ефименкова. – М., 2001 г. – 69 с.
Ковригина, Л.В. Введение в логопедическую специальность с основами логопедии: курс лекций: учебное пособие / Л.В. Ковригина; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2006.
Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция/ Я.Л. Коломинский – Спб.: Питер, 2004. – 480 с.
Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. М., Просвещение, 2000. – 374 с.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 1983. -136 с.
Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции /А.А. Ланцов. СПб.: Наука, 1994.
Логинова Е.А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. – СПб.: Детство-Пресс, 2004 г. – 208с.
Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2010.
Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов / С.С. Ляпидевский. М.: Просвещение, 1973.
Неволина Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых /Л.Г. Неволина. Л.: ЛГПИ, 1987.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология/ Л.Ф. Обухова. – М., Российское педагогическое агентство, 2006 г. – 374 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Т.В. Волосовец.- М.:ACADEMA, 2002
Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. М.: Просвещение, 1973.
Парамонова Л.Г. Логопедия / Л.Г. Парамонова. СПб.: Речь, 2004.
Рау, Е.Ф. Логопедия Е.Ф. Рау, В.А. Синяк. – М.: Просвещение, 1969.
Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.
Хватцев, М.Е. Логопедия: в 2 кн.: книга для преподавателей и студентов пед. вузов. Кн. 1 / М.Е. Хватцев; под науч. ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2009