Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы в процессе внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ 5
1.1. Задачи внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ в начальной школе 5
1.2. Понятие взаимодействие семьи и школы: сущность, специфика, формы 8
1.3. Особенности взаимодействия семьи и школы в процессе внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ 14
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Практическая работа по организации взаимодействия семьи и школы в процессе внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ 18
2.1. Анализ существующего опыта взаимодействия семьи и школы в процессе внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ (на примере школы) 18
2.2. Содержание работы по организации взаимодействия семьи и школы в процессе внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ (на примере школы) 23
2.3. Методические рекомендации по организации взаимодействия семьи и школы в процессе внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ 26
Выводы по второй главе 31
Заключение 33
Список использованных источников 35
Фрагмент для ознакомления
2
Младший школьный возраст детей является этапом развития, который соответствует периоду его обучения в начальной школе. В этот период происходит интенсивное физическое и психофизиологическое развитие младшего школьника. В ФГОС НОО рассматривается обеспечение формирования общей культуры младшего школьника и его духовно-нравственное развитие. Потребность в развитии творчески активной личности постоянно возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии детей [8].
Ребёнок постепенно осваивает всё больше продуктивных навыков и приёмов в ходе учебной деятельности. Те области занятий, которые вызывают у него больший интерес, чем все остальные, становятся его досугом. Это могут быть занятия музыкой, спортом или художественной деятельностью. Здесь в основном всё зависит от того, какова в этот период мотивация ребёнка к иным видам деятельности, кроме учебной. В этот период начинают раскрываться индивидуальные особенности ребёнка. Специалисты хорошо видят, к каким именно видам творческой деятельности тяготеет младший школьник.
В условиях реализации ФГОС, помимо учебной деятельности в образовательных организациях предусмотрена внеурочная деятельность. Она позволяет заниматься ребёнку всем тем, чем он только пожелает, то есть, по любому дополнительному направлению. Если педагогам удаётся с периода младшей школы определить интересы ребёнка, его мотивация к тому, или иному виду занятий лишь возрастает. Если этот процесс происходит гармонично и системно, у ребёнка постепенно формируется адекватная самооценка и развивается критичность по отношению к своим собственным действиям. Он постепенно усваивает все социальные нормы и нравственно развивается. В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера по многим направлениям [23].
По наблюдениям В.С. Мухиной, в младшем школьном возрасте наблюдается возрастающая тенденция к самовыражению и потребность на признание. В этом возрасте происходит интенсивное развитие и качественное преобразование познавательных процессов во всех областях. Они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок учится управлять своими психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением.
По мнению автора Н.Е. Ефремовой, на протяжении всего младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения. К 10-ти годам дети становятся способны достаточно долго концентрировать свое внимание и произвольно выполнять определенную программу действий. Все новое, неожиданное и яркое привлекает внимание учеников. Но в этом возрасте, ребёнок может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации [1].
Младший школьный возраст рассматривается как наиболее благоприятный для развития творческого воображения и фантазии. Все это свидетельствует о том, что для развития творческих способностей и воображения необходимо использовать возможности младшего школьного возраста. У младших школьников, с высоким уровнем сформированности элементов какой-либо деятельности, наблюдается устойчивая и адекватная рефлексивная самооценка [11]. На данном возрастном этапе развивается самопознание и личностная рефлексия. Очень важно, чтобы ребенок понимал свои способности и видел, что он может и умеет хорошо делать.
По мнению автора И.В. Дубровиной, способность делать что-то лучше других, принципиально важна для младших школьников. В младшем школьном возрасте активно формируются способы волевой регуляции. Поначалу это всегда вербальная инструкция учителя, но затем, с развитием самосознания, волевой акт ребёнка побуждается собственными потребностями. Творческие способности в младшем школьном возрасте постепенно приобретают самостоятельный характер. Этот период характеризуется быстрым и плодотворным развитием личности ребёнка и является наиболее благоприятным для любой творческой деятельности.
Под внеурочной деятельностью понимают также проявляемую вне уроков активность детей, обусловленную их интересами и потребностями. Она направлена на познание и преобразование себя и окружающей действительности. При правильной организации внеурочная деятельность играет важную роль в развитии детей и формировании всего ученического коллектива. Занятия детей в кружках, секциях, факультативах, их участие в олимпиадах, соревнованиях, конференциях и др., всё это реализуется в рамках внеурочной деятельности. Главным нормативным документом, определяющим внеурочную деятельность, является ФГОС НОО. Здесь важно отметить, что внеурочная деятельность есть неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в школе. В рамках реализации ФГОС НОО внеурочную деятельность следует понимать как образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность предлагает широкий выбор занятий, направленных на развитие детей, в том числе и творческое.
Основными задачами внеурочной деятельности детей являются:
-выявление интересов, склонностей и способностей детей к различным видам деятельности;
-создание условий для индивидуального развития ребенка в выбранной сфере деятельности;
-усиление педагогического влияния на жизнь детей во внеучебное время;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2018. – 162 с.
2. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст]//З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст]/Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 160 с.
4. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст]/ М.В. Битянова. - Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
5. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст]/ М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
6. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 30.11.2023).
7. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 30.11.2023).
8. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст] / О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
9. Гайдарова, Л. И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
10. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
11. Долженко, А.А. Нравственное воспитание школьника в современных условиях ФГОС НОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС НОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 30.11.2023).
12. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 27.03.2023).
13. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
14. Жмурина, К.В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей / К. В. Жмурина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38414/ ((дата обращения: 30.11.2023).
15. Заглада, Л.М. Дети и мультипликация [Текст] / Л.М. Заглада // Мир семьи. – 2005. - No11. – С. 14-17.
16. Ишкова, Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Ишкова, Ю.Е. Красный. - Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение. - 2007. -175 с.
17. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
18. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок». - 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата обращения: 30.11.2023).
19. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9.- С. 18-20.
20. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
21. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения: 30.11.2023).
22. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
23. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный . – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 30.11.2023).
24. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 30.11.2023).
25. Шадриков, В.Д. Способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М.: Издательство «Институт практической психологи РАН»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2014. — 288 с.