Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности, на сегодняшний день является изучение процесса социализации, т.е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. Для каждого поколения людей эффективная самореализация способствует формированию чувства уверенности, которое выступает одним из ведущих условий успешной социализации индивида. Социальное самоопределение человека одинаково актуально как для подрастающего поколения, так и для лиц третьего возраста. Эффективным процессом для поддержания и сохранения жизнедеятельности личности, выступает процесс вторичной социализации. Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. с. через культуру.
В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность по всем со многообразий, т, е. как продукт природы, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт общества. Агенты социализации – это социальные институты, отдельные группы и люди, способствующие социализации личности.
Структура процесса социализации личности включает в себя такие стороны, как этапы (стадии), субъекты (агенты), условия и механизмы.
В науке сложились и продолжают существовать несколько концепций развития личности в процессе социализации. Большинство из них берут за основу развития какой-либо один фактор, имеющий биологическое, психическое или социальное происхождение. Разделим их условно на универсальные, охватывающий весь жизненный цикл личности, и частные, охватывающие первичную социализацию личности.
Большинство концепций, в которых определяются основные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением первичной социализации.
Объект исследования: вторичная социализация как самостоятельный процесс.
Предмет исследования: содержание, условия и виды вторичной социализации
Цель исследования: изучение специфики вторичной социализации на основе подхода Т.Бергера и П.Лукмана
Задачи исследования:
1. Обзор основных подходов к социализации.
2. Характеристика подхода Т.Бергера и П.Лукмана к выделению уровней социализации.
3. Определение понятия вторичной социализации.
4. Классификация разновидностей вторичной социализации.
Глава 1.Понятие социализации и выделение первичного и вторичного уровней
1.1.Обзор основных подходов к социализации
Термин «социализация» ввел американский социолог Ф.Г. Гиддингс на рубеже XVIII-XIX веков. Как общепринятое научное понятие термин вошел в практику западной и англоязычной литературы в начале XX века. В отечественной науке «социализация» обозначала «процесс внедрения чего-либо» в отрасль хозяйства.
Социализация в контексте современной науки педагогики неразрывно связана с понятием «воспитание». Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, благодаря воспитанию осуществляется передача культурного опыта, знания, умения и навыки. Воспитание обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию человека к общественной жизни, знание основных норм поведения и общения.
образовательного процесса, закрепляют «внутренние» достижения саморазвития личности.
Термин «социализация» ав отечественной педагогике определяется по-разному. Один из ярких представителей социальной педагогики С.Т. Шацкий определяет понятие «социализация» как «педагогика среды». Предметом исследования в трудах ученого было влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды. С.Т. Шацкий убежден в том, что цели воспитания отражают потребности общества и государства, определяются временем и пространством, и в то же время находятся в зависимости от индивидуальных особенностей человека, требуют глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его знания, опыт, потребности, интересы. Важнейшую роль С.Т. Шацкий отводил проектированию процесса развития ребенка. Источник развития ребенка видел не в генетических задатках, а в экономической и социальной среде, в которой ребенок воспитывается и формируется как личность. В настоящее время теоретические взгляды С.Т. Шацкого и его практический опыт обращают на себя внимание оригинальным решением ключевых проблем педагогики - проблем социализации личности, методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и окружающей среды, функционирования школы в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бергер, П.Л, Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П.Л. Бергер, Т. Лукман. — М.: «Медиум», 1995.
2. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - С. 234.
3. Гиддингс, Э. Основания социологии: Анализ явлений ассоциации и социальной организации / Ф.Г. Гиддингс. - М.: КРАСАНД, 2012
4. Дюркгейм, Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - СПб.: Наука, 2006..
5. Кули, Ч.Г. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Г. Кули. - М.: Идея-Пресс, 2000.
6. Мёртон, Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мёртон // Социологические исследования. - 1992. - №3. - С. 14.
7. Мид, Дж.Г. Избранное. Сборник переводов / Дж.Г. Мид; сост. и пер. с англ. В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефременко. - М.: ИНИОН РАН, 2009.
8. Немировский, В.Г. Общая социология / В.Г. Немировский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
9. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - М.: Академический проект, 2002.
10. Парсонс, Т. Очерк социальной системы / Т. Парсонс. - М.: Академический проект, 2002.
11. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин; пер. с англ., общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. - М.: Политиздат, 1992.
12. Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард. - М.: Академический проект, 2011