Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 6
1.1. Проблема формирования познавательных интересов у младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенность формирования познавательных интересов у младших школьников 12
1.3. Методика использования нестандартных творческих заданий на уроках окружающего мира для формирования познавательных интересов у младших школьников 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Фрагмент для ознакомления
2
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указывается необходимость проектирования урока, построенного не на репродуктивной передаче знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а на формировании и развитии способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т. е. научить учиться. Важным условием успешного обучения является учет познавательных интересов обучающихся и их формирование на уроках в процессе обучения.
Рассмотри сущность понятия «познавательный интерес».
Познание как предмет исследования изучается в рамках различных наук: философии, педагогики и психологии. Познание – это процесс, направленный на получение нового знания о чем-либо. Познание осуществляется в процессе познавательной деятельности.
Интерес рассматривается в психолого-педагогической литературе как сложное и значимое для личности образование. Значительный вклад в изучение проблемы интереса внесли Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и другие. Понимание интереса как сложного психического образования в работах психологов представлено в зависимости от того, какой из составляющих компонентов выделяется как основополагающий.
В.Б. Лебединцев отмечет, что интерес – это важнейшая характеристика познавательной деятельности, связанная с процессом изучения окружающей действительности. Благодаря интересу, человек определяет те сферы, которые являются для него значимыми. Психологическую основу интереса, по мнению В.Б. Лебединцева, составляет интеллектуальная сторона психики [8].
Т.Н. Малиновская считает, что интерес вызывает только то, что является особенным, привлекательным, вызывающим положительные эмоции. В основе интереса лежит положительное эмоциональное отношение. И наоборот, то, что вызывает отрицательные эмоции, не представляет интереса для человека. Психологическую основу интереса составляет эмоциональная сторона психики [12].
Е.В. Макутова подчеркивает, что в основе интереса лежит активность личности, определенные действия, стремление человека к интересующему его предмету. Познавательный акт, который происходит под влиянием интереса от начального этапа (постановки цели, познавательной задачи) до завершения необходимым результатом, представляет собой процесс, который невозможен без волевых усилий, преодоления трудностей. Психологическую основу интереса составляет волевая сторона психики [11].
Одним из видов интереса является познавательный интерес. Процесс развития познавательного интереса происходит в различных видах деятельности, при этом выделяются этапы любопытства, любознательности, собственно познавательного интереса [6]. Характеристика данных этапов представлена на рисунке 1.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Аристова, М.С. Фронтальная работа как форма организации обучения [Текст] / М.С. Аристова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T43. – С. 94–101.
2.Буч, Э.И. Фронтальная работа как форма организации обучения [Текст] / Э.И. Буч // Молодежь XXI века. – Новосибирск, 2019. – С. 48–50.
3.Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. – 1008 с.
4.Герасименко, А.А. Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников / А.А. Герасименко, И.Н. Шабля // Интеллектуальный потенциал XXI века. – 2012. – № 11. – С. 59–64.
5.Демидко, Т.Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «окружающий мир» [Текст] / Т.Н. Демидко // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 70–71.
6.Дорофеева, Е.В. Сочетание фронтальной, коллективной, групповой и индивидуальной форм работы [Текст] / Е.В. Дорофеева // Успехи современной науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 40–43.
7.Лебединцев, В.Б. Обучение как многоуровневое явление [Текст] / В.Б. Лебединцев // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2015. – № 1 (37). – С. 81–93.
8.Лебединцев, В.Б. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: учебно-методическое пособие [Текст] / В.Б. Лебединцев. – Москва : Илекса, 2016. – 208 с.
9.Лещева, О.П. Основные формы организации учебной деятельности учащихся на уроке / О.П. Лещева // Географические науки и образование. – Астрахань, 2019. – С. 50–53.
10.Лукина, Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий [Текст] / Е.А. Лукина // Наука и образование: современные тренды. – 2013. – № 2 (2). – С. 46–102.
11.Макутова, Е.В. Групповые формы работы как средство формирования учебной деятельности младших школьников [Текст] / Е.В. Макутова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 3-1. – С. 143–147.
12.Малиновская, Т.Н. Фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения на занятиях по иностранному языку в юридическом вузе [Текст] / Т.Н. Малиновская // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2019. – № 19-2. – С. 76–78.
13.Нарыкова, Г.В. Особенности формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] / Г.В. Нарыкова. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2019/196026.htm.
14.Нечта, О.А. Использование различных форм организации обучения в педагогическом процессе [Текст] / О.А. Нечта // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. – Симферополь, 2018. – С. 288–293.
15.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. – Москва : Просвещение, 2019. – 223 с.
16.Туламатова, Ф. Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания [Электронный ресурс] / Ф. Туламатова. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konferencija-man.html
17.Тушнолобов, П.И. Проблема форм организации обучения в дидактике [Текст] / П.И. Тушнолобов // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. – 2016. – № 2. – С. 85–86.
18.Федеральный государственный образовательный стандарт НОО [Текст]. – Москва : Просвещение, 2020. – 31 с.
19.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации : от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Текст]. – Москва : Эксмо, 2020. – 787 с.